30 октября 2014 года
город Онега
Онежский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Яровицыной Д.А.,
с участием прокурора Гузева С.Ю.,
при секретаре Ильиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах О., Е., В. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов О., Е., В. к администрации МО «Онежский муниципальный район» о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма. Требования обосновывает тем, что жилой дом ..., в котором находится занимаемая истцами квартира, признан непригодным для проживания.
С учетом уточнений заявленных требований, просил обязать ответчика предоставить О. и членам его семьи по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в порядке ст. 89 ЖК РФ.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Истец Е. заявленные требования прокурора подержала в полном объеме.
Истцы О., В. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО «Онежский муниципальный район» С., действующая на основании доверенности в судебном заседании не оспаривала право истцов на предоставление им жилого помещения взамен непригодного для проживания, однако которое должно быть предоставлено исходя из нормы предоставления, что с учетом членов семьи нанимателя составляет не менее 36 кв.м., кроме того просила учесть, что в настоящее время на территории г. Онеги отсутствуют свободные жилые помещения, в связи с чем отсутствует возможность предоставить истцу жилое помещение, просила установить срок исполнения решения суда – до 31.12.2016 года. Дополнительно пояснила, что встречные требования о выселении семьи О. при рассмотрении данного дела Администрация заявлять не намерена.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении иска, приходит к следующему.
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ наделен правом предъявления иска в защиту интересов гражданина, обратившего к нему с такой просьбой.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и использования жилых помещений по назначению.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как установлено судом, О. является нанимателем жилого помещения – квартиры ..., состоящего из двух комнат, общей площадью 40,4 кв. м., данные обстоятельства подтверждаются копией договора социального найма от 30.07.2013 года, копией поквартирной карточки.
Членами семьи О. значатся: Е., В.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года непригодными для проживания признаются жилые дома, находящиеся в состоянии недопустимости уровня надежности в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (п.33).
Уполномоченная комиссия проводит оценку соответствия жилого помещения установленным требованиям и принимает решение о несоответствии помещения и признания его непригодным для проживания в соответствии с п.42-47.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 12.12.2012 года ... принято решение ... от 07.08.2013 года о признании жилого дома ... непригодным для проживания.
Кроме того, постановлением главы администрации МО «Онежский муниципальный район» ... от 28.01.2014 года, О. и члены его семьи поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещениях, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, в установленном законом порядке жилое помещение, занимаемое семьей истца признано непригодным для проживания, тем самым обуславливает их право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в порядке статьи 57 ЖК РФ.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела представителем ответчика встречные требования о выселении нанимателя из жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма не заявлялось и учитывая основание заявленных требований, спор должен быть разрешен с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, регламентирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В силу положений ч. 5 ст. 57 ЖК в случае обращения граждан с исками об обеспечении их жилым помещением в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствие с ч.ч.1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма площади предоставления на одного человека в г.Онеге и Онежском районе составляет 12 кв.м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что О. имеет право на предоставление жилого помещения с учетом членов семьи Е., В. площадью 36 кв.м (12 кв.м х 3чел.).
Представитель ответчика при рассмотрении дела просила установить срок предоставления истцам жилого помещения – до 31.12.2016 года, обосновывая указанное отсутствием на территории г. Онега свободного муниципального жилья.
Вместе с тем, суд не может согласится с данным доводом ответчика по следующим основаниям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖКРФ лицам, чьи жилые помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания, жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Вводя подобное правовое регулирование, законодатель исходил, прежде всего, из того, что проживание граждан в жилом помещении не соответствующем санитарным и техническим правилам и нормам, находящемся в аварийном состоянии, т.е. фактически не отвечающем признакам жилого помещения, представляет опасность для их жизни и здоровья. Таким образом, иное благоустроенное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания должно быть предоставлено таким гражданам незамедлительно после установления соответствующих обстоятельств. Реализация данной обязанности не может быть поставлена в зависимость от отсутствия свободных жилых помещений на территории муниципального образования, планируемого срока сноса дома, где расположено такое жилое помещение, а также от наличия иных лиц, имеющих равное с такими гражданами право на обеспечение жилым помещением.
Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда рассматривается в порядке исполнения решения суда.
Занимаемое истцом жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, что сторонами не оспаривается, поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на администрацию МО «Онежский муниципальный район», иные доводы представителя ответчика значение по заявленному спору не имеют, т.к. не могут служить основанием для отказа в иске.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Онежского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах О., Е., В. к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» предоставить О. на состав семьи из трех человек, включая Е., В. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 36 кв.м., расположенное в границах г. Онега, отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям жилищного законодательства, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.А.Яровицына
...
...
...