Дело №5-23/2014
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

по делу об административном правонарушении
 

    с. Ольховка 23 октября 2014 года
 

    Судья Ольховского районного суда Волгоградской области Грошева О.А.,
 

    с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» - начальника Ломакина В.Н.,
 

    представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области – ведущего специалиста-эксперта территориального отдела в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Коноваловой М.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Ольховская районная станция по борьбе с болезнями животных (ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ»), свидетельство о регистрации №, ИНН №, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ),
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    В ходе проведения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов плановой выездной проверки в диагностическом отделе ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляющем лицензируемый вид деятельности – деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (выполнение работ с микроорганизмами, гельминтами 3-4 групп патогенности) установлен факт грубого нарушения лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 года № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», а именно:
 

    - п. 5 «г» - лаборант ФИО3 не имеет высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по специальности «паразитология» или «микробиология», отвечающей требованиям и характеру выполняемых работ (согласно должностной инструкции выполняет серологические исследования),
 

    - п. 5 «г» - лаборант ФИО4 не имеет дополнительной подготовки по специальности «паразитология» или «микробиология», отвечающей требованиям и характеру выполняемых работ (согласно должностной инструкции выполняет серологические исследования),
 

    - п.2.2.6 СП 1.3.2322-08, п. 5 «е» ПП № 317 – не в полном объеме пройден в 2014 году периодический медицинский осмотр персоналом: не проведено обследование на гельминтозы и протозоозы, а также на яйца гельминтов (все сотрудники, привлекаемые к работам с ПБА 3-4 групп должны проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями нормативного документа – приказа МЗиСР РФ от 12 апреля 2011 года № 302 прил. 1, п. 2.4);
 

    - п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.3.2322-08, п. 5 «е» ПП № 317 – в помещениях «заразной» зоны используется лабораторная мебель из древесины – 3 рабочих стола.
 

    Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности – начальник ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» Ломакин В.Н. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласился в полном объеме, пояснил, что допущенные нарушения будут устранены в ближайшее время.
 

    Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области Коновалова М.В. в судебном заседании просила привлечь юридическое лицо к административной ответственности в связи с осуществлением деятельности с грубым нарушением требований и условий лицензии.
 

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что в действиях ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
 

    В соответствии ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ ответственность наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
 

    Согласно п. 19 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и положением «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», утвержденным Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 года № 317, лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
 

    Согласно материалам дела ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» имеет лицензию № № от ДД.ММ.ГГГГ для выполнения работ с микроорганизмами простейшими и гельминтами 3-4 групп патогенности, которая переоформлена ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Местом осуществления деятельности в лицензии указан диагностический отдел, расположенный по адресу: <адрес>.
 

    В соответствии с положением о диагностическом отделе, утвержденным начальником ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ», данный отдел является структурным подразделением ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» и предназначен для организации диагностической работы и проведения лабораторных исследований, в нем проводятся серологические, гематологические и гельминтологические исследования.
 

    Согласно Правил работы в диагностическом отделе, утвержденных начальником ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» ДД.ММ.ГГГГ и согласованных председателем комиссии по биологической безопасности, в диагностическом отделе проводятся: серологические исследования (бруцеллез по РА и РСК; лейкоз по РИД: сап по РФ, случная болезнь по РСК), гематологические исследования на лейкоз (подсчет количества лейкоцитов и выведение лейкоформулы), паразитологические исследования – гельминты 3-4 группы (нематодозы, трематодозы, цестодозы, протозоозы пчел, арахно-энтомозы пчел).
 

    В 2013 и 2014 году диагностическим отделом проведены серологические исследования, гематологические исследования на лейкоз и исследования на паразитарные болезни.
 

    В соответствии с п. 6 вышеназванного Положения «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 

    В соответствии с п.п. «г» п. 5 данного Положения, лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен иметь в штате специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и дополнительную подготовку по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология" или "микробиология", отвечающих требованиям и характеру выполняемых работ.
 

    В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ к выполнению работ с мироорганизмами 3-4 группы патогенности, простейшими 3-4 групп патогенности, гельминтами 3-4 групп патогенности допущены следующие сотрудники диагностического отдела: заведующая ФИО7, ветеринарный врач ФИО8, лаборант ФИО3 и Лаборант ФИО4 При этом из акта проверки следует, что лаборанты ФИО3 и ФИО4 не имеют дополнительной подготовки по специальности «паразитология» или «микробиология», отвечающей требованиям и характеру выполняемых работ, а лаборант ФИО3 также не имеет профессионального образования.
 

    Кроме того, в соответствии с п.п. « е» п. 5 вышеназванного Положения, лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен обеспечить соблюдение требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
 

    Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 2.2.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08» (вместе с «СП 1.3.2322-08. Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», все сотрудники, привлекаемые к работам с ПБА III - IV групп, должны проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с нормативными документами.
 

    Согласно п. 2.4 прил. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 15.05.2013) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», работа с таким производственным биологическим фактором как инфицированный материал и материал зараженный или подозрительный на заражение микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) или гельминтами, требует прохождение периодического медицинского осмотра, в том числе на гельминтозы и протозоозы, а также на яйца гельминтов.
 

    Вместе с тем, согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, всеми сотрудниками диагностического отдела периодический медицинский осмотр пройден в июле 2014 года, при этом обследование на гельминтозы и протозоозы, а также на яйца гельминтов не проводилось.
 

    Кроме того, согласно п. 2.3.17 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08» (вместе с «СП 1.3.2322-08. Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях "заразной" зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием.
 

    Однако, согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в помещениях «заразной» зоны диагностического отдела ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» допускается использование лабораторной мебели из древесины, а именно 1 стол для сдачи материала, 2 стола в помещении для проведения гематологических исследований.
 

    Факт выявленных в ходе проверки нарушений подтвержден в судебном заседании представителем ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» Ломакиным В.Н..
 

    Согласно п. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
 

    1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 

    2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
 

    При этом суд полагает, что допуск к работе с микроорганизмами, простейшими и гельминтами 3-4 групп патогенности сотрудников, не имеющих необходимой подготовки по специальности «паразитология» или «микробиология», а также сотрудника без соответствующего образования приводит к возникновению угрозы причинения тяжкого вреда здоровью граждан. Также использование деревянной мебели в помещениях «заразной» зоны диагностического отдела, равно как отсутствие у сотрудников диагностического отдела периодического обследования на гельминтозы и протозоозы, а также на яйца гельминтов приводит к возникновению угрозы причинения тяжкого вреда здоровью сотрудников данного отдела.
 

    Оценивая в совокупности представленные доказательства суд полагает, что в действиях ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ», усматривается состав административного правонарушения предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
 

    При определении вида и размера наказания суд принимает во внимание степень общественной опасности и характер совершенного административного правонарушения, тот факт, что ранее ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» к административной ответственности не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность по делу не установлено. На основании изложенного суд полагает возможным применить ГБУ ВО «Ольховская рай СББЖ» наказание в виде административного приостановления деятельности.
 

    Руководствуясь ст.ст. 23.1.ч.1; 29.10; ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, суд
 

    П О С Т А Н О В И Л:
 

 

    Признать Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Ольховская районная станция по борьбе с болезнями животных» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 2 (двое) суток, приостановив на этот срок работу диагностического отдела Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Ольховская районная станция по борьбе с болезнями животных», расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>.
 

    Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности диагностического отдела Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Ольховская районная станция по борьбе с болезнями животных».
 

    В соответствии с ч 1 ст. 32.12 КоАП РФ настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.
 

    Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Волгоградский областной суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены, административное приостановление деятельности досрочно прекращается по ходатайству юридического лица, которому назначено наказание, подаваемому в тот же суд который назначил административное наказание.
 

    Судья О.А. Грошева