Дело № 12–84/2014
РЕШЕНИЕ
20 октября 2014 года с.Ольховка
Судья Ольховского районного суда Волгоградской области Клименко С.В., с участием Черкашиной Г.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ольховская прогимназия» Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее МБОУ Ольховская прогимназия)
по жалобе на постановление о назначении административного наказания главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Ольховскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Парахина Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Ольховскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Парахина Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ Ольховская прогимназия, привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с обнаружением нарушений пожарной безопасности при осуществлении мероприятий по контролю за обязательным соблюдением законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ Ольховская прогимназия, находящихся по адресу: <адрес>, а именно:
- в помещениях МБОУ Ольховская прогимназия план эвакуации выполнен не на основе фотолюминесцентных материалов (ст. 4 ФЗ №123, п. 6.2.7 ГОСТ 12.2 143-2009;
- здание МБОУ Ольховская прогимназия как здание класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не оборудовано беспроводной системой дублирования сигналов пожарной сигнализации при возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации ( ч.7 ст. 83 ФЗ № 123).
Эти нарушения квалифицированы по ч.2 ст. 20.4 КОАП РФ, а именно: нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
МБОУ Ольховская прогимназия как юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400000 руб.
И.о. директора образовательного учреждения Черкашина Г.В. обжаловала вышеуказанное постановление в Ольховский районный суд Волгоградской области, указав, что обнаруженные должностным лицом Парахиным Е.А. нарушения требований законодательства о пожарной безопасности обусловлены отсутствием финансирования учреждения на проведение данных мероприятий, ею принимались меры направленные на выделение учреждению необходимых средств для устранения нарушений, однако до настоящего времени деньги не выделены.
Черкашина Г.В. в судебное заседание явилась, жалобу и доводы, указанные в её обоснование, поддержала в полном объеме.
Государственный инспектор отделения надзорной деятельности по Ольховскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Парахин Е.А. в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу, что постановление по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Ольховскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Парахина Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям.
Должностным лицом действия МБОУ Ольховская прогимназия квалифицированы по ч.2 ст. 20.4 КОАП РФ.
Положения ч. 2 ст. 20.4 КОАП РФ предусматривает ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Из смысла содержания п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
По фактам нарушений противопожарного режима, выявленных в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ плановой, выездной проверки, в отношении МБОУ Ольховская прогимназия составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КОАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ учреждению вменяется правонарушение по признакам ч. 2 ст. 20.4 КОАП РФ за то, что:
- в помещениях МБОУ Ольховская прогимназия план эвакуации выполнен не на основе фотолюминесцентных материалов (ст. 4 ФЗ №123, п. 6.2.7 ГОСТ 12.2 143-2009;
- здание МБОУ Ольховская прогимназия как здание класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не оборудовано беспроводной системой дублирования сигналов пожарной сигнализации при возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации ( ч.7 ст. 83 ФЗ № 123).
Должностное лицо Парахин Е.А., рассмотрев данный протокол об административном правонарушении, вынес оспариваемое постановление.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 названного Закона государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 1 названного Закона N 69-ФЗ нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Под противопожарным режимом указанным законом понимаются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Меры пожарной безопасности определяются как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. При их соотношении с предыдущим определением можно сказать, что противопожарный режим осуществляется путем принятия мер пожарной безопасности.
Из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Требования пожарной безопасности определены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Неисполнение указанных обязанностей в установленном порядке влечет применение к нарушителю санкций, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании Черкашина Г.В., не оспаривая факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указала на отсутствие денежных средств, необходимых для устранения всех выявленных нарушений. Об этих нарушениях пожарной безопасности ещё до проведения проверки инспектором по пожарному надзору она неоднократно обращалась к учредителю учреждения за выделением необходимых денежных средств на эти нужды. Однако средства не были выделены.
Согласно п. 7 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. Департамент надзорной деятельности МЧС России в своем письме от 11.03.2014 N 19-1-13-969 «Об изготовлении и применении планов эвакуации», в связи с участившимися обращениями граждан и юридических лиц в адрес Министерства о порядке разработки и изготовления планов эвакуации при пожаре (далее - планы эвакуации) сообщил следующее. Изготовление и применение планов эвакуации может осуществляться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении, при этом вид материала для изготовления плана эвакуации определяется собственником объекта защиты самостоятельно. Вместе с тем, изготовление и применение планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. Здание Ольховской прогимназии обеспечено наличием плана эвакуации не в фотолюминесцентном исполнении, однако данный вид материала, как указала директор, не определялся собственником для выполнения плана эвакуации. Таким образом, каких-либо нарушений при выполнении плана эвакуации должностным лицом допущено не было. Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, где к классу Ф1.1 - отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций. Однако в здании прогимназии система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Вместе с тем, согласно расчету средств, необходимых по кодам сметы учреждения на 2014 год, директором были заложены средства на выполнение данных норм. Однако, из сметы бюджета следует, что данные средства учреждению выделены не были. Таким образом, у муниципального учреждения не имелось необходимых денежных средств для выполнения указанных требований пожарной безопасности. Согласно решению Ольховского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ Ольховская прогимназия обязана в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения беспроводной системой пожарной сигнализации с передачей сигнала о пожаре в ближайшее подразделение пожарной охраны. Этим же решением администрация Ольховского муниципального района была обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать МБОУ Ольховская прогимназия для оборудования здания беспроводной системой пожарной сигнализации с передачей сигнала о пожаре в ближайшее подразделение пожарной охраны. Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.5 ч.1 п.2 КОАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
Поскольку юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что указанное нарушение правил пожарной безопасности вменено не обосновано и дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Ольховскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Парахина Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ольховская прогимназия» Ольховского муниципального района Волгоградской области, отменить и производство прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней с момента его получения в Волгоградский областной суд.
Постановление изготовлено в совещательной комнате.
Судья