Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ------ 2014 года
Окуловский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Епифанова В.И., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ----- о ликвидации свалки отходов,
у с т а н о в и л:
<адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию ---- произвести вывоз отходов с незаконной свалки, расположенной в ------ в течение ----- со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 требования поддержал.
Представитель Администрации ------ в судебное заседание не явился, о месте и времени его извещён, представил заявление о согласии с исковыми требованиями и рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ------- обнаружена незаконная свалка твердых бытовых отходов, в которой произведено складирование твердых бытовых отходов: пластиковых и стеклянных бутылок, металлических банок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания.
Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Часть 5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства» предписывает, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по осуществлению мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; по соблюдению при использовании земельных участков требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; по недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч.4 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, а также по рекультивации нарушенных земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, соблюдать при использовании земельных участков требования, экологических правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные обязанности установлены п.1 ст.7 Закона.
В п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления и поселений.
Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в распоряжении Администрации -----.
Таким образом, суд считает требования прокурора в обязанности Администрации ----- произвести вывоз отходов с незаконной свалки, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В связи с изложенным, суд считает разумным и оптимальным вывоз отходов осуществить в течение ----- со дня вступления решения в законную силу
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию ----- вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной в ---- на площади около ---- в течение ----- со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд в течение месяца через Окуловский районный суд.
Судья: В.И. Епифанов