РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    24 октября 2014 года п. Арсеньево
 

    Одоевский районный суд Тульской области в составе:
 

    председательствующего Валицкой Л.В.,
 

    при секретаре Фроловой Т.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Самохиной А.Д. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
 

установил:
 

    истица Самохина А.Д. обратилась с исковым заявлением в Одоевский районный суд к администрации муниципального образования Славный, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указала, что однокомнатная квартира № <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного временной администрацией АТО «Тула-50», была предоставлена Самохиной А.Д.,, которая фактически пользуется квартирой на правах социального найма и приняла решение приватизировать квартиру. Занимаемая истцами квартира по адресу: <адрес>, –находится в муниципальной собственности муниципального образования Славный. Администрация муниципального образования Славный в выдаче разрешения на приватизацию Самохиной А.Д, отказала по тем мотивам, что после расформирования в/ч № в границах военного городка "Тула-50" было создано административно-территориальное образование «Тула-50», исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация, являвшаяся структурным подразделением администрации <адрес> и входившая в систему органов государственной власти Тульской области. Постановлением Губернатора Тульской области от 26.05.2006 №47-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация в АТО «Тула-50» была упразднена, а ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Органы муниципального образования Славный не являются правопреемником работавших на территории АТО «Тула-50» государственных органов. Документы государственных органов, в том числе касающиеся вопросов предоставления гражданам жилых помещений, в органы муниципального образования Славный не передавались, местонахождение указанных документов администрации муниципального образования Славный неизвестно. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес>, – Самохиной А.Д. по договору социального найма не распределялась, постановлением администрации муниципального образования Славный не выделялась, из приложенной к заявлению копии ордера невозможно установить, предоставлено ли ей жилое помещение на правах социального найма, в жилищном фонде социального использования или на иных правах. Кроме того, отказ в выдаче разрешения Самохиной А.Д. на приватизацию квартиры был аргументирован тем, что из приложения к письму на имя заместителя губернатора Тульской области В.В. Савощенко, поступившему из ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных целевых программ» исх. №Ю2110/8-918-286 от ДД.ММ.ГГГГ г., копия которого направлена в адрес муниципального образования Славный ГУП Тульской области «Жилкомреформа» за № от ДД.ММ.ГГГГ г., усматривается, что администрацией О области Самохиной А.Д. был выдан государственный жилищный сертификат №, который был ею реализован ДД.ММ.ГГГГ г.. при этом обязательным условием участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» являлось принятие на себя гражданином обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения, при этом спорная квартира в настоящее время находится в муниципальной собственности Славный, однако до настоящего времени органам местного самоуправления Самохиной А.Д. не передана по акту. Считает отказ в приватизации занимаемого жилого помещения не основанным на законе. Действительно Самохиной А.Д. ДД.ММ.ГГГГ администрацией О области был выдан государственный жилищный сертификат, по которому представлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. С использованием государственного жилищного сертификата Самохиной А.Д. была приобретена в собственность квартира по адресу: <адрес>, государственная регистрация права собственности была произведена ДД.ММ.ГГГГ В связи с предоставлением Самохиной А.Д. государственного жилищного сертификата для приобретения жилья она приняла на себя обязательство о сдаче занимаемого ею жилого помещения пол адресу: <адрес>, - и освободить указанную квартиру со всеми проживающими лицами не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о праве собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного сертификата. Ссылаясь на ст.195,196,199 ГК РФ, считает, что срок исковой давности для обращения собственника жилого помещения в суд с иском о выселении из занимаемого жилого помещения истек ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку перемена лиц в обязательстве не влечет за собой изменения в исчислении срока исковой давности. Ранее истица участия в приватизации не принимала. На основании ст.2,11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» просит удовлетворить ее требования, признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
 

    В судебное заседание истица Самохина А.Д. не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени, дате и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
 

    Представитель истица по доверенности Кузмицкий В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
 

    Ответчик администрация муниципального образования Славный, будучи надлежаще уведомлен о времени, дате и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, в письме просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя в связи с невозможностью участия по служебным обстоятельствам, в удовлетворении иска просил отказать, указав, что позиция ответчика изложена в возражении при отказе в удовлетворении заявления о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    В судебном заседании представитель третьего лица ГУП Тульской области «Жилкомреформа» по доверенности Минаева С.В. против удовлетворения иска возражала по следующим основаниям. Собственником квартиры № <адрес> является муниципальное образование Славный, которому принадлежат все правомочия собственника в соответствии со ст.209 ГК Российской Федерации. ГУП Тульской области «Жилкомреформа» в правоотношениях, связанных с распоряжением муниципальными жилыми помещениями, не участвует, предприятие в соответствии с п.1 договора, заключенного с администрацией муниципального образования Славный ДД.ММ.ГГГГ г., уполномочено только на оформление приватизационных документов по заявлениям граждан. Истица в ГУП Тульской области «Жилкомреформа» не обращалась, права и законные интересы Самохиной А.Д. предприятием не нарушены, в связи с чем привлечение в качестве третьего лица считает нецелесообразным. Пояснила также, что Самохиной А.Д, на состав семьи 1 человек, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» коллегией О области ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный жилищный сертификат серии ГУ № на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб.,, с использованием которого в ДД.ММ.ГГГГ. было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>. В связи с предоставлением Самохиной А.Д. государственного жилищного сертификата для приобретения жилья она приняла на себя обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, не позднее двух месяцев со дня приобретения жилья. Реализовав свое право на получение государственного жилищного сертификата, Самохина А.Д. не исполнила обязательство о сдаче указанной квартиры. Согласно ст.307,309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Поскольку в соответствии со ст.83 ЖК РФ Самохина А.Д. утратила право пользования спорным жилым помещением в связи с прекращением договорных отношений с собственником жилищного фонда, договор социального найма на указанное жилое помещение после реализации государственного жилищного сертификата и приобретения с его помощью другого жилого помещения не заключался, то на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Самохина А.Д. не может приобрести указанное жилое помещение в собственность в порядке приватизации, т.к. пользуется не сданной квартирой в отсутствие законных оснований, в связи с чем оснований для удовлетворения иска нет.
 

    Третье лицо Правительство Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено, в зал судебного заседания представитель не явился. В письменных пояснениях представитель Правительства Тульской области по доверенности А.В. Демидова сообщила, что как следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного администрацией АТО «Тула-50», он является документом, дающим право на занятие жилой площади по адресу: <адрес>, но из него не представляется возможность определить, предоставлялось ли Самохиной А.Д. спорное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения или в качестве служебного жилого помещения. В материалах дела договор социального найма на спорное жилое помещение, а также иные документы, подтверждающие его заключение, отсутствуют. Учитывая изложенное, просит принять законное и обоснованное решение с учетом действующего законодательства Российской Федерации в отсутствие представителя.
 

    Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено, в зал судебного заседания представителя не направил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлял.
 

    Исходя из требований ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истицы, представителей ответчика администрации муниципального образования Славный и третьих лиц Правительства Тульской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
 

    Выслушав представителя истицы, представителя третьего лица ГУП Тульской области «Жилкомреформа», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного администрацией АТО ?Т?, Самохиной А.Д. предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
 

    Из поквартирной карточки и выписки из домовой книги усматривается, что в названной квартире зарегистрирована Самохина А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    Согласно государственному жилищному сертификату серии №, выданному коллегией О области ДД.ММ.ГГГГ г., Самохина А.Д. является участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и в соответствии с условиями программы ей предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия в размере <данные изъяты> руб. для приобретения жилого помещения на территории О области с нормативом общей площади <данные изъяты> кв.м и стоимостью 1 кв.м <данные изъяты> руб. В сертификате имеется запись: С условиями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том числе безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в моей собственности или в общей собственности членов моей семьи, в государственную или муниципальную собственность ознакомлен (-а) и обязуюсь их выполнять. Подпись Самохиной А.Д.
 

    Согласно сведениям, предоставленным департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства О области Самохина А.Д. является участником Программы, государственный жилищный сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ выдан ей и реализован.
 

    Реализация сертификата подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ копией свидетельства о государственной регистрации права серии №, из которых видно, что Самохина А.Д. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность квартиру общей площадью 50,3 кв.м по адресу: <адрес> (регистрация права ДД.ММ.ГГГГ г.).
 

    Законом Тульской области от 9.06.2008 г. №1012-ЗТО «Об образовании и наделении статусом поселка городского типа географического объекта - административно-территориальной единицы на территории Арсеньевского района Тульской области» образован на территории Тульской области географический объект – административно-территориальная единица, расположенная в Арсеньевском районе в границах территории административно-территориального образования «Тула-50». Данная административно-территориальная единица наделена статусом поселка городского типа.
 

    В соответствии с Законом Тульской области от 26.11.2008 г. №1128-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований на территории Арсеньевского района Тульской области» преобразовано муниципальное образование Арсеньевский район Тульской области, выделено из его состава муниципальное образование Славный, с включением в его состав территории населенного пункта поселка городского типа Славный.
 

    Постановлением Администрации Тульской области от 30.08.2011 г. №606 утвержден «Перечень недвижимого имущества Тульской области, находящегося в хозяйственном ведении Государственного унитарного предприятия <адрес> «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования «Тула-50», передаваемого в собственность муниципального образования Славный», в который согласно приложениям № квартира № <адрес>
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> является муниципальное образование Славный на основании акта приема-передачи имущества, находящегося в собственности Тульской области, в собственность муниципального образования Славный от ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    ДД.ММ.ГГГГ в результате рассмотрения обращения Самохиной А.Д. по вопросу приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, администрация муниципального образования Славный отказала в приватизации названного помещения также по причине наличия обязательства о его сдаче (передаче) в связи с получением государственного жилищного сертификата.
 

    Право предоставления определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату жилого помещения из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами закреплено в статье 40 Конституции Российской Федерации.
 

    Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
 

    Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством – «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 – 2010 годы» (вместе с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих продолжительность службы 10 лет и более, при увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Для получения сертификата гражданин - участник Программы представляет в комиссию в числе других указанных документов также документы, подтверждающие численный состав семьи и справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы (для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания) или обязательство о сдаче жилого помещения после приобретения жилого помещения с помощью сертификата, предусматривающего обязанность сдать (передать по договору отчуждения) в распоряжение администрации АТО «Тула-50» и освободить указанную жилую площадь со всеми проживающими совместно с ним лицами в срок не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного сертификата, а также не приватизировать, не закладывать, не передавать по договорам отчуждения с момента подписания обязательства.
 

    Изъявив желание участвовать в Программе и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
 

    Соглашаясь на участие в Программе, граждане избирают способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Соглашаясь с условиями Программы, граждане обязаны передать ранее занимаемое жилое помещение в государственную (муниципальную) собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.
 

    Следовательно, обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось освобождение ранее занимаемого жилья по договору социального найма, в противном случае предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета исключалось.
 

    Таким образом, анализ указанных нормативны актов позволяет сделать вывод, что они устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
 

    Вместе с тем, согласно условиям участия в ФЦП «Государственные жилищные сертификаты» гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
 

    Представитель истца по доверенности Кузмицкий В.А. подтвердил в судебном заседании факт принятия на себя участником Программы «Государственные жилищные сертификаты» Самохиной А.Д. обязательства о сдаче занимаемого его семьей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Таким образом, анализ указанных нормативны актов позволяет сделать вывод, что названными Правилами гражданином - участником подпрограммы, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
 

    В случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
 

    Аналогичная норма о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства содержится в пункте 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
 

    Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
 

    Анализ названных положений свидетельствует о том, что реализация права на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке ст.83 ЖК РФ.
 

    Таким образом, законодателем предусмотрено, что в случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин не имеет права на бесплатную приватизацию жилого помещения, поскольку его право социального найма на занимаемое жилое помещение прекращается, тогда как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает право на приватизацию занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма.
 

    Следовательно, законодателем предусмотрено, что в случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин и члены его семьи не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения.
 

    В результате реализации государственного жилищного сертификата у Самохиной А.Д. возникла обязанность освободить предоставленное ей жилое помещение. Данная обязанность не носит характер гражданско-правового обязательства, а вытекает непосредственно из закона, которым определяются условия обеспечения военнослужащего и членов его семьи жильем.
 

    С учетом этого суд признает, что гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке.
 

    В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
 

    Как следует из материалов дела, Самохина А.Д. от получения субсидии из федерального бюджета по государственному жилищному сертификату не отказывалась, с предложением к уполномоченному лицу о возврате денежных средств, полученных на приобретение жилья, не обращалась и принятое в силу закона на себя обязательство о сдаче жилого помещения не выполнила, а вопреки условиям федеральной целевой программы, с которыми была ознакомлена при получении субсидии из федерального бюджета, злоупотребляя своим правом, обратилась в суд с иском о приватизации.
 

    Между тем, в силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
 

    Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями ст. 10 ГК Российской Федерации, в силу которых не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
 

    Поскольку истица, заявив иск о приватизации занимаемого им без законных оснований жилого помещения по адресу: <адрес>,– действует вопреки закрепленной гражданским законодательством презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), нарушая принципы правового государства, законности, справедливости, игнорируя государственные и общественные интересы, то в удовлетворении настоящего иска необходимо отказать.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    в удовлетворении исковых требований Самохиной А.Д. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать за необоснованностью.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд.
 

    Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2014 г.
 

    Судья Л.В. Валицкая