РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    24 октября 2014 года п. Арсеньево
 

    Одоевский районный суд Тульской области в составе:
 

    председательствующего Валицкой Л.В.,
 

    при секретаре Фроловой Т.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Железняка В.И. , Железняк Л.Н. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
 

установил:
 

    истцы Железняк В.И. и Железняк Л.Н. обратилась с исковым заявлением в Одоевский районный суд к администрации муниципального образования Славный, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указали, что трехкомнатная квартира № в доме № по <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного домоуправлением воинской части №, была предоставлена Железняку В.И. на семью из трех человек: на него, жену Железняк Л.Н., а также сына Железняка И.В., который ДД.ММ.ГГГГ выбыл к иному месту жительства со снятием с регистрационного учета. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства два человека – Железняк В.И. и Железняк Л.Н., которые фактически пользуются квартирой на правах социального найма и приняли совместное решение приватизировать квартиру в свою пользу по 1/2 доли каждому. Занимаемая истцами квартира по адресу: <адрес>, –находится в муниципальной собственности муниципального образования Славный. Администрация муниципального образования Славный в выдаче разрешения на приватизацию Железняк В.И. отказала по тем мотивам, что после расформирования в/ч № в границах военного городка "Тула-50" было создано административно-территориальное образование «Тула-50», исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация, являвшаяся структурным подразделением администрации Тульской области и входившая в систему органов государственной власти Тульской области. Постановлением Губернатора Тульской области от 26.05.2006 №47-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация в АТО «Тула-50» была упразднена, а ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Органы муниципального образования Славный не являются правопреемником работавших на территории АТО «Тула-50» государственных органов. Документы государственных органов, в том числе касающиеся вопросов предоставления гражданам жилых помещений, в органы муниципального образования Славный не передавались, местонахождение указанных документов администрации муниципального образования Славный неизвестно. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес>, – семье Железняк по договору социального найма не распределялась, постановлением администрации муниципального образования Славный не выделялась, из приложенной к заявлению копии ордера невозможно установить, предоставлено ли семье Железняк жилое помещение на правах социального найма, в жилищном фонде социального использования или на правах служебного жилого помещения на время нахождения Железняка В.И. в служебных правоотношениях с Министерством обороны РФ. Кроме того, отказ в выдаче разрешения Железняку В.И. на приватизацию квартиры был аргументирован тем, что из приложения к письму на имя заместителя губернатора Тульской области В.В. Самощенко, поступившему из ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ копия которого направлена в адрес администрации муниципального образования Славный ГУП Тульской области «Жилкомреформа» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией <адрес> Железняку В.И. и членам его семьи был выдан государственный жилищный сертификат серии № который ими был реализован ДД.ММ.ГГГГ года, при этом обязательным условием участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» являлось принятие на себя гражданином обязательства о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения. В то же время квартира по адресу: <адрес>, - истцами до настоящего времени не сдана органу местного самоуправления по акту. Действительно Железняку В.И. администрацией <адрес> был выдан государственный жилищный сертификат на семью из пяти человек, по которому представлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. и который был ими реализован ДД.ММ.ГГГГ В связи с предоставлением Железняк В.И. государственного жилищного сертификата для приобретения жилья он принял на себя обязательство о сдаче занимаемого его семьей жилого помещения по адресу: <адрес>, - и освободить указанную квартиру со всеми проживающими лицами не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о праве собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного сертификата. Ссылаясь на ст.195,196,199 ГК РФ, считают, что срок исковой давности для обращения собственника жилого помещения в суд с иском о выселении из занимаемого жилого помещения истек ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку перемена лиц в обязательстве не влечет за собой изменения в исчислении срока исковой давности. Ранее истцы участия в приватизации не принимали. На основании ст.2,11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» просят удовлетворить их требования, признать за ними право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
 

    В судебное заседание истцы Железняк В.И. и Железняк Л.Н. не явились, будучи надлежаще извещенной о времени, дате и месте судебного разбирательства, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляла.
 

    Представитель истицы по доверенностям Кузмицкий В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и признав факт реализации государственного жилищного сертификата по его целевому назначению.
 

    Ответчик администрация муниципального образования Славный, будучи надлежаще уведомлен о времени, дате и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, в письме просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя в связи с невозможностью участия по служебным обстоятельствам, в удовлетворении иска просил отказать, указав, что позиция ответчика изложена в возражении при отказе в удовлетворении заявления о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    В судебном заседании представитель третьего лица ГУП Тульской области «Жилкомреформа» по доверенности Минаева С.В. против удовлетворения иска возражала по следующим основаниям. Собственником квартиры № дома № по <адрес> является муниципальное образование Славный, которому принадлежат все правомочия собственника в соответствии со ст.209 ГК Российской Федерации. ГУП Тульской области «Жилкомреформа» в правоотношениях, связанных с распоряжением муниципальными жилыми помещениями, не участвует, предприятие в соответствии с п.1 договора, заключенного с администрацией муниципального образования Славный ДД.ММ.ГГГГ г., уполномочено только на оформление приватизационных документов по заявлениям граждан. Истцы в ГУП Тульской области «Жилкомреформа» не обращались, права и законные интересы истцов предприятием не нарушены, в связи с чем привлечение в качестве третьего лица считает нецелесообразным. Пояснила также, что квартира по адресу: <адрес>, - относилась к специализированному жилищному фонду бывшего военного городка Тула-50 и являлась служебной, была предоставлена Железняку В.И. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека как военнослужащему. Железняку В.И., уволенному с военной службы в запас, на состав семьи из 5 человек в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» коллегией <адрес> был выдан государственный жилищный сертификат серии В № на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб., который был им реализован ДД.ММ.ГГГГ В связи с предоставлением Железняку В.И. государственного жилищного сертификата для приобретения жилья он принял на себя обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, - со всеми проживающими членами семьи не позднее двух месяцев со дня приобретения жилья. Реализовав свое право на получение государственного жилищного сертификата, семья Железняка В.И. не исполнила обязательство о сдаче указанной квартиры. Согласно ст.307,309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Поскольку в соответствии со ст.89 ЖК РСФСР семья Железняка В.И. утратила право пользования спорным жилым помещением в связи с прекращением договорных отношений с собственником жилищного фонда, договор социального найма на указанное жилое помещение после реализации государственного жилищного сертификата и приобретения с его помощью другого жилого помещения не заключался, то на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Железняк В.И. и Железняк Л.Н. не могут приобрести указанное жилое помещение в собственность в порядке приватизации, т.к. семья пользуется не сданной квартирой в отсутствие законных оснований, в связи с чем оснований для удовлетворения иска нет.
 

    Третье лицо Правительство Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено, в зал судебного заседания представитель не явился, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил. В письменных пояснениях представитель Правительства Тульской области по доверенности А.В. Демидова сообщила, что как следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного домоуправлением войсковой части №, он является документом, дающим право на занятие жилой площади по адресу: <адрес>, но из него не представляется возможность определить, предоставлялось ли Железняку В.И. спорное жилое помещение по договору найма жилого помещения или в качестве служебного жилого помещения на время нахождения Железняка В.И. в служебных отношениях с войсковой частью №. В материалах дела договор социального найма на спорное жилое помещение, а также иные документы, подтверждающие его заключение, отсутствуют. Учитывая изложенное, просит принять законное и обоснованное решение с учетом действующего законодательства Российской Федерации.
 

    Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено, в зал судебного заседания представителя не направил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил.
 

    Исходя из требований ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истцов, представителей ответчика администрации муниципального образования Славный и третьих лиц Правительства Тульской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
 

    Выслушав представителя истцов, представителя третьего лица ГУП Тульской области «Жилкомреформа», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    На основании ордера № выданного ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью №, Железняку В.И. на состав семьи из трех человек предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
 

    Из поквартирной карточки и выписки из домовой книги усматривается, что в названной квартире со ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Железняк В.И. и Железняк Л.Н.
 

    Согласно государственному жилищному сертификату серии №, выданному коллегией администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г., Железняк В.И. является участником программы «Государственные жилищные сертификаты» и в соответствии с условиями программы ему предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия в размере <данные изъяты> руб. на семью из пяти человек для приобретения жилого помещения на территории Орловской области с нормативом общей площади <данные изъяты> кв.м и стоимостью 1 кв.м <данные изъяты> руб.
 

    Железняк В.И. в связи с предоставлением жилой площади с помощью жилищного сертификата принял на себя обязательство занимаемую им жилую площадь из трех комнат в квартире № дома № по <адрес> сдать (передать по договору отчуждения) в распоряжение администрации АТО «Тула-50» и освободить указанную жилую площадь со всеми проживающими совместно с ним лицами в срок не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного сертификата, а также должник обязуется не приватизировать указанное жилое помещение, не закладывать, не передавать по договорам отчуждения с момента подписания настоящего обязательства. Согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с Железняком В.И. , имеется (указаны жена Железняк Л.Н., сын Железняк И.В., жена сына Пак В.Д.
 

    Законом Тульской области от 9.06.2008 г. №1012-ЗТО «Об образовании и наделении статусом поселка городского типа географического объекта - административно-территориальной единицы на территории Арсеньевского района Тульской области» образован на территории Тульской области географический объект – административно-территориальная единица, расположенная в Арсеньевском районе в границах территории административно-территориального образования «Тула-50». Данная административно-территориальная единица наделена статусом поселка городского типа.
 

    В соответствии с Законом Тульской области от 26.11.2008 г. №1128-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований на территории Арсеньевского района Тульской области» преобразовано муниципальное образование Арсеньевский район Тульской области, выделено из его состава муниципальное образование Славный, с включением в его состав территории населенного пункта поселка городского типа Славный.
 

    Постановлением Администрации Тульской области от 30.08.2011 г. №606 утвержден «Перечень недвижимого имущества Тульской области, находящегося в хозяйственном ведении Государственного унитарного предприятия Тульской области «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования «Тула-50», передаваемого в собственность муниципального образования Славный», в который согласно приложениям № включена квартира № в жилом доме № по <адрес>.
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, - является муниципальное образование Славный на основании акта приема-передачи имущества, находящегося в собственности Тульской области, в собственность муниципального образования Славный от ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    Таким образом, материалами дела бесспорно установлено, что выделенная Железняку В.И. на семью из 5-х человек субсидия согласно государственному жилищному сертификату была реализована ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    ДД.ММ.ГГГГ в результате рассмотрения обращения Железняка В.И. по вопросу приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, администрация муниципального образования Славный отказала в приватизации названного помещения также по причине наличия обязательства о сдаче (передаче) квартиры в связи с получением государственного жилищного сертификата.
 

    Право предоставления определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату жилого помещения из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами закреплено в статье 40 Конституции Российской Федерации.
 

    Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
 

    Указом Президента Российской Федерации от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в абзаце 1 пункта 1 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов
 

    Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»(в ред. от 22.08.2004 г. 122-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
 

    Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» утверждена постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 г. №71.
 

    Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
 

    Согласно разделу «4. Граждане-участники программы» Федеральной целевой
 

    программы "Государственные жилищные сертификаты" граждане, уволенные с военной службы, переселившиеся из закрытых военных городков в результате приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата, обязаны полностью освободить и сдать жилье, занимаемое ими ранее в закрытом или обособленном военном городке.
 

    Изъявив желание участвовать в Программе и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
 

    Соглашаясь на участие в Программе, граждане избирают способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Соглашаясь с условиями Программы, граждане обязаны передать ранее занимаемое жилое помещение в государственную (муниципальную) собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.
 

    Следовательно, обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось освобождение ранее занимаемого жилья по договору социального найма, в противном случае предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета исключалось.
 

    Таким образом, анализ указанных нормативны актов позволяет сделать вывод, что они устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
 

    Вместе с тем, согласно условиям участия в ФЦП «Государственные жилищные сертификаты» гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
 

    В случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
 

    Анализ названных положений свидетельствует о том, что реализация права военнослужащего на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке ст.89 ЖК РСФСР.
 

    Таким образом, законодателем предусмотрено, что в случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин и члены его семьи не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения.
 

    Факт признания лица членом семьи гражданина - участника подпрограммы (получателя жилищного сертификата) порождает юридические последствия, поскольку указанное лицо учитывается при расчете размера социальной выплаты (субсидии).
 

    На Железняка В.И. и члена его семьи Железняк Л.Н. была рассчитана субсидия.
 

    В результате реализации государственного жилищного сертификата у семьи Железняк возникла обязанность освободить предоставленное ему и членам его семьи жилое помещение. Данная обязанность не носит характер гражданско-правового обязательства, а вытекает непосредственно из закона, которым определяются условия обеспечения военнослужащего и членов его семьи жильем.
 

    С учетом этого суд признает, что гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке.
 

    В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
 

    Согласно ст.10 ГК Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
 

    Как следует из материалов дела, Железняк В.И. и Железняк Л.Н. от получения жилищного сертификата не отказывались, с предложением к уполномоченному лицу о возврате денежных средств, полученных на приобретение жилья, не обращались и принятое на себя обязательство о сдаче жилого помещения не выполнили, а вопреки условиям федеральной целевой программы, с которыми были ознакомлены при получении субсидии из федерального бюджета, истцы, злоупотребляя своим правом, обратились в суд с иском о приватизации.
 

    Поскольку истцы, заявив иск о приватизации занимаемого ими без законных оснований жилого помещения по адресу: <адрес>, действуют вопреки закрепленной гражданским законодательством презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), нарушая принципы правового государства, законности, справедливости, игнорируя государственные и общественные интересы, то в удовлетворении иска необходимо отказать.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    в удовлетворении исковых требований Железняка В.И. , Железняк Л.Н. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать за необоснованностью.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд.
 

    Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2014 г.
 

    Судья Л.В. Валицкая