Решение вступило в законную силу: 28.10.2014 года.
 

    Дело № 2-611/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    24 сентября 2014 года г. Облучье
 

    Облученский районный суд ЕАО в составе:
 

    председательствующего – судьи Полежаевой Ю. С.,
 

    при секретаре судебного заседания – Бочарниковой О.А.,
 

    с участием прокурора – старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО Герасименко А.В.,
 

    представителя ответчика – представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирновой Т.А., действующей на основании доверенности от 15.10.2013,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о признании бездействия незаконным, обязании разработать проект генерального плана поселения
 

установил:
 

    прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о признании бездействия незаконным, обязании разработать проект генерального плана поселения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления надзора выявлены нарушения градостроительного законодательства, допущенные администрацией муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО. В соответствии с Законом ЕАО от 05.06.2013 № 312-ОЗ муниципальные образования «Пашковское сельское поселение» и «Раддевское сельское поселение» Облученского муниципального района области преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование в составе Облученского муниципального района области со статусом сельского поселения «Пашковское сельское поселение». ДАТА между администрацией Пашковского сельского поселения и администрацией Облученского муниципального района заключено соглашение № Х, по условиям которого администрация Пашковского сельского поселения передала администрации Облученского муниципального района на срок с ДАТА по ДАТА осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории в части выполнения функций заказчика разработки генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, проектов планировки, проектов межевания, разрабатываемых за счет средств бюджета поселения. Однако, до настоящего времени генеральный план муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района с учетом преобразованного муниципального образования «Раддевское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не разработан и как следствие, администрацией Пашковского сельского поселения и администрацией Облученского муниципального района до настоящего времени не разработаны Правила землепользования и застройки муниципального образования «Пашковское сельское поселение» с учетом преобразованного МО «Раддевское сельское поселение». Неисполнение ответчиками возложенных на них обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе права на благоприятную окружающую среду, не обеспечивает соблюдение прав и законных интересов физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО по непринятию мер по разработке генерального плана муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО. Обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в срок до 31 декабря 2014 года разработать проект генерального плана муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Облученского района Герасименко А.В. от исковых требований к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» и о признании бездействия администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» незаконным отказалась, о чем предоставила письменное заявление. В оставшейся части, требования поддержала по доводам заявления. Просила суд обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до 31 декабря 2015 года разработать проект генерального плана муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
 

    Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирнова Т.А. в судебном заседании пояснила, что администрацией Пашковского сельского поселения и районной администрацией было заключено соглашение по передаче муниципальному образованию МО «Облученский муниципальный район» части полномочий, в включая сферу градостроительства. В соответствии с данным соглашением, администрация Пашковского сельского поселения должна была перечислить денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для осуществления муниципальным районом переданных ему полномочий. В течение действия соглашения финансирование выполнения переданных полномочий Пашковского сельского поселения по вопросу градостроительства, включая разработку плана землепользования и застройки, проекта генерального плана поселения, не проводилось, за исключением Х рублей, расходованных на оплату труда работников отдела. Условиями договора (соглашения) предусмотрено, что муниципальный район несет ответственность в объеме обеспечения реализации полномочий финансовыми средствами. Таким образом, выводы прокурора о бездействии администрации МО «Облученский муниципальный район» являются ошибочными. Относительно прекращения производства по делу в части к ним (администрации муниципального района) заявленных требований не возражала в связи с отказом прокурора от иска.
 

    Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем составлена телефонограмма, в заявлении и принятой телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
 

    Суд, руководствуясь положениями статьи 173 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
 

    Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относит к вопросам местного значения поселения.
 

    Те же полномочия органов местного самоуправления поселения определены в статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 которой органы местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности осуществляют: подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений, подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории.
 

    Согласно статье 9 ГрК Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
 

    Статья 18 ГрК Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований относит схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
 

    Подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящимся к другим частям территорий поселения (статья 23 ГрК РФ).
 

    Согласно части 3 статьи 23 ГрК Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
 

    В соответствии со статьей 24 ГрК Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимается главой местной администрации поселения.
 

    Принимая во внимание изложенные нормы закона, положения Устава муниципального образования «Пашковское сельское поселение» (утвержден решением Собрания депутатов сельского поселения от 25.11.2013) обязанность по подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимается местной администрацией поселения. Таким образом, предъявление прокурором требования о разработке проекта указанного плана к администрации МО «Пашковское сельское поселение» основано на нормах права.
 

    В соответствии с законом ЕАО от 05.06.2013 № 312-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «Пашковское сельское поселение» и «Раддевское сельское поселение» в составе Облученского муниципального района Еврейской автономной области и внесении изменений в закон ЕАО «О границах и статусе городских, сельских поселений в составе Облученского муниципального района», граничащие между собой муниципальные образования «Пашковское сельское поселение» и Раддевское сельское поселение» Облученского муниципального района области преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование в составе Облученского муниципального района области со статусом сельского поселения «Пашковское сельское поселение».
 

    По соглашению № Х от ДАТА между администрацией муниципального образования «Пашковское сельское поселение» и администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, первым передано осуществление полномочий по решению вопросов местного значения по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории в части выполнения функций заказчика разработки генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, проектов планировки, проектов межевания, разрабатываемых за счет средств бюджета поселения, администрации Облученского муниципального района на срок с ДАТА по ДАТА.
 

    Из опроса сторон и материалов дела установлено, что генеральный план в поселении отсутствует, в нарушение условий соглашения от ДАТА проект плана сторонами не разработан.
 

    По условиям соглашения от ДАТА № ДАТА администрация МО «Пашковское сельское поселение» для реализации переданных полномочий перечисляет муниципальному району Х рублей, ежемесячно в объеме 1/12 от общего объема межбюджетных трансфертов. При этом, муниципальный район несет ответственность по соглашению за осуществление переданных ему полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами (п. 7.2. Соглашения).
 

    Согласно информации финансового управления администрации МО «Облученский муниципальный район», на выполнение органами местного самоуправления переданных полномочий Пашковского сельского поселения в части деятельности отдела по вопросам архитектуры и градостроительства были получены межбюджетные трансферты ДАТА в сумме Х рублей. По состоянию на ДАТА из данной суммы расходовано Х рублей на выплату заработной платы и начисления на выплаты по оплате труда.
 

    Данные администрации МО «Облученский муниципальный район» о финансировании переданных полномочий по решению вопросов местного значения Пашковского сельского поселения ответчиком (администрацией МО «Пашковское сельское поселение») не оспорены.
 

    В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к администрации МО «Облученский муниципальный район».
 

    Статьей 39 ГПК Российской Федерации истцу предоставлено право отказаться от заявленных им требований, а ответчику признать иск.
 

    Согласно статье 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
 

    Основания, предусмотренные статьей 39 ГПК Российской Федерации, по которым суд вправе не принимать отказ истца от иска, не установлены, поскольку прекращение дела в указанной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
 

    Учитывая изложенное, гражданское дело по заявленным требованиям прокурора к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный районнистрации муниципального образования "ебований к администрации ного самуправления поселения. итектуры и градостроительств» о признании бездействия незаконным и о понуждении разработать проект генерального плана муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в срок до 31.12.2014 подлежит прекращению в связи с отказом истца от иска и принятия его судом.
 

    По информации администрации Пашковского сельского поселения от ДАТА № Х и исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации Облученского муниципального района № Х от ДАТА, предоставленной в адрес заместителя прокурора Облученского района, администрацией Пашковского сельского поселения и администрацией Облученского муниципального района не разработан генеральный план муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Пашковское сельское поселение» с учетом преобразованного муниципального образования «Раддевское сельское поселение».
 

    В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
 

    Суд соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствием разработанного в поселении генерального плана нарушаются права неопределенного круга лица на благоприятную окружающую среду, на приобретение земельных участков в пользование, в том числе в целях строительства и иных.
 

    Так, согласно статье 31 ГрК Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
 

    Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 30 ГрК РФ).
 

    Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
 

    Между тем, в отсутствие правил землепользования и застройки, разработанных на основе генерального плана поселения (положений о территориальном планировании), права граждан - правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а равно иных, не смогут быть реализованы и обеспечены органом местного самоуправления поселения в рамках решения вопросов местного значения.
 

    Анализируя нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, доказательства в их совокупности, суд считает обоснованным требование прокурора об обязании администрации МО «Пашковское сельское поселение» разработать проект генерального плана поселения и подлежащим удовлетворению.
 

    В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Принимая во внимание характер нарушения обязать устранить которое просит прокурор, объем работы и финансирования, требуемые для разработки генерального плана поселения, суд соглашается с предложенным истцом сроком, считая его разумным и достаточным для устранения нарушения, без возражений со стороны ответчика, и приходит к выводу об обязании администрации МО «Пашковское сельское поселение» разработать проект генерального плана поселения в срок до 31.12.2015.
 

    В силу статьи 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно этой же статье закона от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
 

    На основании изложенного, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статей 9, 18, 30, 31 ГрК РФ, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании разработать проект генерального плана поселения - удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до 31 декабря 2015 года разработать проект генерального плана муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
 

    Принять отказ прокурора Облученского района от исковых требований к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный районнистрации муниципального образования "ебований к администрации ного самуправления поселения. итектуры и градостроительств» ЕАО о признании бездействия незаконным и о понуждении разработать проект генерального плана муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в срок до 31.12.2014 и в этой части производство по делу - прекратить.
 

    Разъяснить сторонам, что после принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и тем же основаниям не допускается.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его вынесения.
 

    Судья Ю. С. Полежаева