.
 

Дело № 2-170/2014г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    30 октября 2014 года с. Нюксеница
 

    Нюксенский районный суд Вологодской области в составе судьи Согриной Е.В.,
 

    С участием помощника прокурора Нюксенского района Порошина А.В.,
 

    При секретаре Шушковой Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Нюксенская центральная районная больница» об обязании оборудовать входные группы в помещения поликлиники и аптеки пандусом с поручнями и кнопкой звонка для вызова персонала,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Нюксенского района обратился в суд с заявлением к БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ» о возложении обязанности оборудовать входные группы в помещения поликлиники и аптеки, расположенные в здании по адресу <адрес>, пандусом с поручнями и кнопкой звонка для вызова персонала в срок до ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что отсутствие в составе входных групп указанных помещений пандуса с поручнями, а также кнопки вызова персонала для оказания помощи создаёт препятствия для доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, к услугам учреждения здравоохранения.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Порошин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ» оборудовать входные группы в помещения поликлиники и аптеки пандусом с поручнями и кнопкой звонка для вызова персонала, поскольку нарушаются права маломобильных граждан, в том числе инвалидов, указанные граждане лишены возможности посещать учреждение здравоохранения, не возражает установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Представитель ответчика БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ» по доверенности Чупров А.А. требования признал, показал, что на оборудование входных групп потребуются дополнительные финансовые затраты, которые учредитель не запланировал при финансировании учреждения на следующий год, средства необходимо изыскивать за счет средств дополнительных доходов, с учетом изложенного ходатайствует о переносе срока до ДД.ММ.ГГГГ, который по их мнению будет достаточным и разумным для проведения работ по оборудованию входных групп в помещения поликлиники и аптеки пандусом с поручнями и кнопкой звонка для вызова персонала.
 

    Выслушав представителя ответчика Чупрова А.А., заключение помощника прокурора Порошина А.В., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
 

    В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
 

    Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» устанавливает требования к конструкции и обеспеченности зданий социальной инфраструктуры специальными устройствами, в частности помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17); глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м. (п.3.15), ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. (п.3.23).
 

    Согласно п.3.57СНиП 35-01-2001 замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета, лифт и т.п.), а также лифтовые холлы, где маломобильный гражданин, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным; в иных случаях следует предусматривать кнопку звонка.
 

    Свод правил 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» предусматривают, что требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами, в частности доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. Основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) (п.1.7).
 

    Согласно п.3.29 СНиП 35-01-2001 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м., следовательно, установленные на крыльце входной группы в помещение поликлиники металлические профили не являются пандусом и не обеспечивают возможность движения по ним. Таким образом, входные группы в здание поликлиники, помещение аптеки не соответствуют предъявляемым требованиям и не обеспечивают беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
 

    По смыслу абз.4 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» действующие объекты социальной инфраструктуры подлежат приспособлению для нужд инвалидов с тем, чтобы обеспечивалось удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
 

    Ответчик БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ» на праве оперативного управления владеет зданием, которое относится к объектам здравоохранения, и, следовательно, обязан выполнять требования действующего законодательства о создании условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
 

    Прокуратурой района с участием УСЗН, Нюксенской районной общероссийской общественной организации «ВОИ» проведено обследование входных групп здания БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ», расположенных по адресу <адрес>, на предмет доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.
 

    Из акта осмотра следует, что центральная входная группа здания поликлиники БУЗ «Нюксенская ЦРБ», находящемся по адресу с. <адрес>, представлена крыльцом с навесом, тамбуром, тамбур оборудован двумя распашными двустворчатыми дверями с шириной створок <данные изъяты> см. каждая; вход осуществляется через створку наибольшей ширины; тамбур глубиной <данные изъяты> см; лестница центрального входа поликлиника имеет <данные изъяты> ступеней с расположенными на них параллельно относительно друг друга двух металлических профилей шириной <данные изъяты> см. каждый с расстоянием по краям профилей <данные изъяты> см; лестница не оборудована пандусом с поручнями; кнопка вызова персонала учреждения здравоохранения отсутствует; специальные механические подъемные устройства отсутствуют. Входная группа в помещение аптеки БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ», расположенном в здании по адресу с<адрес> представлена крыльцом с навесом, лестницей из <данные изъяты> ступеней, входными дверями шириной <данные изъяты> см; ступени не оборудованы пандусом с поручнями, кнопка вызова персонала аптеки отсутствует; также отсутствуют специальные механические подъемные устройства.
 

    Таким образом, отсутствие в составе входных групп указанных помещений пандуса с поручнями, а также кнопки вызова персонала для оказания помощи создает препятствия для доступа маломобильных групп населения, в т.ч. инвалидов с ограниченными возможностями передвижения к услугам учреждения здравоохранения.
 

    При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, признание ответчиком иска судом принято как не нарушающее закона, прав и интересов сторон, установление пандуса с поручнями и кнопки звонка для вызова персонала является минимально необходимым набором средств, обеспечивающих реализацию инвалидами права на беспрепятственный доступ к оказываемым учреждением здравоохранения услугам.
 

    В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Учитывая мнение сторон относительно возможности оборудования входных групп в помещения поликлиники и аптеки пандусом с поручнями и кнопкой звонка для вызова персонала в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным установить ответчику данные сроки как разумные и достаточные для устранения нарушений.
 

    Право истца на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц правомерно основано на ч.1 ст.46 ГПК РФ.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Заявление прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
 

    Возложить на бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Нюксенская центральная районная больница» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать входные группы в помещения поликлиники и аптеки, расположенные по адресу <адрес>, пандусами с поручнями и кнопкой звонка для вызова персонала.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через суд Нюксенского района в течение месяца со дня вынесения решения.
 

    Судья Е.В. Согрина