город Ноябрьск ЯНАО 9 октября 2014 года
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа ГАБОВА Т.Н., при секретаре ВЕРЕТЕЛЬНИК А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № в отношении индивидуального предпринимателя Султанова М.Э., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Султанов М.Э., являясь индивидуальным предпринимателем, в нарушение требований части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» привлек к трудовой деятельности в качестве ... в магазине «...», расположенном по адресу: <адрес>, гражданина ... ФИО1 не имеющего разрешения на работу в Российской Федерации. Указанный факт был выявлен прокуратурой города ... совместно с сотрудниками ОУФМС России по ... в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту в отношении индивидуального предпринимателя Султанова М.Э. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Султанов М.Э. и его защитник ФИО2 с правонарушением согласились, просили при назначении наказания учесть имущественное положение Султанова М.Э..
Помощник прокурора города ... ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ был выявлен гражданин ... ФИО1 не имеющий разрешения на работу в Российской Федерации, который осуществлял трудовую деятельность в магазине «...», принадлежащем Султанову М.Э..
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора города ... ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Султанова М.Э. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Султанов М.Э., являясь индивидуальным предпринимателем, привлек к трудовой деятельности в качестве ... в магазине «...», расположенном по адресу: <адрес>, гражданина ... ФИО1, не имеющего разрешения на работу в Российской Федерации.
Из объяснений индивидуального предпринимателя Султанова М.Э., данных им ДД.ММ.ГГГГ следует, что он осуществляет предпринимательскую деятельность с ... года в магазине «...», расположенном по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ к Султанову М.Э. обратился ФИО1 по поводу поиска работы. Он знал, что у ФИО1 нет разрешения на работу и разъяснял ему, что необходимо получить разрешение на работу для оформления трудовых отношений между ними.
При этом, указанный иностранный гражданин (ФИО1.) не относится к категории иностранных граждан, перечисленных в части 4 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Султановым М.Э. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, факт использования им труда иностранного гражданина, не имеющего разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации либо патента иностранного гражданина, подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями Султанова М.Э. от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах действия индивидуального предпринимателя Султанова М.Э. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные главой 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
При решении вопроса о виде наказания суд учитывает следующее.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф относится к числу основных административных наказаний, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, и применяться как к физическим, так и к юридическим лицам.
Согласно статье 3.5 КоАП Российской Федерации административный штраф является денежным взысканием, которое выражается (если иное специально не оговорено законом) в предусмотренной соответствующими статьями данного Кодекса денежной сумме и устанавливается в размере, как правило, не превышающем для граждан пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей; в отдельных случаях, предусмотренных данной статьей, максимальный размер штрафа, выраженный в денежной сумме, может составлять для граждан триста тысяч рублей, для должностных лиц - шестьсот тысяч рублей, для юридических лиц - шестьдесят миллионов рублей (часть 1; при этом минимальный размер административного штрафа - независимо от того, к кому (гражданину, должностному лицу или юридическому лицу) применяется данный вид административного наказания, - не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей (часть 2).
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания, суд учитывает фактические обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Султанову М.Э. административное наказание в виде штрафа, а не административного приостановления деятельности, которое также закреплено в части 1 статьи 18.15 КоАП РФ и является более суровым.
Решая вопрос о размере наказания в виде штрафа, суд учитывает ..., а также позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, согласно которой впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, и считает возможным назначить Султанову М.Э. административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Снижение штрафа в данном случае позволит обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Индивидуального предпринимателя Султанова М.Э. за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере ...
...
Разъяснить индивидуальному предпринимателю Султанову М.Э., что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предупредить индивидуального предпринимателя Султанова М.Э. об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в случае неуплаты штрафа в установленный срок.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Т.Н. Габова