№2-1253/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Новозыбков Брянской области 23 октября 2014 года
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре Клименко Т.А.,
с участием истца Козлова В.В.,
представителя истца - адвоката Ипполитовой Г.А., представившей удостоверение № 511 от 23.12.2009 г. и ордер № 1118 от 10.10.2013 г.,
представителя ответчика по доверенности № 1-1192 от 21.06.2012 г. Шабловского И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козлова В.В. к Администрации г. Новозыбкова о предоставлении равноценного жилого помещения по договору социального найма взамен утраченного,
Установил:
Козлов В.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию г. Новозыбкова предоставить ему двухкомнатную квартиру площадью не менее 29.0 кв.м. по договору социального найма взамен утраченной, ссылаясь на то, что 21 июля 1989 года согласно ордера истцу на состав семьи 2 человека по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой он проживал до 11 апреля 1990 года.
В связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, населенный пункт г. Новозыбков отнесен к зоне, пострадавшей в результате аварии на Чернобыльской АЭС (зоне отселения),
Реализуя, предоставленное истцу Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» право на переселение из населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению и предоставление жилья при переселении указанной категории граждан, в ноябре 1992 года Козлов В.В. сдал квартиру администрации г. Новозыбкова, получив временное удостоверение, которое являлось необходимым условием для предоставления жилого помещения на новом месте жительства, и осуществил выезд на постоянное место жительства в «чистую зону» г. Аксай Ростовской области.
Истец указывает, что выполнил необходимые действия предусмотренные законодательством, позволяющие ему претендовать на получение жилого помещения по договору найма по новому месту жительства. При неоднократном обращении в администрацию г. Аксай с заявлением об обеспечении жильем, получен отказ по причине отсутствия такового.
В связи с не предоставлением жилья в г. Аксай, истец возвратился для постоянного проживания в зону радиоактивного загрязнения - <адрес> <адрес>.
Истец считает, что в связи с принятием постановления Конституционного суда №18-П от 01.12.1997 года, которым признано неконституционным условие о сдаче жилой площади по прежнему месту жительства при внеочередном обеспечении жильем граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он имеет право на предоставление равноценной двухкомнатной квартиры взамен (сданной)утраченной, по договору социального найма.
В судебном заседании Козлов В.В. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям и пояснил, что ранее принадлежащей ему квартирой, администрация г. Новозыбкова распорядилась, поэтому он лишен жилья и имеет право на предоставление равнозначной двухкомнатной квартиры взамен сданной (утраченной) по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации г. Новозыбкова по доверенности Шабловский И.И. исковые требования не признал, пояснив, что нормами действующего Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» для граждан, добровольно возвратившихся для проживания в зоны радиоактивного загрязнения, предоставление жилья не предусмотрено. Кроме того, указал о пропуске Козловым В.В., без уважительных причин срока исковой давности, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав доводы истца и его представителя - адвоката Ипполитову Г.А., представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно ордера № 503 от 21.07.1989 года, выданного Исполнительным комитетом Новозыбковского городского Совета народных депутатов, Козлову В.В. на состав семьи из двух человек была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 29.0 кв.м. (л.д.5).
В связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС 1986 года, был принят специальный закон от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяющий Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. Принятый закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В силу п. 7 части первой ст. 17Закона (с внесенными Федеральным законом от 24.11.1995 N 179-ФЗ изменениями и дополнениями) гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы гарантируется внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или внеочередное приобретение квартир в домах государственного или общественного фонда, а также внеочередное вступление в жилищные или в жилищно-строительные кооперативы по новому месту жительства при условии сдачи жилой площади по прежнему месту жительства.
Имея статус гражданина, проживавшего в зоне отселения (г. Новозыбков, Брянской области) подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, истцом было принято решение о добровольном выезде с данной территории.
Реализуя право, предусмотренное Законом, в ноябре 1992 года Козлов В.В. сдал квартиру Администрации г. Новозыбкова и выехал для постоянного проживания в г.Аксай Ростовской.
20.11.1992 года Администрацией Брянской области было выдано временное удостоверение № 5916, в котором имеется отметка о сдаче жилой площади. Указанное удостоверение являлось необходимым условием предоставления жилья в «чистой зоне» (л.д.7,8).
Компенсация по выезду Козлову В.В. не выплачивалась, что подтверждается справкой финансового отдела администрации г. Новозыбкова №1 от 14.08.2014 года.( л.д.11).
При обращении в Администрацию г.Аксай Козлов В.В. был включен в льготный список очередников-лиц, выехавших из зоны отселения. (л.д.15), однако, жилье предоставлено не было по причине того, что средства из федерального бюджета на указанные цели не выделялись.( л.д. 14,15,17).
В связи с не предоставлением жилья в г. Аксай, истец возвратился для проживания в <адрес>, территория которого в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесена к зоне отселения, где проживает с 26.03.2005 года по настоящее время (л.д.18).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Козлов В.В.на основании п. 6 ст. 13Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицо, выехавшее добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"признано неконституционным дополнительное условие о сдаче жилой площади по прежнему месту жительства при внеочередном обеспечении жильем граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введенное абзацем одиннадцатым подпункта 1 пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года в пункт 7 части первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года, поскольку оно противоречит статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации;
Однако нормами действующего Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено предоставления жилых помещений гражданам, добровольно возвратившимся для проживания в зоны радиоактивного загрязнения.
Судом установлено, что истец был включен в льготный список лиц на получение жилья Администрацией г. Аксай, однако право получение жилья не реализовал, за защитой нарушенных прав в судебные органы по месту его нарушения не обращался.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались в судебном заседании.
Согласно ст. 196ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в 3 года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
Исковая давность, в силу пункта 2 статьи 199ГК РФ применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Представителем Администрации г. Новозыбкова Шабловским И.И. заявлено требование о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд.
Согласно имеющейся в материалах дела справки администрации Тростанского сельского поселения (л.д. 18), Козлов В.В. зарегистрирован по месту жительства <адрес> <адрес> с 26.03.2005 года по настоящее время, Постановление Конституционного Суда РФ N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на которое истец ссылается в обоснование заявленных требований, принято 01.12.1997 г., т.о. с указанного времени Козлов В.В. должен был узнать о нарушении своего права.
Козлов В.В. обратился с иском 01.09.2014 года, о чем свидетельствует штамп на исковом заявлении, то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 200ГК РФ срока исковой давности, каких либо уважительных причин, препятствовавших своевременно обратиться с иском в суд, последним не приведено.
Пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При установленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Козловым В.В. исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Козлова В.В. к Администрации г. Новозыбкова о предоставлении равноценного жилого помещения взамен утраченного, по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Соловец Л.В.