Дело № 2-108/2014
 

 

 

 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    «22» октября 2014 года город Новосиль.
 

    Новосильский районный суд Орловской области в составе:
 

    председательствующего судьи Авдониной И.Н.
 

    при секретаре судебного заседания Бабкиной Е.В.,
 

    с участием:
 

    заинтересованного лица - представителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области Новосильский отдел Ушакова А. В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной руководителем Управления Росреестра по Орловской области;
 

    заинтересованных лиц Бафанова В.Н., Сагаева М.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по заявлению Зенкина А.С., действующего в своих интересах и интересах 25 граждан собственников земельных долей, к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, Сагаеву М.С., Бафанову В.Н. о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел по отказу в приёме документов для государственной регистрации права общей долевой собственности на образуемый в результате выдела земельный участок,
 

установил:
 

    Зенкин А.С. действующий в своих интересах и интересах 25 граждан собственников земельных долей, обратился в суд с указанным выше заявлением к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, Сагаеву М.С., Бафанову В.Н.. Заявитель просит суд: 1. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел по отказу в приёме документов для государственной регистрации права общей долевой собственности на образуемый в результате выдела земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; 2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел принять документы и произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности.
 

    Заявление мотивировано тем, что Зенкин А.С. и еще 33 человека, являются собственниками <данные изъяты> земельного участка (массива), находящегося в долевой собственности, для производства сельскохозяйственной продукции и расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка (массива), в том числе от имени указанных 55 собственников, находящегося в долевой собственности, общей площадью сельскохозяйственных угодий площадью <данные изъяты> для производства сельскохозяйственной продукции и расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый № между сособственниками земельного участка, находящегося в общей долевой собственности 55 граждан, имеющие в собственности 64 земельных доли в праве общей долевой собственности и Бафановым В.Н.. Срок договора определен 10 лет. Указанный договор был зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области, что подтверждается штампом регистрационной надписи на договоре. ДД.ММ.ГГГГ права аренды по настоящему договору были переданы по договору № субаренды Сагаеву М.С.. Собственники земельных долей в праве, территория <адрес> кадастровый №, пожелали воспользоваться правом на выдел земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей. Земельный участок преобразуется путем выдела в счет земельной доли. Для чего Зенкин А.С. заключил договор на проведение межевых работ с кадастровым инженером ФИО7 В средствах массовой информации в газете Орловская правда была дана публикация о согласовании проекта межевания земельных участков. Возражений на проект межевания не поступало в установленный срок, в соответствии с законом границы вновь образуемого земельного участка были согласованы и утверждены. Вновь образуемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. После постановки земельного участка на кадастровый учет, действуя в интересах сособственников и предоставляя необходимый пакет документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел для государственной регистрации права на вновь образуемый земельный участок, заявителю было устно отказано в приеме документов, поскольку отсутствует согласие арендатора. Заявитель полагает, что действия государственного регистратора, выразившиеся в отказе в приеме документов для государственной регистрации права собственности на вновь образуемый земельный участок являются незаконными. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. При этом ст. 13 Закона № 101-ФЗ предусмотрено два различных варианта выдела – земельных участков: на основании решения общего собрания собственников частников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п.4-7 названной статьи. Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ при отсутствии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов. залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, образование земельных участков возможно только на основании решения суда. В силу пункта 4 статьи 11.2 и пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, наличие названной процедуры образования (раздела) земельных участков является обязательной в силу закона. Пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ предусматривает возможность образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных права все образуемые из них земельные участки в порядке, установленных ФЗ от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п.3.2 ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случаях, предусмотренных ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для государственной регистрации права собственности на земельный участок; образуемый при выделе его в счет земельной доли земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется. Таким образом, Зенкин А.С. считает, что гражданское и земельное законодательство не содержит положений, предусматривающих обязанность землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя исходного земельного участка давать согласие на образование земельного участка. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", ст. 22, ст. 35 - ст. 42 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в частности, межевой план) истцом не получены, с заявлением о формировании земельного участка, присвоении ему кадастрового номера истец не обращался. На основании ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из необходимых для кадастрового учета документов является межевой план. В соответствии со ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных ст. 39 названного закона, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о 1 проведении такого согласования. В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Форма такого акта утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". Необходимо учесть также тот факт, что до согласования местоположения границ земельного участка путем составления межевого плана истцу необходимо получить решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое действует в течение 3 лет, согласно ч. 8 ст. 31 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 1. 5, 7, 9, 10, 14, 15 статьи 13.1 вышеназванного Федерального закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением, общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде. Поскольку возражений относительно границ и местоположения, вновь образуемого земельного участка в указанный в средствах массовой информации срок не поступило, проекты межевания были утверждены. В настоящее время, зарегистрировать права на вновь образуемые земельные участки, гражданам не представляется возможным, в связи с имеющимися обременениями, а также в связи с не согласием арендатора. На основании изложенного, заявитель Зенкин А.С. действующий в своих интересах и в интересах 25 граждан, просил: признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел по отказу в приеме документов для государственной регистрации права общей долевой собственности на образуемый в результате выдела земельный участок кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра по картографии по Орловской области Новосильский отдел принять и произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на образуемый в результате выдела земельный участок кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>
 

    В судебное заседание заявитель Зенкин А.С., который будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительности причин своей неявки не сообщил.
 

    Неявка заявителя в данном случае, в силу части 2 статьи 257 ГПК РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
 

    Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел Ушаков А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что доводы, изложенные в заявлении Зенкина А. С. не соответствуют действительности. Зенкин А. С. в Управление Росреестра по Орловской области Новосильский отдел не обращался с просьбой о приеме документов и регистрации права общей долевой собственности. К нему, как к руководителю обращались долевые собственники указанного в заявлении земельного участка по фамилии Фамилия, точно указать фамилии не смог. Которые в устном порядке просили разъяснить им порядок обращения за регистрацией права общей долевой собственности на землю и интересовались какие именно документы для этого нужно. На что он дал устные разъяснения по данному вопросу, объяснив порядок письменного обращения за регистрацией права общей долевой собственности, указал какой пакет документов на землю необходим для этого. Какого-либо письменного обращения за регистрацией права общей долевой собственности от собственников данного земельного участка не поступало, в силу положений соответствующего Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при обращениях такого рода он не мог отказать в приеме документов, а обязан был их принять и в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к таким документам, письменно отказать в их приеме.
 

    Заинтересованное лицо Бафанов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными. Суду пояснил, что само заявление содержит противоречия по поводу численности собственников земельного участка, дат заключения договора аренды.
 

    Заинтересованное лицо Сагаев М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Зенкиным А. С. требований, поддержав позицию заинтересованного лица Бафанова В. Н..
 

    Суд, выслушав представителя заинтересованного лица Ушакова А. В., заинтересованных лиц Бафанова В.Н. и Сагаева М.С., изучив материалы дела, приходит к следующему.
 

    В соответствии со статьёй 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
 

    В части 1 статьи 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
 

    Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
 

    Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
 

    Статья 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    В силу положений статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трёхмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
 

    К своему заявлению заявитель Зенкин А. С. приложил ряд документов, а именно: договор аренды земельного участка (массива) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-7); договор № субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9); и светокопии доверенностей от долевых собственников земельного участка на представление их интересов Зенкиным А. С. в суде (л.д. 10-29).
 

    Оспаривая в своем заявлении действия Управления Росреестра по Орловской области Новосильского отдела по отказу в приеме документов для регистрации права общей долевой собственности, заявитель Зенкин А. С. не приложил к заявлению доказательств такого обращения, сославшись на устный отказ в приеме документов и указывая на то, что факт обращения в Новосильский отдел Росреестра имел место быть, не указывая при этом даты такого обращения. Однако каких-либо доказательств в обоснование таких доводов, подтверждающих наличие самого факта обращения суду не представил.
 

    Из пояснений представителя заинтересованного лица Ушакова А. В. в судебном заседании следует, что факта обращения Зенкина А. С. при обстоятельствах, указанных в заявлении как такового не было.
 

    Порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентируется положениями статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
 

    В части 1 статьи 13 указанного закона определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
 

    По смыслу указанного закона на государственную регистрацию представляются: заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 28 Закона; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16); документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16); документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17); кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (статьи 17, 18 Закона); физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статьи 16). Заявление о государственной регистрации права представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Должностному лицу - работнику органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, при приеме документов Минюст России рекомендует осуществлять следующие действия:
 

    установить (идентифицировать) личность заявителя (заявителей) и проверить полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица;
 

    проверить соответствие указанных в заявлении о государственной регистрации данных (сведений) с аналогичными данными (сведениями), содержащимися в представленных (предъявленных) на государственную регистрацию документах, а также удостовериться в наличии в заявлении подписи заявителя и даты его представления;
 

    проверить наличие всех документов, необходимых для проведения государственной регистрации;
 

    проверить соответствие представленных документов требованиям, установленным статьёй 18 Закона;
 

    в случаях, когда представленные копии документов не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - сличить копии документов с их подлинными экземплярами и сделать на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам (п. 51 Правил ведения книг учета документов);
 

    в случае установления факта несоответствия представленных документов требованиям Закона, в том числе отсутствия всех необходимых для государственной регистрации документов, обратить внимание заявителя на данный факт, а также на то, что указанное обстоятельство может препятствовать проведению государственной регистрации, о чем сделать отметку на подлинном экземпляре, а также на копии расписки в получении документов на государственную регистрацию;
 

    внести в соответствии с Правилами ведения книг учета документов записи о принятии документов в книгу учета входящих документов с указанием даты и времени их получения с точностью до минуты;
 

    выдать заявителю расписку в получении документов на государственную регистрацию.
 

    В расписку в получении документов на государственную регистрацию в соответствии с пунктом 14 Правил ведения книг учета документов в том числе включаются: дата и время с точностью до минуты представления документов; перечень документов с указанием их наименования, реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов (подлинных экземпляров и их копий); количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись (приложение 1). Копия расписки приобщается к принятым на государственную регистрацию прав документам.
 

    Таким образом, при обращении за регистрацией права собственности заявитель должен подать соответствующее письменное заявление в регистрирующий орган, подать соответствующие и необходимые документы, получить расписку в получении и приеме заявления и документов.
 

    Доказательств факта обращения в Новосильский отдел Управления Росреестра по Орловской области Зенкиным А. С. представлено не было. Не возможно в данном случае и проверить факт соблюдения срока обращения с заявлением о признании действия регистрирующего органа в приеме документов незаконным в суд, поскольку в заявлении не указана дата обращения в регистрирующий орган, что в силу положений статьи 56 ГПК РФ должен доказать в данном случае заявитель, который в судебное заседание не явился.
 

    В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
 

    В судебном заседании установлено, что имело место быть устное обращение физических лиц из числа собственников земельного участка к руководителю регистрирующего органа за разъяснением порядка регистрации права общей долевой собственности и разъяснением какие для этого необходимы документы. Устная консультация должностного лица регистрирующего органа в рассматриваемом случае руководителя Новосильского отдела Управления Росреестра по Орловской области Ушакова А. В. о порядке государственной регистрации права общей долевой собственности и о необходимом для этого пакете документов, не противоречит положениям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и не нарушает права либо свободы граждан – собственников земельного участка (массива).
 

    Не установлено в судебном заседании и каких-либо препятствий для обращения собственников земельного участка, либо от их имени доверенного лица, в регистрирующий орган за регистрацией права общей долевой собственности на земельный участок (массив) в порядке, установленным Федеральным законом ««О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя в виду отсутствия факта оспариваемого действия регистрирующего органа, соответственно не подлежат удовлетворению и требования об обязании Управления Росреестра по Орловской области Новосильский отдел принять документы и произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок, в виду отсутствия необходимых документов в материалах дела.
 

    Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    в удовлетворении заявления Зенкина А.С., действующего в своих интересах и интересах 25 граждан собственников земельных долей к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, Сагаеву М.С. и Бафанову В.Н. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Новосильский отдел по отказу в приеме документов для государственной регистрации права общей долевой собственности на образуемый в результате выдела земельный участок, отказать
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новосильский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Решение принято в окончательной форме – 24 октября 2014 года.
 

    СУДЬЯ И. Н. Авдонина