Дело №
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    22 октября 2014 года     г. Нижневартовск
 

    Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
 

    председательствующего судьи Кобяшевой С.В.,
 

    при секретаре Ефремовой Л.В.,
 

    с участием истца Кузьменко Н.М.,
 

    представителя истца Лукичева И.А.,
 

    ответчика Демченко С.Д.,
 

    представителя ответчика Корепанова С.Н.,
 

    представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Салтанович Е.А.,
 

    представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» Аверина М.Р.,
 

    представителя ПСОК «Нефтестроевец-1» Иванова А.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко НМ к Демченко СД об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса строений и встречное исковое заявление Демченко СД к Кузьменко НМ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрации Нижневартовского района, третье лицо ПСОК «Нефтестроевец-1» о признании недействительным описания местоположения границ земельного участка,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Кузьменко Н.М. обратилась в суд с иском к Демченко С.Д. с требованием обязать ответчика освободить принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, указав, что ей принадлежит земельный участок общей площадью 997 кв.м., расположенный по адресу Нижневартовский район, <адрес> кадастровый номер №. В мае 2014 года после проведения инженерных работ с целью составления нового кадастрового паспорта выяснилось, что в границах принадлежащего ей участка находится забор и баня, принадлежащие Демченко С.Д. Ответчик добровольно отказывается освободить земельный участок от строений, в связи с чем просит вынести решение об устранении препятствий в пользовании данным земельным участком путем сноса забора и бани в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
 

    Демченко С.Д. обратился со встречным иском, также указав в качестве ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре и администрацию Нижневартовского района, обосновывая тем, что земельный участок Кузьменко Н.М. был поставлен на кадастровый учет без указания соответствующих координат на местности, на момент создания ПСОК «Нефтестроевец-1» топографическая съемка не производилась, кадастровый план земельного участка всего общества определяет лишь общие границы, нет обозначений соответствующих координат, отсутствует межевое дело, по которому возможно было бы определить границы земельного участка, принадлежащего Кузьменко Н.М. После уточнения требований просит признать недействительным описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № и исключить сведения о местоположении границ и плана данного земельного участка из государственного кадастра недвижимости.
 

    При рассмотрении дела Демченко С.Д. отказался от требований по встречному иску, производство по встречным исковым требованиям прекращено определением суда.
 

    Истец Кузьменко Н.М. в судебном заседании требования поддержала, считает, что хотя межевание не проводилось и границы земельного участка не согласовывались, необходимо руководствоваться данными кадастрового плана с указанной в нем схемой, где определена конфигурация участка и видно, что она не совпадает с фактическими границами земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.
 

    Представитель истца Лукичев И.А. требования поддержал, дополнив, что истцом были заказаны инженерные изыскания и согласно ответу ООО «<данные изъяты>» путем наложения поворотных точек земельного участка с координатами, полученными из кадастровой выписки, был получен топографический план участка Кузьменко Н.М., где видно, что спорное строение – баня частично располагается на участке истицы.
 

    Ответчик Демченко С.Д. исковые требования не признал, объяснил, что является членом ПСОК «Нефтестроевец-1», пользуется участком с 1996 года, уже тогда был установлен забор из сетки, разделяющий его участок и участок ФИО17 так он до настоящего времени и стоит. Со своей стороны он поставил деревянный забор, но из-за этого площадь земельного участка истицы не изменилась, тем более не уменьшилась. Баню он построил в 2004 году, истица приобрела участок в 2009 году, никогда споров по данному земельному участку не было, считал и считает пользование своим участком правомерным. Межевание и согласование границ участков не проводилось.
 

    Представитель ответчика Корепанов С.Н. требование не признал, так как истицей межевание не проводилось, границы земельного участка не определялись и не согласовывались, Демченко С.Д. пользуется предоставленным ему участком ПСОК «Нефтестроевец-1» на законных основаниях, требование Кузьменко Н.М. не основано на законе.
 

    Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Салтанович Е.А. требования не признал, так как Управление не является надлежащим ответчиком по данным требованиям, на основании ст. 45 закона №221-ФЗ сведения о ранее учтенных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости, а также могут быть внесены в реестр при отсутствии описания местоположения его границ, пояснил, что земельный участок истицы хоть и был поставлен на кадастровый учет с описанием местоположения, но границы участка не определены, в связи с чем истице необходимо было провести межевание, согласовать и определить границы своего участка, поставить на кадастровый учет. В кадастровом паспорте план земельного участка истицы изображен схематично и не отражает действительные границы, которые до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
 

    Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Аверин М.Р. исковые требования не признал, так как Палата не является надлежащим ответчиком по данным требованиям, пояснил, что учет земельных участков осуществляется в соответствии с положениями ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", также согласно указаниям Росземкадастра от 10 апреля 2001 года сведения о земельном участке, принадлежащем истице, были получены из данных, предоставленных Нижневартовским районным земельным комитетом, для включения в государственный реестр, где указывались лишь номера поворотных и узловых точек границ участка для создания каталога координат поворотных точек границ земельного участка. Следовательно, хоть земельный участок истицы и был поставлен на кадастровый учет, но имеющаяся информация позволяет лишь определить местонахождение земельного участка, но не содержит информации о границах, что возможно определить только при межевании.
 

    Представитель ПСОК «Нефтестроевец-1» Иванов А.Г. считает требования Кузьменко Н.М. необоснованными, так как границы её земельного участка не определены, межевания не производилось, Демченко С.Д. пользуется своим участком на законных основаниях, так как земельный участок в фактически сложившихся границах был предоставлен ему ПСОК. Действительно, при обращении к нему Кузьменко Н.М. с заявлением о нарушении её прав им был дан ответ о том, что Демченко С.Д. предложено сдвинуть баню, но на тот момент он не знал, что представленная истицей карта была схематичной, не отражающей действительные границы участков. Считает, что без межевания и определения границ в установленном законом порядке, истица не доказала нарушения своих прав.
 

    Представитель администрации Нижневартовского района Колокольцев А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
 

    На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации Нижневартовского района.
 

    Выслушав присутствующих при рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
 

    Статьями 22, 25, 38 и 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
 

    Из материалов дела следует, что Кузьменко Н.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от 03 апреля 2009 года и свидетельства на право собственности на землю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 997 кв.м. в <данные изъяты> кадастровый номер № (л.д.89, 5).
 

    Несмотря на то, что в правоустанавливающих документах указано местоположение земельных участков в <данные изъяты> судом установлено, что фактически земельные участки изначально находились и находятся на территории потребительского садово-огороднического кооператива «Нефтестроевец-1» (далее по тексту ПСОК «Нефтестроевец-1»), зарегистрированного 14 февраля 1996 года главой администрации Нижневартовского района постановлением № 35.
 

    Земельный участок кадастровый номер № был поставлен на учет Нижневартовским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, номер специальной регистрации № от 26 июля 1999 года, впоследствии внесен в Государственный кадастр недвижимости как ранее учтенный объект с декларированной площадью 997 кв.м., в связи с чем землеустроительное дело отсутствует (л.д.101).
 

    В судебном заседании установлено и подтверждено кадастровой выпиской о земельном участке, что граница земельного участка, принадлежащего Кузьменко Н.М., не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь земельного участка и уточнение описания границ возможно при проведении межевания (л.д.69-72).
 

    Как объяснила истица в судебном заседании, межевание земельного участка не проводилось.
 

    Согласно выкопировке из топографического плана по материалам инвентаризации ПСОК «Нефтестроевец-1» 2003-2004 года имеется информация о фактически сложившихся смежных участках Кузьменко Н.М. и Демченко С.Д., где спорное строение находится на территории участка Демченко С.Д. (л.д.112).
 

    Следовательно, доводы истицы о том, что ответчик незаконно занял земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, является необоснованным, так как межевание и установление границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не проводилось.
 

    В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Кузьменко Н.М. не доказала в чем выражается её нарушенное право, так как не представила доказательств установления границ земельного участка кадастровый номер №, принадлежащего ей на праве собственности.
 

    Установление данного юридически значимого факта является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.     
 

        Руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    В удовлетворении исковых требований Кузьменко НМ к Демченко СД об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса строений отказать.
 

    На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.
 

    Судья С.В. Кобяшева