Дело №12-94/2014
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Ломов 28 октября 2014 года
Судья Нижнеломовского районного суда Пензенской области Сухова Т.А.,
рассмотрев жалобу Щупкиной В. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, на постановление административной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 ЗПО от 02 апреля 2008 года №1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением административной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Щупкина В.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 3.1 ЗПО от 02 апреля 2008 года №1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
При этом, согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Щупкина В. А. нарушила правила благоустройства принятые решением Комитета местного самоуправления Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ей вменен факт нарушения п.п. 7 п. 25 ст. 2, п. 3.2 ст. 3, а именно: на прилегающей к ее домовладению территории по адресу: <адрес>, складирован кирпич, бревна, строительные остатки, территория не окошена.
Не согласившись с постановлением административной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, Щупкина В.А. подала на него жалобу, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что административное правонарушение она не совершала, у неё перед домом растут цветы и мелисса (пряная трава), которые не требуют покоса, а также небольшое количество кирпича, поскольку идет ремонт фундамента дома. Кроме того, указала, что в протоколе, где разъясняются права, отсутствует её подпись либо сведения об отказе от подписи (она отказывалась от подписи «самого протокола»). Ей <данные изъяты> года и она не имеет возможности проводить покос травы, при этом ее придомовая территория содержится в порядке, в отличие от той территории, покос которой должна проводить администрация Верхнеломовского сельсовета, что подтверждается фотоснимками. Кроме этого, в протоколе указано, что он составлен в присутствии 2 свидетелей, однако, при составлении протокола присутствовали только 2 женщины, которые представились работниками администрации Верхнеломовского сельсовета, одна из которых и составляла протокол. Также при составлении протокола в соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ ей не были разъяснены права и обязанности, а именно право на ознакомление со всеми материалами дела, доказательствами, порядок заявления ходатайств и отводов, право на получение юридической помощи. О рассмотрении протокола об административном правонарушении она не была вовремя извещена, поскольку документы ей были направлены почтой, а почтовой ящик из-за бездорожья находится на другой улице, в связи с чем приходится ходить в гору, поэтому почту проверяет редко. Также указала, что протокол не был подписан, поскольку она переволновалась в силу своего преклонного возраста и не смогла адекватно оценить ситуацию.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Щупкина В.А., не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила, в жалобе просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Савельева В.А. в судебное заседание не явилась, о времени рассмотрения жалобы извещена, о причине неявки не сообщила, об отложении дела не просила.
Дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Из ст. 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановлением административной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Щупкина В.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 ЗПО от 02 апреля 2008 года №1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч.3).
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч.1 и 3 ст.28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6).
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что руководителем аппарата администрации Нижнеломовского района Пензенской области Савельевой В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.1 Закона Пензенской области от 02 апреля 2008 года №1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях».
При этом, административное правонарушение согласно протоколу об административном правонарушении, совершено Щупкиной В.А. при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут она нарушила п.п. 7 п. 25 ст. 2, п. 3.2 ст. 3 Правил благоустройства, принятых решением Комитета местного самоуправления Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области № ДД.ММ.ГГГГ, а именно: на прилегающей к ее домовладению территории по адресу: <адрес>, складирован кирпич, бревна, строительные остатки, территория не окошена.
Как видно из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в нём имеются следующие сведения: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства), фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В части объяснений физического лица указано, что Щупкина В.А. для составления протокола была приглашена уведомлением, к назначенному времени не явилась.
Из уведомления о составлении протокола следует, что Щупкиной В.А. предлагалось явиться для уточнений по факту нарушения и для подписания протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. При этом Щупкина В.А. должна была явиться по адресу: <адрес>, пл. Советская, <адрес>, кабинет начальника УСЗН.
Между тем, протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и местом его составления указано <адрес>.
Поскольку в протоколе об административном правонарушении одновременно имеются ссылки на то, что Щупкина В.А. не явилась для подписания протокола (в части отсутствия её объяснений), и на то, что она отказалась от подписи (в части разъяснения ей прав, ознакомления с протоколом и получения копии протокола), сделать однозначный вывод о соблюдении лицом, составившим протокол, требований статьи 28.2 КоАП РФ (о разъяснении прав и обязанностей, предоставлении возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении, изложении объяснений, вручении копии протокола) не представляется возможным.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований ст. 28.2 КоАП РФ, тогда как в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Данные обстоятельства не позволили административной комиссии всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения настоящего решения не истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Щупкиной В. А., привлеченной к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 3.1 ЗПО от 02.04.2008г. №1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» и подвергнутой административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.
Жалобу Щупкиной В. А. удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Сухова