Дело №2-347/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Нижний Ломов                                                                   20 октября 2014 года
 

    Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:
 

    председательствующего судьи Булаева Г.В.,
 

    при секретаре судебного заседания Рыгаловой Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области к ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» о признании действий ответчика в отношении неопределённого круга потребителей противоправными и о прекращении таких действий,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области обратилось в суд с иском к ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» о признании действий ответчика в отношении неопределённого круга потребителей противоправными и о прекращении таких действий, указав, что ответчик располагается на земельном участке, площадью 11 285 кв. метров, согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с администрацией Нижнеломовского района Пензенской области. На территории размещается производственный корпус, цех по производству пряничных изделий и печений, складские и подсобные помещения, гараж, открытая стоянка для автотранспорта, весовая. ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» имеет одну производственную площадку. Расстояние до жилья от границ предприятия составляет: северо-восток - 16 метров; восток - 50 метров; запад - 40 метров; север -18 метров. Предприятие включает в себя как организованные, так и неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Организованных источников 6. Это - дымовая труба от хлебопекарных печей, дымовая труба от котельной, дымовая труба от отопительно-бытовых котлов. Остальные источники, в количестве 9, неорганизованные. Согласно проекту нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» всего от стационарных источников выбрасывается загрязняющих веществ в атмосферу, т/год - 14, 3633. Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферу являются: азота диоксид, азота оксид, серы, диоксид, углерода оксид, железа оксид, марганца оксид, бензапирен, уксусный альдегид, уксусная кислота, уайт-спирит, аюрозивная пыль, пыль мучная. Предприятие, согласно пункту 7.1.8. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) относится к IV классу с размером санитарно-защитной зоны 100 м.. Проект, а также заключение на расчётную (предварительную) и установленную (окончательную) санитарно-защитную зону на предприятие ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» отсутствует. ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» не исполняет требования ст. 16 Федерального закона №96-ФЗ, ч. 1, 2 ст. 20, ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, поскольку в ориентировочной границе СЗЗ предприятия размещена жилая застройка, при этом проект санитарно-защитной зоны не разработан и не утверждён в установленном порядке. Указанные обстоятельства подтверждаются копией акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат», копиями из Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат». Таким образом, ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» при эксплуатации производства, не принял меры по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух, установив специальную территорию с особым режимом использования - санитарно-защитную зону, что может оказать вредное влияние на здоровье населения. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан и законные интересы неопределённого круга потребителей на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, предусмотренные статьями 7, 42 Конституции РФ и гарантированные государством. Просит признать противоправными бездействие ответчика ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» в отношении неопределённого круга лиц по нарушению прав на благоприятную природную среду; обязать ответчика ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» разработать проект расчётной (предварительной) санитарно-защитной зоны производства и представить его в Управление для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам; обязанность ответчика разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны производства и представить его в Управление для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам; обязанность ответчика довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через печатные средства массовой информации, выбор которых оставить на усмотрение суда.
 

    В последующем истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, уточнило исковые требования, просило обязать ответчика разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны производства и представить его в Управление для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам и довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через печатные средства массовой информации, выбор которых оставил на усмотрение суда.
 

    В судебном заседании представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Кураев Ю.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, уточнённые исковые требования поддержал, просил обязанность ответчика разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны производства и представить его в Управление для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам и довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через печатные средства массовой информации, выбор которых оставил на усмотрение суда.
 

    Представитель ответчика ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» Шакурская Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с уточнёнными требования истца согласилась, просила их удовлетворить, пояснив, что в настоящее время ведется работа по разработке проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны производства, которая займет не менее 1 года в связи с необходимостью соблюдения технологических сроков.
 

    Выслушав объяснения представителя истца Кураева Ю.Н., представителя ответчика Шакурскую Т.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст. 40 Закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 21 мая 2012 года №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Пензенской области (далее - Управление) - территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 

    Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года №412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.
 

    Полномочия Управления утверждены приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей, кроме прочего, предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей. Право Управления обращаться в суды с заявлениями в защиту прав неопределённого круга потребителей закреплено положениями статьи 46 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ), статьями 17, 40, 46 Закона.
 

    В соответствии со ст.. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
 

    Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
 

    Статьёй 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    Как следует из материалов дела, ответчик ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» располагается на земельном участке площадью 11 285 кв. метров, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между ответчиком и администрацией Нижнеломовского района Пензенской области.
 

    Основными видами деятельности ответчика ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» (далее Общества) являются: производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения; производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения; производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий; оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями и т.д. (п. 3.2 Устава ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат», утверждённого ДД.ММ.ГГГГ).
 

    На территории ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» размещается производственный корпус, цех по производству пряничных изделий и печений, складские и подсобные помещения, гараж, открытая стоянка для автотранспорта, весовая. ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» имеет одну производственную площадку. Расстояние до жилья от границ предприятия составляет: северо-восток - 16 метров; восток - 50 метров; запад - 40 метров; север -18 метров. Предприятие включает в себя как организованные, так и неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Организованных источников (№0001-006) - 6. Это - дымовая труба от хлебопекарных печей, дымовая труба от котельной, дымовая труба от отопительно-бытовых котлов. Остальные источники, в количестве 9, неорганизованные (№6007-6015). Всего от стационарных источников выбрасывается загрязняющих веществ в атмосферу - 14,3633 тон в год, из которых 0,0928 - твёрдых, 14, 2705 - жидких и газообразных. Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферу являются: азота диоксид, азота оксид, серы, диоксид, углерода оксид, железа оксид, марганца оксид, бензапирен, уксусный альдегид, уксусная кислота, уайт-спирит, аюрозивная пыль, пыль мучная (проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат»).
 

    В соответствии с правилами ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 февраля 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, в том числе, и эксплуатация действующих производственных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
 

    Согласно частям 1, 2 ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
 

    Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (ч. 2).
 

    По правилам ч.. 2 ст. 52 Федерального закона №7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
 

    Поэтому, согласно правилам ч. 3 ст. 16 и ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
 

    По правилам ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ юридическое лицо в соответствии с осуществляемой деятельностью обязано обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства.
 

    Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
 

    Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
 

    Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учётом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений.
 

    Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчётная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчётами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчётных параметров.
 

    Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на её внешней границе и за её пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населённых мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
 

    Пунктом 2.11. названных санитарных Правил предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменён Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
 

    Режим территории санитарно-защитной зоны объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрен п. 5.1 вышеуказанных санитарных Правил.
 

    В частности, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
 

    Частью 3. ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
 

    Как следует из материалов дела, предприятие ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» относится к IV классу опасности. Исходя из характера производственного процесса предприятия в соответствии с п. 7.1.8. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» ориентировочная санитарно-защитная зона для предприятия устанавливается равной 100 метрам.
 

    В ходе проверки, проведенной на территории ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» с ДД.ММ.ГГГГ (всего 4 дня), по исполнению требований законодательства об охране атмосферного воздуха при размещении и эксплуатации промышленных и иных объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, выявлено, что ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» не исполняет требования ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года №96-ФЗ, ч. 1, 2 ст. 20, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», поскольку в ориентировочной границе СЗЗ предприятия размещена жилая застройка, при этом проект санитарно-защитной зоны не разработан и не утверждён в установленном порядке.
 

    Таким образом, ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» при эксплуатации, не принял меры по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух, установив специальную территорию с особым режимом использования - санитарно - защитную зону, что может оказать вредное влияние на здоровье населения (акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №).
 

    Исходя из анализа п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установление санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов происходит в два этапа: на первом разрабатывается расчётная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчётами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, на втором устанавливается окончательная санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчётных параметров.
 

    Из материалов дела следует, что ответчиком была заказана у ИП ФИО1 разработка проекта расчётной (предварительной) санитарно - защитной зоны (СЗЗ) ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат».
 

    Так, из договора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (в дальнейшем «исполнитель») и ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» (в дальнейшем «заказчик») заключен договор, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению следующих работ: разработка и согласование проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат». Срок сдачи работы по договору ДД.ММ.ГГГГ. За разработку проектной документации заказчик оплачивает исполнителю <сумма> рублей. Оплата производится авансом в размере 50%, по окончании работ - 50%.
 

    Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» производит оплату на имя ИП ФИО1 денежных средств за разработку и согласование проекта СЗЗ по счёту № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма> рублей (50% аванса по условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ).
 

    ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» (в дальнейшем «заказчик») заключает с индивидуальным предпринимателем ФИО1 (в дальнейшем «исполнитель») договор, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению следующих работ: разработка проекта расчётной (предварительной) СЗЗ для ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат». Срок сдачи работы по договору ДД.ММ.ГГГГ. За разработку проектной документации заказчик оплачивает исполнителю <сумма> рублей. Оплата производится авансом в размере 50%, по окончании работ - 50%.
 

    Платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» производит оплату на имя ИП ФИО1 денежных средств за разработку проекта СЗЗ по счёту № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма> рублей (50% аванса по условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ).
 

    ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области (в дальнейшем «исполнитель») и ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» (в дальнейшем «заказчик») заключили договор на оказание работ (услуг) №204, по условиям которого исполнитель принимает на себя, а заказчик поручает проведение санитарно - эпидемиологической экспертизы, рассмотрения проекта расчётной санитарно - защитной зоны для ЗАО «Ниднеломовский хлебокомбинат». Срок сдачи работы: до 30 дней после оплаты работ по настоящему договору. Стоимость работы составляет <сумма>, в том числе НДС 18% - <сумма>.
 

    Согласно акту сдачи - приёмки выполненных работ (услуг) по договору № от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области) в полном объёме и в срок выполнил указанную в договоре работу (услугу) по проведению санитарно - эпидемиологической экспертизы проекта расчётной (предварительной) санитарно - эпидемиологической зоны ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат».
 

    ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» подаёт в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» заявление о выдаче санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам проектной документации.
 

    Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что проект расчётной (предварительной) санитарно - защитной зоны (СЗЗ) ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая Редакция»; СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»; СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
 

    При этом, в указанном заключении указано, что для подтверждения расчётных параметров для объектов и производств IV класса опасности необходимо провести натурные исследования, по приоритетным показателям, качества атмосферного воздуха, не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, и уровней физического воздействия.
 

    В составе проекта представлен план - график контроля уровней звука, вибрации и атмосферного воздуха в контрольных точках на границе расчётной СЗЗ.
 

    По результатам мониторинга будет решён вопрос об окончательном установлении размера санитарно - защитной зоны для ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат».
 

    Данное обстоятельство подтверждается планом - графиком контроля уровней звука, вибрации и атмосферного воздуха в контрольных точках на предприятии ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» на границе расчётной СЗЗ, а также письмом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в случае сокращения размера санитарно - защитной зоны (СЗЗ), по сравнению с размерами, приведёнными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», предприятием ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» разрабатывается проект расчётной (предварительной СЗЗ с расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух (в данном случае шум, вибрация).
 

    В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 с целью установления окончательного размера санитарно - защитной зоны расчётные границы СЗЗ должны быть подтверждены результатами натуральных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
 

    Натурные исследования и измерения рекомендуется распределять в течение года посезонно.
 

    В составе проекта представляется план-график, где количество измерений, в зависимости от класса опасности объекта, равномерно распределяется по кварталам или месяцам. При заключении договора на проведение соответствующих исследований с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на проведение таких работ, дата проведения исследований устанавливается конкретно.
 

    Учитывая, что ответчиком предприняты необходимые действия для установления санитарно-защитной зоны - разработан проект (расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, проект проходит согласование, проводятся лабораторные исследования, что подтвердил в судебном заседании представитель истца, однако, несмотря на наличие проекта расчётной (предварительной) санитарно-защитной зоны, работы по организации такой зоны до настоящего времени не выполнены, натурные исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух будут проводиться в течение года посезонно, на момент рассмотрения настоящего дела проект расчётной (предварительной) санитарно-защитной зоны не утверждён, а для разработки и утверждения проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны необходимо выполнить натурные измерения и представить проект организации санитарно-защитной зоны и полученные результаты натурных исследований Главному государственному санитарному врачу Пензенской области для получения согласования, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выполнены все действия по разработке и согласованию санитарно-защитной зоны.
 

    Таким образом, ответчик ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат» является источником негативного воздействия на окружающую среду и относится к четвёртому классу опасности, по различным производственным объектам; проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны ответчик не имеет, чем нарушает закреплённое и гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду, то есть права неопределённого круга лиц и Российской Федерации.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны производства с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области удовлетворить.
 

    Обязать закрытое акционерное общество (ЗАО) «Нижнеломовский хлебокомбинат» (ОГРН №, место нахождения: <адрес>) разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны производства и представить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам.
 

    Обязать закрытое акционерное общество (ЗАО) «Нижнеломовский хлебокомбинат» (ОГРН №, место нахождения: <адрес>) довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через печатное средство массовой информации - газету «Куранты-Маяк».
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья                                                                                                           Г.В. Булаев
 

    Решение в окончательной форме принято 27 октября 2014 года.
 

    Судья                                                                                                           Г.В. Булаев