Дело № 2-503/2014 г.
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    город Николаевск Волгоградская область «16» октября 2014 год.
 

    Николаевский районный суд Волгоградской области
 

    в составе председательствующего судьи Горбуновой С.А.
 

    при секретаре Малышевой Н.Н.
 

    с участием: представителя истца – Министерства сельского хозяйства Волгоградской области Архиповой Л.П., действующей на основании доверенности,
 

    ответчика – ФИО1,
 

    представителей третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области – Агабиевой И.А., Битюкова В.А., действующих на основании доверенностей,
 

    представителей третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области – главы администрации Таранова А.Д., и Степановой И.В., действующей на основании доверенности,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Николаевске Волгоградской области «16» октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании бюджетных средств,
 

у с т а н о в и л:
 

    Министерство сельского хозяйства Волгоградской области обратилось в суд с вышеуказанными требованиями, в обосновании которых указано, что в 2012 году ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ № 15, согласно которому семье ФИО1 была предоставлена и перечислена социальная выплата в сумме <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета, <данные изъяты> рублей за счёт средств областного бюджета, исходя из расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья составляющей <данные изъяты> рублей.
 

    Контрольно-счетной платой Волгоградской области в 2013 году была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на выполнение отдельных мероприятий в рамках долгосрочной программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2009-2013 годы.
 

    В ходе проверки выявлен факт нарушения ответчиком условий получения социальной выплаты, а именно семья ФИО1 из трёх человек была принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ года, при учетной номер площади жилого помещения <данные изъяты>. метров на одного человека, однако по месту прописки ФИО1 и сына в домовладении матери составляет <данные изъяты> кв. метров, а также её не соблюдено условие постоянного проживания в сельской местности.
 

    Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Волгоградской области сумму социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей, выделенные в качестве субсидии, подлежащие возврату в соответствующие бюджеты.
 

    Представитель истца Архипова Л.П. исковые требования поддержала, просила взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в сумме социальной выплаты предоставленной ей для приобретения жилья в сельской местности.
 

    Ответчик ФИО1 иск не признала и объяснила, что действительно она подавала заявление на получение социальной выплаты, как житель сельской местности, так как проживала и прописана у мамы в <адрес>. В Волгограде я пребывала с целью работы, жила в общежитии с временной регистрацией. В настоящее время она работает в <адрес>.
 

    Представители третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области – Агабиева И.А. и Битюков В.А., возражали против удовлетворения иска, объяснили, что субсидия ФИО1 выдана обоснованно, выполнены все условия программы. Обязанность проверять достоверность представленных сведений лежит на истце.
 

    Представители третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации <данные изъяты> сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, Таранов А.Д. и Степанова И.В. возражали против удовлетворения иска, объяснили, что ФИО1 обоснованно выделена социальная выплата, так как она была намерена переехать жить в село, в Волгограде она работала временно, постоянно проживала в селе.
 

    Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
 

    Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
 

    Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
 

    Гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.
 

    Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
 

    Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (впоследствии - до 2012 года, затем до 2013 года), предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов на селе.
 

    Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
 

    Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам, проживающим и работающим на селе.
 

    Из пункта 4 указанного выше Типового положения следует, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
 

    а) постоянное проживание в сельской местности;
 

    б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";(
 

    в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
 

    Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве.
 

    В соответствии с п.12 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением:
 

    а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
 

    б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
 

    в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, установленном подпунктом "б" пункта 4 настоящего Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
 

    г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;
 

    д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
 

    е) копий трудовых книжек (для работающих) или копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
 

    Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (пункт 14 Типового положения).
 

    Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки (пункт 15 Типового положения).
 

    В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
 

    В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
 

    В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
 

    Согласно решению Совета депутатов Очкуровского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма жилой площади на одного человека на территории Очкуровского сельского поселения установлена в размерах 14 кв. метров.
 

    Установлено, что ФИО1, обратилась в администрацию Очкуровского сельского поселения с заявлением (копия л.д.88) о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Жилищные условия ответчик планировала улучшить путем строительства жилого дома в Очкуровском сельском поселении на состав семьи из <данные изъяты> человек. С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять, что подтверждается её подписью в заявлении.
 

    Распоряжением администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 7-р семья ФИО1 в составе <данные изъяты> человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (копия на л.д. 91).
 

    Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ (копия на л.д. 92) установлено, что ФИО1 и её сын зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении принадлежащем матери ФИО1 – ФИО8 2/3 доли и её сестре 1/3 доли, расположенном в <адрес>.
 

    При этом уполномоченным органов сделан вывод о том, что ФИО1 и её сын членами семьи собственников данного жилого помещения не являются, поскольку с 1996 года и по настоящее время (день составления заключения) проживают в <адрес> по адресу <адрес> В, где зарегистрированы по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Супруг ФИО1 - ФИО9 зарегистрирован в жилом помещении своей матери в городе Волгограде по <адрес>, однако проживает со своей семьёй в <адрес> Б, в связи с чем не является членом семьи своей матери.
 

    На момент подачи заявления о включении в Список ФИО1 работала постоянно с 1995 года в городе <адрес> в средней школе № <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 38-45).
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была включена в Сводный список граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, на получение социальных выплат за счёт средств областного бюджета а также субсидии из федерального бюджета на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2012 год (копия л.д.61-63) в раздел «граждане проживающие в сельской местности, изъявившие желание построить жильё».
 

    Свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 15, выданным ДД.ММ.ГГГГ (копия л.д.20) и платёжными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ (копии л.д.10-11) подтверждается перечисление ФИО1 денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, соответственно) в виде социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в Очкуровском сельском поселении.
 

    Оценив в совокупности исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании суд находит исковое заявление Министерства сельского хозяйства <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    К такому выводу суд пришёл с учётом того, что на момент предоставления ФИО1 социальной выплаты для строительства жилья в сельской местности, она не отвечала одному из требований предусмотренным пунктом 4 Типового положения, а именно постоянно не проживала в сельской местности.
 

    Как установлено судом и не отвергалось ответчиком ФИО1, последняя на момент принятия её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в Очкуровском сельском поселении не проживала, фактически постоянно проживала со своей семьёй в <адрес> по месту своей основной работы.
 

    Следовательно, ею были предоставлены недостоверные сведения относительно её проживания в сельской местности.
 

    Кроме этого в сводном списке указано, что ФИО1 является преподавателем в <данные изъяты> школе Николаевского муниципального района, однако данные сведения также являются недостоверными, что подтверждается справкой (л.д. 85) согласно которой ФИО1 с января 2012 года и по настоящее время в МКОУ «Очкуровская СОШ» не работала.
 

    При таких обстоятельствах ФИО1 не обосновано была включена в Сводный список граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, на получение социальных выплат за счёт средств областного бюджета, а также субсидии из федерального бюджета на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2012 год.
 

    Поскольку ФИО1 получила социальную выплату без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, то есть приобрела имущество за счет другого лица – Министерства сельского хозяйства Волгоградской области, следовательно, она обязана возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
 

    Доводы Министерства сельского хозяйства <адрес> о том, что семья ФИО1 из <данные изъяты> человек была принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ года, при учетной номер площади жилого помещения 14 кв. метров на одного человека, однако по месту прописки ФИО1 и сына в домовладении матери составляет <данные изъяты> кв. метров, суд отвергает, поскольку распоряжением органа местного самоуправления ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, данное распоряжение никем не оспаривалось.
 

    Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства <адрес> бюджетные средства в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Доводы ФИО1 о том, что она обращалась в школу в <адрес> для устройства на работу, и ей обещали трудоустройство к сентябрю 2012 года, в настоящее время она работает в сельской местности, она и члены её семьи зарегистрированы и проживают в сельской местности в построенном им доме по <адрес>, суд отвергает, как не основанные на законе.
 

    На момент получения социальной выплаты ни Пономарёва Е.А., ни члены её семьи в сельской местности не проживали, обещание трудоустройства в сельской местности не свидетельствует о факте постоянного проживания ФИО1 в сельской местности.
 

    Более того, как усматривается из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ №571, выданной отделом по образованию администрации Николаевского муниципального района <адрес> (л.д.71), ФИО1 обращалась к директору МКОУ «Очкуровская СОШ» для трудоустройства в качестве преподавателя русского языка и литературы в марте 2012 года, при том, что ФИО1 обратилась в администрацию <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и распоряжением администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> ее семья принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в феврале 2012 года.
 

    Кроме этого суд с учётом требований ст. 103 ГПК РФ полагает взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 309, 310, 1102 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

    Исковое заявление Министерства сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании бюджетных средств - удовлетворить.
 

    Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Волгоградской области денежные средства в размере <данные изъяты> (один миллион двадцать тысяч шестьсот) рублей.
 

    Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Николаевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Судья:                                    С.А. Горбунова