Дело № 2-517/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Николаевск Волгоградская область «15» октября 2014 год.
Николаевский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Горбуновой С.А.
при секретаре Малышевой Н.Н.
с участием: представителя истца – Министерства сельского хозяйства Волгоградской области Мельниковой В.И., действующей на основании доверенности,
ответчика – ФИО1,
представителя ответчика ФИО1 – адвоката «адвокатской палаты Волгоградской области» Половинко А.В., представившего удостоверение №1898 и ордер №002413 от 23.09.2014 г.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области – Курмангалиевой А.К.., действующей на основании доверенностей,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области - главы администрации Таранова А.Д., и Степановой И.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Николаевске Волгоградской области «15» октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
у с т а н о в и л:
Министерство сельского хозяйства Волгоградской области обратилось в суд с вышеуказанными требованиями, в обосновании которых указано, что в <данные изъяты> ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому семье ФИО1 была предоставлена и перечислена социальная выплата в сумме <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета, <данные изъяты> рублей за счёт средств областного бюджета.
Контрольно-счетной платой Волгоградской области в 2013 году была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на выполнение отдельных мероприятий в рамках долгосрочной программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2009-2013 годы.
В ходе проверки выявлен факт нарушения ответчиком условий получения социальной выплаты, а именно ФИО1 не проживает постоянно в сельской местности.
На момент подачи заявления с просьбой о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий и включении в сводный список ФИО1 и её супруг работали и работают в <адрес>, то есть не проживают в сельской местности
Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Волгоградской области сумму социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель истца Мельникова В.И. исковые требования поддержала, просила взыскать с ФИО1. неосновательное обогащение в сумме социальной выплаты предоставленной ей для приобретения жилья в сельской местности.
Ответчик ФИО1 иск не признала и объяснила, что действительно она подавала заявление на получение социальной выплаты, как житель сельской местности. Она постоянно проживает в сельской местности, работает она в <адрес> вахтовым методом. При подаче заявления она не указывала что работает вахтовым методом, но она указывала что имеет временную регистрацию в <адрес>, которая закончилась 01.09.2013 года.
Представитель ответчика ФИО1 – Половинко А.В. поддержал мнение своей доверительницы.
Представитель третьего лиц не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области – Курмангалиева А.К., возражала против удовлетворения иска, объяснила, что субсидия ФИО1 выдана обоснованно, выполнены все условия программы. Обязанность проверять достоверность представленных сведений лежит на истце.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской обалсти Таранов А.Д. и Степанова И.В. возражали против удовлетворения иска, объяснили, что ФИО1 постоянно проживает в <адрес> много лет. Работа в сельской местности не является обязательным требованием для участия в программе.
Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002 года была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (впоследствии - до 2012 года, затем до 2013 года), предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов на селе.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам, проживающим и работающим на селе.
Из пункта 4 указанного выше Типового положения следует, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.12 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, установленном подпунктом "б" пункта 4 настоящего Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;
д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) копий трудовых книжек (для работающих) или копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (пункт 14 Типового положения).
Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки (пункт 15 Типового положения).
Установлено, что ФИО1 обратилась в администрацию Очкуровского сельского поселения с заявлением (копия л.д.123-124) о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Жилищные условия ответчик планировала улучшить путем строительства жилого дома в Очкуровском сельском поселении на состав семьи из 3-х человек. С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять, что подтверждается её подписью в заявлении.
При этом к заявлению ею были приложены все установленные пунктом 12 Типового положения документы (копии на л.д. 131-160).
Постановлением администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 33-р ФИО1 и члены её семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях (копия на л.д. 126).
На момент подачи заявления о включении в Список и в настоящее время ФИО1 и члены её семьи зарегистрированы и проживает в <адрес> муниципального района <адрес>, что подтверждается копией домовой книги (л.д. 132- 137).
Кроме этого ею к копии домовой книги приложено свидетельство № (копия на л.д. 138) о регистрации её по месту пребывания в <адрес> <адрес> на срок 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Из копии трудовой книжки (л.д. 66-73) следует, что ФИО1 на момент подачи заявления о включении её в Список работала в <данные изъяты> Работала она вахтовым методом по 15-17 дней, что подтверждается копиями графиков работы (л.д. 58-65).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была включена в Сводный список граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, на получение социальных выплат за счёт средств областного бюджета, а также субсидии из федерального бюджета на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2012 год (копия л.д.30-32) в раздел «граждане проживающие в сельской местности, изъявившие желание построить жильё».
Свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № <данные изъяты> выданным ДД.ММ.ГГГГ (копия л.д.29) и платёжными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (копии л.д.47-48) подтверждается перечисление ФИО1 денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, соответственно) в виде социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в Очкуровском сельском поселении.
Оценив в совокупности исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании суд находит исковое заявление Министерства сельского хозяйства Волгоградской области необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
К такому выводу суд пришёл с учётом того, что на момент предоставления ФИО1 социальной выплаты для строительства жилья в сельской местности, она отвечала всем требованиям предусмотренным пунктом 4 Типового положения, а именно проживала и проживает в сельской местности, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имела собственные средств, которые были выплачены ею подрядчику, согласно дополнительному соглашению (л.д. 36).
Работа в сельской местности не является обязательным требованием для участия в программе «Социальное развитие села до 2013 года», она лишь даёт преимущественное право на получение социальной выплаты.
Следовательно, то, что ФИО1 работает вахтовым методом в <адрес>, не свидетельствует о том, что она не проживает в сельской местности.
Как, следует из её объяснений и объяснений представителей третьего лица администрации Очкуровского сельского поселения ФИО1 зарегистрирована в <адрес>, постоянно там проживает, выезжая только на работу.
Регистрация по месту пребывания в <адрес>, так же не является доказательством того, что ФИО1 не проживает в сельской местности.
При таких обстоятельствах ФИО1 обосновано была включена в Сводный список граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, на получение социальных выплат за счёт средств областного бюджета, а также субсидии из федерального бюджета на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на 2012 год.
Факт предоставления ею недостоверной информации относительно её проживания в сельской местности судом не установлен.
Поскольку ФИО1 получила социальную выплату на законных основаниях, суд считает необоснованными требования Министерства сельского хозяйства Волгоградской области о взыскании с неё неосновательного обогащения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд отказывает Министерству сельского хозяйства Волгоградской области в удовлетворении искового заявления к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 309, 310, 1102 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002 года, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Министерства сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Николаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 20 октября 2014 года.
Судья: С.А. Горбунова