Дело № 2-371/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2014 года г.Невель
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Клименко Н.Ф.,
при секретаре Трубинской В.М.,
с участием заместителя Невельского межрайонного прокурора Григоряна Г.К.,
представителей истца Терентьева А.М.: Терентьевой О.А. и адвоката Низамова В.Ю.,
представителя ответчика – МО МВД России «Невельский» – Прусаковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева А.М. к Межмуниципальному отделу МВД России «Невельский» о восстановлении на службе в органах внутренних дел,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев А.М. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу МВД России «Невельский» о признании незаконным приказа № ** от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел капитана полиции Терентьева А.М., обязании начальника Межмуниципального отдела МВД России «Невельский» отменить приказ № ** от ДД.ММ.ГГГГ года по увольнению Терентьева А.М. и восстановить Терентьева А.М. на службе в органах внутренних дел в прежней должности.
В обоснование требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года является сотрудником полиции - оперуполномоченным отдела уголовного розыска полиции МО МВД России «Невельский». В ДД.ММ.ГГГГ году истец заболел профессиональным заболеванием - **. После лечения в ДД.ММ.ГГГГ году был переведен в ** группу диспансерного учета (3 ГДУ). ДД.ММ.ГГГГ у него выявился ** и он был переведен в ** с госпитализацией в ** где находится на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ года. Полагает, что увольнение в период го временной нетрудоспособности противоречит положениям ст. 81 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании представители истца Н.В.Ю. и Т.О.А. заявленные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили об удовлетворении иска. Пояснили, что Терентьев А.М. уволен из органов внутренних дел по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии (ВВК) ** от ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения Терентьева А.М. на стационарном лечении, но оснований для пересмотра предыдущего заключения ВВК ** от ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Переосвидетельствование было инициировано работодателем, при этом направление на переосвидетельствование, выдача свидетельства о болезни и увольнение были проведены в один день. У ответчика не имелось сведений об ухудшении болезни истца, лечение которого предполагается до ДД.ММ.ГГГГ года и данный срок не может быть уменьшен, фактического освидетельствования истца ДД.ММ.ГГГГ не проводилось. Кроме того при увольнении Терентьеву А.М. не было предоставлено право на отпуск, работодатель единолично принял решение о денежной компенсации не использованного отпуска.
При этом представители истца признали, что ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена ** группа инвалидности.
Представитель ответчика – МО МВД России «Невельский» – Прусакова Е.Л. исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что истец уволен на основании п.1 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с заключением ВВК ** от ДД.ММ.ГГГГ о признании Терентьева А.М. негодным к службе в органах внутренних дел. То есть по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
Свидетель И.А.А. показала, что работает помощником начальника отдела МВД России – руководителем ГРЛС МО МВД России «Невельский». В связи с заболеванием туберкулезом Терентьев А.М. проходил лечение с ДД.ММ.ГГГГ года и срок окончания лечения определен до ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.М. был освидетельствован и по заключению ВВК признан ограниченно годным к службе в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ она сообщила истцу по телефону, что тот подлежит увольнению из органов внутренних дел. Но ДД.ММ.ГГГГ Терентьеву А.М. была установлена ** группа инвалидности, о чем тот не сообщил. В связи с этим обстоятельством ДД.ММ.ГГГГ ВВК был проведен пересмотр заключения от ДД.ММ.ГГГГ и согласно свидетельству о болезни ** Терентьев А.М. был признан негодным к службе в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ ** л/с об увольнении Терентьева А.М. из органов внутренних дел по п.1 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ. Она прибыла в ** диспансер, где находился на лечении Терентьев А.М. и уведомила того об увольнении. Терентьев А.М. отказался знакомиться с приказом и другими документами об увольнении и получать их. Поэтому были составлены соответствующие акты. ДД.ММ.ГГГГ документы об увольнении направлены Терентьеву А.М. заказным письмом, которое отделением связи было возвращено работодателю.
Заслушав стороны, свидетеля, прокурора Григоряна Г.К., давшего заключение о необходимости отказа в иске Терентьеву А.М., полагая процедуру увольнения истца не нарушенной, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Терентьева А.М. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ года, при этом с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ** (л.д. **-**).
Свидетельством о болезни ** от ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.М. признан ограниченно годным к военной службе, степень ограничения **, «не может выполнять служебные обязанности по замещаемой должности ** (л. д.**).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Терентьев А.М. находится на лечении в условиях специализированного лечебного учреждения филиала ** (л.д. **).
Приказом ** л/с от ДД.ММ.ГГГГ контракт с Терентьевым А.М. расторгнут, и он уволен со службы в органах внутренних дел на основании п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д. **-**).
Основанием для увольнения Терентьева А.М. послужило свидетельство о болезни ** от ДД.ММ.ГГГГ (пересмотр заключения от ДД.ММ.ГГГГ года) военно-врачебной комиссии ** которым истец признан не годным к службе в органах внутренних дел в связи с установлением стойкой утраты трудоспособности с присвоением ** группы инвалидности ДД.ММ.ГГГГ и имеющимся заболеванием: **). Рецидив от ДД.ММ.ГГГГ года. Заболевание получено в период военной службы (л.д. **).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик – МО МВД России «Невельский» подготовил уведомление о прекращении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ, предписание в военкомат для постановки на воинский учет, с которыми истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ года, однако получить данные документы и расписаться в их ознакомлении истец отказался, в связи, с чем были составлены соответствующие акты (л.д. **, **-**).
Истец отказался от получения трудовой книжки, военного билета, предписания, выписки из приказа ** л/с от ДД.ММ.ГГГГ года, просил направить их почтой на домашний адрес: <адрес>, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года. Помимо этого Терентьев А.М. отказался расписаться в ознакомлении с приказом об увольнении, с расчетом выслуги лет для назначения пенсии, личным делом. По данным фактам были составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 32, 33, 35, 36).
В соответствии с п. 11 ст. 3 ФЗ от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно справке МО МВД России «Невельский» Терентьеву А.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено денежное довольствие, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, единовременное пособие при увольнении, материальная помощь к отпуску за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме ** руб. (л.д. 39).
Положения п. 11 ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 года, не устанавливают предоставление отпуска по желанию сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы по п. 1 ч. 3 ст. 82 указанного Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на домашний адрес по почте было направлено заказное письмо с уведомлением об увольнении. К данному письму были приложены: выписка из приказа ** л/с от ДД.ММ.ГГГГ года, трудовая книжка, военный билет и учетно-послужная карточка к военному билету, предписание. Однако истец отказался от его получения, письмо вернулось в связи с истечением срока хранения на почте (л.д. 29-31).
Федеральный закон от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. В силу ст. 3 данного Федерального закона нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 65 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии со ст. 81 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 года «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Расторжение контракта по данному основанию осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (ч. 10 ст. 82 данного Федерального закона).
Таким образом, основанием для увольнения является такое состояние здоровья сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, свидетельствующее о его негодности к службе и невозможности ее дальнейшего прохождения, в связи с чем необходимость расторжения контракта по болезни не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе.
Так, в соответствии с положениями ч.ч. 5 - 7 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 года «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увольнение по указанному основанию (п. 1 ч. 3 ст. 82 закона) не связано с инициативой сторон контракта, в том числе, не является увольнением по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебных комиссий регулирует Инструкция, утвержденная приказом МВД РФ от 14.07.2010 года № 523 (в редакции Приказа МВД РФ от 26.08.2013 года № 646). Данная инструкция утратившей силу не признана, не отменена, несмотря на признание с 01.01.2014 года утратившим силу Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123.
Часть 2 ст. 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ устанавливает, что положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 6 того же Федерального закона требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи (призываемых на альтернативную гражданскую службу), устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).
Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 «Положение о военно-врачебной экспертизе» в пункте 6 предусматривает, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Применение при медицинском освидетельствовании граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 14.07.2010 года № 523 не противоречит закону и Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, приложением к которому являются требования к состоянию здоровья определенных категорий лиц (в том числе расписание болезней), среди которых сотрудники органов внутренних дел не поименованы.
Истец установленный в свидетельстве о болезни диагноз не оспаривает, данных, опровергающих результаты освидетельствования, суду не представил. Нарушений процедуры проведения освидетельствования не допущено, оспариваемое истцом свидетельство о болезни является актом пересмотра и содержит данные объективного исследования и результаты специальных исследований, которые ничем не опровергнуты. Статья 2-а графы Ш Расписания болезней (и **) (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2010 года № 523), устанавливает категорию «Д» - не годен к службе.
Следовательно, нетрудоспособность, наступившая после ДД.ММ.ГГГГ года, когда состоялось свидетельство о болезни ** о негодности Терентьева А.М. к службе в органах внутренних дел с предоставлением освобождения от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава органов внутренних дел, не могла повлиять на издание приказа об увольнении, поскольку положения п. 12 ст. 89 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ, в котором указано на недопустимость увольнения сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, в данном случае применению не подлежат.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания недействительным свидетельства о болезни ** от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного военно-врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области» в отношении Терентьева А.М., в том числе в части применения категории годности к службе «не годен к военной службе» и основания применения категории годности к службе «ст. 2-а графы Ш Расписания болезней (и ТДТ) (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2010 года № 523)».
Порядок представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД РФ от 30.11.2012 года № 1065 (далее - Порядок). В соответствии с п. 8 данного Порядка сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, соответствующим кадровым подразделением заблаговременно вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Однако конкретный срок такого уведомления при увольнении по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, самим законом или Порядком не установлен.
Пункт 12 Порядка устанавливает, что с сотрудниками, увольняемыми со службы в органах внутренних дел, проводится беседа, в ходе которой им сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, трудоустройства. В соответствии с пунктами 15, 16 Порядка до увольнения сотрудника соответствующее кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, представление к увольнению согласовывается с начальником подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и доводится до сведения сотрудника под расписку. В случае отказа сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению составляется соответствующий акт в произвольной форме. Согласно пункту 20 Порядка прекращение или расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел оформляются приказом.
Таким образом, увольнение Терентьева А.М. произведено без нарушения процедуры увольнения, ознакомление его с уведомлением о предстоящем увольнении и представлением об увольнении в день увольнения при увольнении по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ, не противоречит данному Федеральному закону и порядку, утвержденному приказом МВД РФ от 30.11.2012 года № 1065.
При таких обстоятельствах иск Терентьева А.М. о восстановлении его на службе не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Терентьеву А.М. в удовлетворении исковых требований к Межмуниципальному отделу МВД России «Невельский» о признании незаконным приказа ** л/с от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел капитана полиции Терентьева А.М., обязании начальника Межмуниципального отдела МВД России «Невельский» отменить приказ № ** от ДД.ММ.ГГГГ по увольнению Терентьева А.М. и восстановить Терентьева А.М. на службе в органах внутренних дел в прежней должности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено и оглашено 27 октября 2014 года.
Судья Н.Ф. Клименко