Дело № 2-696/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    15 октября 2014 г.     г. Невельск
 

    Невельский городской суд Сахалинской области в составе:
 

    Председательствующего- судьи Емельяненко И.В.,
 

    при секретаре судебного заседания- Гущиной И.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Новомодной Н. Н. о признании незаконными действия, бездействия вице-мэра Невельского городского округа, признании отказа незаконным, возложении обязанности на администрацию Невельского городского округа вывесить список очередников на улучшение жилищных условий в соответствующих для этого местах,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Новомодная Н.Н. обратилась в Невельский городской суд с заявлением о признании незаконными действия вице-мэра Невельского городского округа, признании отказа незаконным, возложении обязанности на администрацию Невельского городского округа вывесить список очередников на улучшение жилищных условий в соответствующих для этого местах.
 

    В обоснование требований заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ вице-мэр Невельского городского округа Копылов В.Е. отказал ей в ознакомлении со списками очередников на предоставление жилья. С данным отказом не согласна, поскольку в очереди на улучшение жилищных условий состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Список очередников в администрации Невельского городского округа на информационной доске отсутствует, что лишает ее возможности ознакомиться с данным списком.
 

    Ссылаясь на часть 4 статьи 29, часть 2 статьи 24 Конституции РФ, считает, что отказ администрации «Невельский городской округ», вице-мэра Невельского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушает ее конституционные права на получение информации.
 

    В судебном заседании Новомодная Н.Н. уточнила требования, просит признать действия, бездействие вице-мэра Невельского городского округа, признать отказ незаконным. Пояснила, что ответ вице-мэра не требовал сведений, разглашающих тайну. Список очередников должен находиться на официальном стенде, официальном сайте. Ранее она получала ответ, что у неё номер очереди №, а сейчас ей ответили, что номер очереди №.
 

    Администрация Невельского городского округа в лице Денисовой Я.С. с требованиями не согласна, представила письменный отзыв, выкопировку книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 

    Из отзыва администрации Невельского городского округа следует, что права Новомодной Н.Н. нарушены не были. Заявление Новомодной Н.Н. было рассмотрено в установленный законом срок, ответ направлен заявителю. В ответе разъяснен порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленный законом Сахалинской области. Указано количество семей состоящих на учете перед заявителем и учетный номер заявителя по списку. Фамилии имена отчества, дата и место рождения и другие персональные данные в предоставленном списке не отражены. Считают, что предоставление такого рода информации нарушит права и законные интересы граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
 

    В судебное заседание не явились вице-мэр Невельского городского округа Копылов В.Е., его представитель, действующая на основании доверенности Фомина Е.И., извещены надлежащим образом.
 

    При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
 

    В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
 

    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус, не подлежащий распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью.
 

    Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции России должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
 

    В силу части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
 

    Согласно статье 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
 

    Из пунктов 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ следует, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
 

    Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
 

    Согласно части 2 статьи 8 указанного Закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
 

    В соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
 

    С целью урегулирования правоотношений по постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма на территории Сахалинской области был принят Закон Сахалинской области от 01.12.2005 № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
 

    Согласно нормам указанного закона на орган местного самоуправления не возлагается обязанность формировать, утверждать и публиковать списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления обязан лишь предоставлять информацию, касающуюся непосредственно деятельности органа местного самоуправления, которая в соответствии со ст. 16 Закона размещается в помещениях, занимаемых указанными органами, на информационных стендах и посредством других технических средств аналогичного назначения для ознакомления пользователей с текущей информацией о деятельности соответствующего органа местного самоуправления.
 

    В соответствии с частями 1, 6 статьи 6 Закона, принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - Книга учета), по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону, которая ведется органом, осуществляющим принятие на учет. Органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, внесенных в Книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
 

    Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
 

    Согласно части 2 статьи 3 названного Закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
 

    В целях реализации указанного Федерального закона, постановлением администрации Невельского городского округа от 10 июня 2013 года № 752 утверждено Положение о порядке организации работы с обращениями граждан в администрации Невельского городского округа (далее Положение).
 

    Из пункта 1.4 Положения следует, что исполнение полномочий по работе с обращениями граждан осуществляется должностными лицами администрации Невельского городского округа, в частности, первым заместителем мэра Невельского городского округа.
 

    Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пункта 3.1 Положения, письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
 

    Обращения граждан, поступившие в отдел по вопросам взаимодействия с населением и организационной работе, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней и передаются мэру Невельского городского округа, его заместителям, управляющему делами администрации в соответствии с распределением обязанностей (п. 3.2 Положения).
 

    Мэр Невельского городского округа, его заместители, управляющий делами администрации, при поступлении обращений граждан рассматривают их в срок не более двух рабочих дней, определяют конкретных исполнителей и сроки исполнения, после чего возвращают с резолюцией в отдел по вопросам взаимодействия с населением и организационной работе (п. 3.4 Положения).
 

    Пунктом 4.2.4 Положения предусмотрено, что основанием для начала административного действия является поступление в структурное подразделение Администрации обращения гражданина с резолюцией мэра Невельского городского округа, его заместителей, управляющего делами администрации. Результатом выполнения административного действия может являться, в частности, мотивированный отказ в решении вопросов, поставленных в обращении, в соответствии с законодательством РФ.
 

    Раздел 5 Положения содержит перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений граждан, согласно которого решение об оставлении без рассмотрения по существу обращения принимается на основании федерального закона от 02 мая 2006 г №59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Ответ на обращение не предоставляется в частности, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
 

    Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, отнесены к сведениям конфиденциального характера, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188.
 

    Согласно статьи 7 Федерального закона "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Новомодная Н.Н. обратилась в администрацию Невельского городского округа с письменным заявлением с просьбой вывесить список очередников стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
 

    ДД.ММ.ГГГГ вице-мэром Невельского городского округа Копыловым В.Е. дан ответ, согласно которого все принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по форме установленной законом. Ведение каких-либо других списков очередности законодательством не предусмотрено.
 

    Ежегодно администрация проводит перерегистрацию граждан, во время которой проводится проверка поданных гражданами документов и подтверждается их нуждаемость в жилье. В результате чего, специалистами готовятся и передаются индивидуально каждому гражданину извещения с указанием очередности на текущий год. Кроме этого, в ответе указан учетный номер семьи по списку очередников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что обращение Новомодной Н.Н. рассмотрено уполномоченным лицом, в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением порядка и срока рассмотрения.
 

    Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
 

    Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства и положения указанной правовой нормы, суд приходит к выводу о законности действий должностного лица органа местного самоуправления – вице-мэра Невельского городского округа Копылова В.Е.
 

    При таких обстоятельствах, суд признает требования Новомодной Н.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении информации - необоснованными и отказывает в их удовлетворении, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на заинтересованных лиц обязанности по устранению нарушений прав и свобод заявителя.
 

    На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194- 199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

         РЕШИЛ:
 

    Заявление Новомодной Н. Н. о признании незаконным действия, бездействия вице-мэра Невельского городского округа, признании отказа незаконным, возложении обязанности на администрацию Невельского городского округа, разместить список очередников на улучшение жилищных условий в соответствующих для этого местах – оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд с момента его изготовления в окончательной форме через Невельский городской суд.
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2014 года.
 

    Судья Невельского городского суда И.В. Емельяненко