Дело №5-59/2014
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

( по делу об административном правонарушении)
 

    г. Называевск, Омской области, ул. Красная, 56                                                           29.10.2014
 

    Называевский городской суд Омской области                                                          
 

    Судья Называевского городского суда Омской области Шумилина В.А. при секретаре Бушуевой И.Д., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
 

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Путиловский детский сад» Называевского муниципального района, расположенного <адрес> <адрес>, <адрес>, зарегистрированного в Межрайонной ИФНС № по Омской области ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты>
 

у с т а н о в и л :
 

    ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Называевского района по пожарному надзору ФИО3 в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Путиловский детский сад» Называевского муниципального района (далее МБДОУ «Путиловский детский сад») составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому при проведении выездной проверки данного образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в деятельности указанного образовательного учреждения, установлены нарушения ст. 4, ст. 151 ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.6.9, 6.13, 6.17 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97, а именно, в здании детского сада на втором этаже не имеется второго эвакуационного выхода, двери пути эвакуации из общего коридора второго этажа здания открываются не по ходу эвакуации.
 

    В соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ юридическое лицо МБДОУ «Путиловский детский сад» привлекается повторно по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, за что предусмотрена административная ответственность ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ.
 

    В судебном заседании главный государственный инспектор Называевского района по пожарному надзору ФИО6 показал, что на отсутствие эвакуационного выхода на втором этаже детского сада, указывалось еще с 2008 года. ДД.ММ.ГГГГ детский сад как юридическое лицо был привлечен к административной ответственности ввиду наличия данного нарушения по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, за что учреждению был назначен штраф в размере № рублей. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в отношении данного образовательного учреждения было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ - за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Так, детским садом в лице его заведующего не было выполнено предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об оборудовании второго эвакуационного выхода со второго этажа здания детского сада. За совершенное правонарушение детскому саду назначен штраф в размере №. В настоящее время в детском саду начаты работы по выполнению эвакуационного выхода на втором этаже. Наказание оставляет на усмотрение суда.
 

    Представители МБДОУ «Путиловский детский сад» ФИО4 и Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области ФИО5 в судебном заседании наличие указанных выше нарушений требований пожарного законодательства не оспаривали. Показали, что в настоящее время начаты работы по выполнению эвакуационного выхода на втором этаже, к концу ноября работы будут завершены. После установки эвакуационного выхода, второе нарушение о том, что двери пути эвакуации из общего коридора второго этажа здания открываются не по ходу эвакуации, будет считаться устраненным, поскольку они будут по направлению к эвакуационному выходу. Просили не приостанавливать образовательную деятельность детского сада, поскольку его посещают 23 ребенка, в возрасте от 3 до 6 лет, в селе лишь один детский сад. Выполнение строительных работ ведению образовательного процесса не мешает. В случае назначения штрафа, просили назначить штраф ниже низшего предела, так как штраф в размере 200 000 рублей детский сад не в состоянии будет оплатить. Просили приобщить к материалам дела хозяйственно-финансовый отчет деятельности детского сада. До настоящего времени ввиду отсутствия достаточных финансовых средств остаются неоплаченными ранее назначенные штрафы за нарушения пожарной безопасности в размере 90 000 и 150 000 рублей.
 

    Заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к выводу о наличии в действиях детского сада, состава правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, при этом суд исходит из следующего.
 

    В силу ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
 

    Обеспечение пожарной безопасности в соответствии с преамбулой ФЗ «О пожарной безопасности» является одной из важнейших функций государства.
 

    Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (ст. 37 ФЗ).
 

    В силу п.1 Положения о Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю, в том числе обеспечения пожарной безопасности.
 

    Согласно ст. 53 ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
 

    В соответствии с п.6.13 Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых Постановлением Министерства строительства РФ 13.02.1997, в зданиях класса Ф 1.1., к которым пунктом 5.21* данного Постановления отнесены дошкольные учреждения, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
 

    Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Называевского района по пожарному надзору ФИО3 в отношении МБДОУ «Путиловский детский сад» вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ за отсутствие эвакуационного выхода на втором этаже детского сада и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Постановление вступило в силу, правонарушение и наказание юридическим лицом не оспаривалось.
 

    ДД.ММ.ГГГГ тем же должностным лицом в отношении МБДОУ «Путиловский детский сад») составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому при проведении выездной проверки данного образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в № в деятельности указанного образовательного учреждения, установлены нарушения ст. 4, ст. 151 ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.6.9, 6.13, 6.17 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97, а именно, в детском саду на втором этаже по прежнему не имеется второго эвакуационного выхода, двери пути эвакуации из общего коридора второго этажа здания открываются не по ходу эвакуации.
 

    В соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ юридическое лицо МБДОУ «Путиловский детский сад» привлекается повторно по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, за что предусмотрена административная ответственность ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ.
 

    Согласно ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будут установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Согласно материалам дела, детский сад является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, о чем в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись, учреждение стоит на налоговом учете в МРИ ФНС № по Омской области. Согласно п.1.3 Устава, учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного и муниципального бюджетов. Являясь юридическим лицом, учреждение имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета (п.1.6 Устава). Предметом его деятельности является воспитание и образование детей-дошкольников. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено детскому саду на праве оперативного управления.
 

    В силу ст. 28 Закона РФ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
 

    Факт правонарушения участниками процесса не оспаривается.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Часть 5 той же статьи, устанавливает, что повторное совершение административного правонарушения, пре1дусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 

    Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ детский сад уже привлекался к административной ответственности за указанные выше нарушения, и вновь при проведении проверки установлено, что данные нарушения не устранены, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ.
 

    Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в настоящее время начаты работы по выполнению эвакуационного выхода на втором этаже и наличие строительных работ не мешает ведению образовательной деятельности, в настоящее время детский сад посещает 23 обучающихся.
 

    Исходя из изложенного, суд не видит оснований для назначения наказания в виде административного приостановления, поскольку работы уже начаты и планируется их завершить к концу ноября 2014 года. Кроме того, приостановление деятельности детского сада прервет ведение образовательной деятельности, что приведет к нарушению прав обучающихся в нем несовершеннолетних воспитанников.
 

    В соответствии с целями административного наказания, установленными статьёй 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
 

    Согласно п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П указано, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, а именно с учётом последствий совершённого административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания.
 

    Санкция ч.5 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рубле.
 

    С учетом имеющихся непогашенных штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в общем размере 240 000 рублей, а также того факта, что учреждение является бюджетным, и даже минимальный назначенный размер штрафа, предусмотренный ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, является для образовательного учреждения, фактически неисполнимым, поскольку согласно отчету финансово-хозяйственной деятельности детского сада на прочие расходы в течение года выделяется не более 2 000 рублей, суд полагает в данном случае справедливым и соразмерным с применением положений п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П, назначить МБДОУ «Путиловский детский сад» наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи. Каких-либо вредных последствий, вследствие выявленных нарушений, не наступило, наложение административного штрафа в установленных санкцией статьи рамках может негативно сказаться на выполнении юридическим лицом своих функций.
 

    Кроме того, обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица является тот факт, что юридическим лицом принимаются меры к устранению допущенного нарушения, начаты работы по выполнению эвакуационного выхода на втором этаже. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность детского сада, судом не установлено.
 

    Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 

П О С Т А Н О В И Л:
 

    Признать юридическое лицо - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Путиловский детский сад» Называевского муниципального района виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
 

    Штраф необходимо перечислить: получатель платежа: УФК по Омской области (Главное управление МЧС России по Омской области), ИНН получателя платежа: 5503084944, КПП 550301001, БИК 045209001, номер счета получателя платежа: 40101810100000010000, наименование банка получателя платежа: ГРКЦ ГУ банка России по Омской области, ОКТМО 52636000, код бюджетной классификации (Код БК) 177 1 16 27000 01 6000 140.
 

    В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Называевский городской суд в течение десятидневного срока.
 

    Постановление изготовлено судьей В.А. Шумилиной в совещательной комнате на ПК на 4 стр.
 

    Судья                                                                                                                      В.А. Шумилина