Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-403/2014
Именем Российской Федерации
г. Мышкин 23 октября 2014 г.
Мышкинский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Федоровой В.А.,
пом. Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шараповой А.В.,
при секретаре Фокиной Е.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, РФ к Администрации Мышкинского муниципального района по <адрес> о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Мышкинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности.
Указал, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об очистке акваторий водных объектов от вышедших из эксплуатации плавсредств установлен факт несоблюдения законодательства об отходах производства и потребления в части невыполнения Администрацией Мышкинского муниципального района обязанности по организации утилизации промышленных отходов в виде остатков корпуса бесхозяйного судна. При обследовании акватории Рыбинского водохранилища, правый берег в районе <адрес>, установлено, что на правом берегу <данные изъяты> находится корпус судна <данные изъяты> (<данные изъяты> км Рыбинского водохранилища, длина 40 м, ширина 6 м, высота борта 2 м). Объект является промышленным отходом в виде металлических остатков корпуса бесхозяйного судна внутреннего водного транспорта, которые представляют собой металлический лом со следами значительной коррозии. Указанное судно не подлежит эксплуатации и использованию и согласно заключению Управления Росприроднадзора по Ярославской области представляет угрозу для окружающей среды, поскольку содержит в корпусе значительные объемы нефтепродуктов (мазута). Данное судно согласно информации Рыбинского РГС ФГУП «Канал им. Москвы» расположено за пределами судового хода, вне внутренних водных путей, внесено в реестр затопленных и бесхозяйных судов. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, а также поверхностные и подземные воды. Нормы Водного кодекса Российской Федерации(п.1 ст.56) устанавливают запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе ограничения утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Аналогичные положения закреплены в п. 12, 25 ст. 9 Устава Мышкинского муниципального района. В силу положений Закона Ярославской области «Об описании границ муниципальных образований Ярославской области» акватория Рыбинского водохранилища в районе размещения судна входит в границы Мышкинского муниципального района. Вышеизложенное свидетельствует о том, что обязанность по организации утилизации затонувшего плавсредства как отхода законодательством возлагается на орган местного самоуправления. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Таким образом, непринятие мер по организации утилизации промышленных отходов (вышедшего из эксплуатации плавсредства) в акватории <данные изъяты> (участок Рыбинского водохранилища) с учетом принципа презумпции экологической опасности закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» создает угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды). Поскольку водный объект – <данные изъяты> находится в федеральной собственности – нарушаются права Российской Федерации. Ранее, в ДД.ММ.ГГГГ по указанному факту Ярославским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Администрации Мышкинского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени действенных мер направленных на выполнения требований прокурора органом местного самоуправления не принято, нарушение природоохранного законодательства не устранено. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе за использованием и охраной водных объектов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004г. в ред. Постановления Правительства № 582 от 04.08.2008г.). Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является Управление Росприроднадзора по Ярославской области, поэтому Управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
ФГУП «Канал им. Москвы» привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку реализует функции администрации бассейна внутренних вводных путей.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Просит суд обязать Администрацию Мышкинского муниципального района организовать утилизацию промышленных отходов в виде остатков корпуса бесхозяйного судна внутреннего водного транспорта <данные изъяты> находящегося на правом берегу <данные изъяты> (<данные изъяты> км Рыбинского водохранилища), имеющего габариты – длина 40 м, ширина 6 м, высота борта 2 м.
Помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шарапова А.В. в судебном заседании поддержала требования, дала пояснения по существу изложенных обстоятельств.
Представитель ответчика – Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области Иванова И.Н. в судебном заседании исковые требования признала. Просят установить срок, в течении которого будет выполнено исковое требование Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Представитель третьего лица- Управления Росприроднадзора по Ярославской области в судебное заседание не прибыл, возражений не представлено.
Представители третьих лиц: ФГУП «Канал им. Москвы»- Нудненко П.В. и ФГУ Управление эксплуатации Рыбинского и Шекснинского водохранилища Кудряшова А.С. полагали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, считает возможным принять признание иска ответчиком, т.к. эти действия не противоречат законодательству, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. Исковые требования прокурора основаны на действующем законодательстве, иск направлен в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает необходимым установить срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ, т.е.до начала весеннего паводка.
Руководствуясь ст.ст.173,194,197,198,206 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию Мышкинского муниципального района Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию промышленных отходов в виде остатков корпуса бесхозяйного судна внутреннего водного транспорта <данные изъяты> находящегося на правом берегу <данные изъяты> (<данные изъяты> км Рыбинского водохранилища), имеющего габариты – длина 40 м, ширина 6 м, высота борта 2 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья В.А. Федорова