РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2014 года пос. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ринчиновой В.В.,
при секретаре Черниговой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домановой Т.А. к Администрации муниципального образования «Муйский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса в Республике Бурятия о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии, признании права на получение жилищной субсидии и её выдаче,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. Исковые требования мотивированы тем, что её мать Т.Е.М. с 4 марта 1998 года состояла в очереди граждан на получение жилищной субсидии, по Федеральному закону РФ №125 от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» под № 22, категория «инвалиды», учетное дело № 1527 на состав семьи из 5 человек, в том числе и она. 17 сентября 2009 года Т.Е.М. умерла. 23 апреля 2013 года Т.Е.М. была снята с учёта. Ответчик Администрация основание снятия указала, что на дату смерти Т.Е.М. не было предусмотрено сохранение за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, права на её получение, и такое право введено только после 1 января 2012 года. в 2011 году истец представила в администрацию все документы для получения жилищной субсидии. Просит восстановить её в очереди на получение жилищной субсидии по дате подачи заявления 4 марта 1998 года, признать за ней право на получение жилищной субсидии и выдать ей жилищную субсидию.
В судебное заседание истец Доманова Т.А. не явилась, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Телков Л.С., действующий на основании доверенности, исковые требования истца поддержал и пояснил, что мать истца состояла в очереди граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по Федеральному закону РФ №125 от 25.10.2002 г. на 2012 год под № 22 в Республике Бурятия, дата постановки на учет – 4 марта 1998 года, с составом семьи - 5 человек, включая её саму и истца. Мать истца умерла 17 сентября 2009 г. До смерти матери они проживали совместно, вели общее хозяйство. Во всех сводных списках граждан, выезжающих и районов Крайнего Севера, утвержденных Минстроем РБ, на 2010 г., 2012 г., 2013 г., Т.Е.М. числится с 4 марта 1998 года с указанием 5 человек, категории «инвалиды», учетного дела № 1527. В 2013 году администрация района сняла мать истца с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, а истцу отказала в участии в данной подпрограмме вместо матери с этой же датой постановки матери на учет, считая, что на истца не распространяются изменения, введенные в закон с 1.01.2012 г. о сохранении за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, права на её получение, так как мать истца умерла в 2009 году. Считает, что действия администрации района являются незаконными, так как в законе не было прямого запрета на правопреемство членами семьи в случае смерти участника подпрограммы состоять на учете на получение жилищной субсидии. По уведомлению администрации в 2011 году истец предоставила пакет необходимых документов для получения жилищной субсидии в планируемом 2011 году. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Муйский район», Козлов М.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что мама истца Т.Е.М. не состояла в очереди на получение жилищной субсидии. В книге регистрации документов на получение субсидии за № 1527 записан Т.А.В., адрес: <адрес>, с датой подачи - 4 марта 1998 года. Напротив его фамилии имеется запись «скончался». Унаследовать его очередь Т.Е.М. не могла. Согласно проверке в электронных списках граждан, состоящих в очереди на получение жилищной субсидии, с 2006 г. по 2009 г. Т.А.В., Т.Е.М. не значатся. Однако в списках за 2010 г. возникает Т.Е.М. с номером учетного дела 1527, датой постановки на учет 4 марта 1998 г. Такие факты свидетельствуют о неправомерных действиях администрации. Т.Е.М. обоснованно снята с учета граждан распоряжением администрации за № 105 от 23.04.2013 г. У истца и других членов её семьи нет оснований для постановки на учет для получения жилищной субсидии. В представленном в суд представителем истца учетном деле № 1527 Т.Е.М. имеются документы только на истца. Иных документов в администрации района не имеется. Просит в иске отказать.
В судебное заседание не явились третьи лица Николаенко И.А., Николаенко Р.С., Кошелев А.С. в лице законного представителя Домановой Т.А.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не явился, извещен надлежаще, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из отзыва Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 25.08.2014 г. следует, что истец Доманова Т.А, правом на сохранение очереди по основаниям, установленным ст.1 Федерального закона РФ № 125 от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не обладает, поскольку её мать скончалась 17.09.2009 г., до вступления в силу Федерального закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2012 года. В случае смерти заявителя до внесения изменений за членами семьи сохраняется прежняя дата постановки заявителя, если члены семьи (или один из них) имеют стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 15 лет и другие основания, отвечающие требованиям закона. Истец имеет право состоять на данном учет с даты постановки матери, но в своей категории, если она отвечает требованиям ФЗ -125. В иске к ним просят отказать.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Из копии справки, выданной Администрацией МО «Муйский район» № 1129 от 5 марта 2012 г., следует, что Т.Е.М. состоит на учете в очереди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды». Номер очереди на 2012 г. – 22. Дата постановки на учет – 04.03.1998 г.
Из уведомления Администрации МО «Муйский район» № 27 от 10.03.2011 г. на имя Т.Е.М. следует, что для формирования личного дела на получение жилищной субсидии на 2011 год по Федеральному закону №125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», необходимо предоставить документы.
Согласно свидетельству о смерти Т.А.В. умер 17.08.1999 года.
Согласно справке МСЭ от 13.02.2009 г. Т.Е.М. установлена группа инвалидности II до 1.03.2010 г.
Согласно свидетельству о смерти Т.Е.М. умерла 12.09.2009 года.
Согласно свидетельству о рождении Т.Т.А. в графе «мать» указана Т.Е.М.
Согласно копии справки о заключении брака № 32 от 29.03.2011 г. Т.Т.А. и К.С.К. заключили брак 18.09.2000 года. После регистрации брака жене присвоена фамилия К..
Согласно копии свидетельства о заключении брака от 16.09.2013 г. К.Т.А. и Доманов И.Ю. заключили брак 16.09.2013 г. После регистрации брака присвоена фамилия жене - Доманова.
Факт совместного проживания истца с матерью Т.Е.М. подтверждается данными о регистрации по месту их жительства, справками из коммунально-жилищных учреждений.
Из копии паспорта следует, что Т.Е.М. с 3.02.2009 года зарегистрирована по адресу: <адрес>; раньше с 5.04.2005 г. по 16.12.2008 г. по адресу: <адрес>.
Согласно индивидуальной программе от 13.02.2009 г. Т.Е.М. указан адрес: <адрес>
Из копии паспорта следует, что Доманова Т.А. с 3.02.2009 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из справки о задолженности по коммунальным услугам от 23.04.2007 г. МУП «МКС» на Т.Е.М., следует, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, площадь 71 кв.м, состав семьи 4 чел.: наниматель Т.Е.М., Н.И.А.- дочь, Т.С.А. -дочь, Н.В.А. – внук.
Согласно справке МУП «МКС» № 620 от 12.03.2009 г., выданной К.Т.А., она зарегистрирована по адресу: <адрес>, и имеет состав семьи: сын К.А.С., мать -Т.Е.М., сестра -Н.И.А., племянник Н.Р.С.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 19.01.2009 г. К.Т.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Из трудовой книжки К.Т.А. следует, что с 17.10.1998 г. по 31.10.2008 г. она работала в п. Таксимо Муйского района РБ.
Из выписки книги регистрации документов на получение субсидий следует, что за № 1527 записан Т.А.В., <адрес>, дата постановки 4.03.1998 г., «скончался».
Согласно сводным спискам граждан, выезжающих и районов Крайнего Севера, утвержденных Минстроем РБ, на 2010 г., 2012 г., 2013 г., Т.Е.М. числится с 4 марта 1998 года с указанием 5 человек, категории «инвалиды», учетного дела № 1527.
Из распоряжения Администрации МО «Муйский район» № 105 от 23 апреля 2013 года «О снятии с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» следует, что с учета снята в связи смертью Т.Е.М.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 г. (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2013 г. № 34-КГ13-1).
Следовательно, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, истец не может быть лишена права на получение жилищной субсидии, исходя из факта смерти ее матери до 1 января 2012 г.
Доводы истца о предоставлении документов для получения жилищной субсидии по ФЗ-125 и их принятии ответчиком Администрацией района подтверждаются материалами учетного дела № 1527 Т.Е.М., которое содержит соответствующие справки от 2011 г., обязательство о сдаче жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования о восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии согласно Федеральному закону от 25.10.2002 года № 125 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» подлежащими удовлетворению, а действия ответчика Администрации МО «Муйский район» не основанными на законе.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В удовлетворении исковых требований к ответчику Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики суд считает необходимым отказать, так как истцом не представлено достаточных доказательств нарушений указанным ответчиком его прав.
Оснований для возложения на ответчиков обязанности по выдаче жилищного сертификата суд не находит. Истцом не доказано наступление его права на получение жилищного сертификата согласно очередности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Домановой Т.А. к Администрации муниципального образования «Муйский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса в Республике Бурятия о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии, признании права на получение жилищной субсидии и её выдаче, удовлетворить частично.
Восстановить Домановой Т.А. в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по дате подачи заявления с 4.03.1998 года, признав за ней право на получение указанной жилищной субсидии.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Ринчинова В.В.