РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    15 октября 2014 г. п.Таксимо
 

    Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Ринчиновой В.В.,
 

    при секретаре Черниговой В.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муйского района в интересах Киреева В.Т. к администрации муниципального образования «Муйский район» о восстановлении в очереди на получение жилищного сертификата, направлении учетного дела для предоставления жилищной субсидии,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Муйского района в интересах Киреева В.Т. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной ими проверкой по заявлению Киреева В.Т. установлено, что 06.06.2014 г. распоряжением № 164 администрации муниципального образования «Муйский район» Киреев В.Т. снят с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с отсутствием 15-летнего северного трудового стажа на момент постановки на учет – 15.01.2002 г. в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. (далее Федеральный закон). Установлено, что 15.01.2002 г. Киреев В.Т. обратился в администрацию МО «Муйский район» с заявлением о постановке его в очередь на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. К заявлению приложены все необходимые документы, в том числе подтверждающие его северный стаж работы - трудовые книжки от 19.06.1978 г. и от 06.12.1989 г. Ответчиком приняты предоставленные Киреевым В.Т. документы, после чего он поставлен в очередь на учете граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, по дате подачи заявления от 15.01.2002 г. В 2014 году для получения указанной жилищной субсидии наступила очередь Киреева В.Т. Однако, при рассмотрении его учетного дела № 2026 Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием оснований для постановки его на учет (отсутствует стаж работы в районах Крайнего Севера) путем возврата учетного дела № 2026 в администрацию МО «Муйский район». Таким образом, Киреев В.Т. с 15.01.2002 г. добросовестно состоял в очереди на учете граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, и 06.06.2014 г. при наступлении его очереди ввиду халатного и безответственного отношения на момент постановки в очередь Киреева В.Т. должностных лиц к своим служебным обязанностям лишен данного права, тем самым нарушены конституционные права Киреева В.Т. на достойную жизнь, право на жилище. Согласно записям в трудовых книжках Киреева В.Т. от 19.06.1978 г. и от 06.12.1989 г. путем сложения отработанных Киреевым В.Т. дней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, его стаж работы составляет 14 лет 8 месяцев 3 дня, то есть до установленного законом 15-летнего стажа работы Кирееву В.Т. не хватало 3 месяца 28 дней. После постановки Киреева В.Т. на учет от 15.01.2002 г. он продолжал осуществлять трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно сведениям из записей трудовой книжки от 06.12.1989г. Киреев В.Т. отработал с 22.03.2002 г. по 18.05.2002 г. – 1 мес. 27 дней (записи № 36 и 37); с 26.08.2002 г. по 11.01.2003 г. – 4 мес. 17 дней (записи № 38 и 39). Поэтому Киреев В.Т. имел право состоять в очереди на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 12.11.2002 года (4 мес. 17 дней - (3 мес. 28 дней – 1 мес. 27 дней) + 26.08.2002 г. = 11.11.2002 г.) в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Просил обязать ответчика восстановить Киреева В.Т. в очереди на учете граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды I и II групп» с датой постановки на учет от 12.11.2002 г.; обязать ответчика направить с учетом даты постановки на учет Киреева В.Т. – 12.11.2002 г., категория «инвалиды I и II групп», учетное дело Киреева В.Т. в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ для предоставления ему жилищной субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
 

    В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования. С учетом подсчета «северного» стажа Киреева В.Т. просил обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» восстановить Киреева В.Т. в очереди на учете граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды I и II групп» с датой постановки на учет от 06.01.2003 г.; обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» направить с учетом даты постановки на учет Киреева В.Т. – 06.01.2003 г., категория «инвалиды I и II групп» его учетное дело в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ для предоставления ему жилищную субсидию для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
 

    В судебном заседании старший помощник прокурора Муйского района Раднаев В.В., действующий по доверенности, исковые требования с уточнением поддержал полностью. Суду пояснил, что при постановке Киреева В.Т. в очередь на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принятии его документов 15.01.2002 г. ответчик не проверил наличие у него необходимого 15- летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На момент постановки Киреева В.Т. на учёт 15.01.2002 г. стаж работы составляет 14 лет 8 месяцев 3 дня, то есть до установленного законом 15-летнего стажа работы Кирееву В.Т. не хватало 3 месяца 28 дней. После постановки Киреева В.Т. на учет от 15.01.2002 г. он продолжал осуществлять трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно сведениям из записей трудовой книжки от 06.12.1989 г. Киреев В.Т. отработал с 22.03.2002 г. по 18.05.2002 г. – 1 мес. 27 дней (записи № 36 и 37); с 26.08.2002 г. по 11.01.2003 г. – 139 дней (записи № 38 и 39). По состоянию на 11.01.2003 г. у него был необходимый стаж работы 15 лет 5 дней. Поэтому Киреев В.Т. имел право состоять в очереди на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 6.01.2003 года. При своевременном разъяснении Кирееву В.Т. ответчиком необходимости подтверждения отдельных периодов его «северного» стажа и отказе в постановке его на учет 15.01.2002 г. он бы после выработки необходимого стажа должен был быть поставлен на учет с 06.01.2003 г. Тогда как Киреев В.Т. с 15.01.2002 г. добросовестно стоял в очереди на учете граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. 06.06.2014 г. при наступлении очереди Киреева В.Т. он снят с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с отсутствием 15-летнего северного трудового стажа на момент постановки на учет – 15.01.2002 г., лишен данного права, тем самым нарушены его конституционные права на достойную жизнь, право на жилище, по вине ответчика, в результате халатного и безответственного отношения на момент постановки его в очередь должностных лиц к своим служебным обязанностям. Просил удовлетворить иск.
 

    Представитель ответчика Администрации МО «Муйский район» Козлов М.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что Киреев В.Т. действительно был принят на учет граждан для получения жилищной субсидии 15.01.2002 г.. при отсутствии необходимого 15-летнего «северного» стажа работы, о чем выяснилось в 2014 году. Поэтому он снят с данного учета. Просил в иске отказать.
 

    В судебное заседание истец Киреев В.Т. не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иск поддерживает.
 

    В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
 

    Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
 

    Выслушав участников процесса, специалиста, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В судебном заседании установлено, что Киреев В.Т. состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации МО «Муйский район» согласно дате подачи им заявления с 15.01.2002 года, номер учетного дела 2026, что подтверждается выпиской из решения № 104 от 15.01.2002 г.; был переведен из очереди категории «работающие» в очередь категории «инвалиды» согласно выписке из решения № 345 от 20.12.2003 г.
 

    Согласно пенсионному удостоверению № 016291 Кирееву В.Т. назначена пенсия по инвалидности II группы с 20.01.2003 г.
 

    Из копии письма Администрации МО «Муйский район» исх. № 2637 от 05.06.2014 г. в адрес Киреева В.Т. следует, что ему отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата, так как на момент постановки 15.01.2002 г. на учет его трудовой стаж составлял 13 лет 11 месяцев 10 дней, что менее установленного норматива.
 

    Из распоряжения Администрации МО «Муйский район» № 164 от 06 июня 2014 года следует, что Киреев В.Т. снят с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с отсутствием 15 - летнего северного трудового стажа на момент постановки на учет.
 

    Из копии письма Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 11.06.2014 г. в адрес Администрации МО «Муйский район» следует, что в связи оформлением государственных жилищных сертификатов просят направить представителя администрации на их получение для вручения гражданам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «Муйский район» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Приложение: учетные дела граждан, в т.ч. Киреева В.Т.
 

    Согласно заявлению Киреева В.Т. от 17.06.2014 г. он обратился в прокуратуру с заявлением о защите его прав на получение жилищной субсидии.
 

    Согласно представлению прокурора Муйского района от 17.07.2014 г. в адрес Администрации МО «Муйский район» по результатам проверки заявления Киреева В.Т. прокурор требует отменить распоряжение № 164 от 06 июня 2014 года, восстановить его в очереди и направить учетное дело в Министерство модернизации и ЖКК РБ.
 

    Из ответа Администрации МО «Муйский район» от 04.08.2014 г. прокурору следует, что восстановить Киреева В.Т. в очереди с датой постановки на учет 12.11.2002 г. не представляется возможным.
 

    Согласно справке ОПФР в Муйском районе от 18.09.2014 г. исх. № 1472 в прокуратуру в связи с отсутствием уточняющих справок Кирееву В.Т. не засчитаны в страховой стаж периоды работы с 29.12.1995 г. по 29.01.1995 г. (некорректные записи), с 08.06.1999 г. по 01.02.2000 г. Правила подсчета и подтверждения специального стажа (МПКС) в ПФР применяются для назначения трудовых пенсий и не распространяются для подсчета трудового стажа при предоставлении государственной жилищной субсидии. Обязанность по подтверждению трудового стажа возлагается на граждан.
 

    Из пояснений Потокиной О.В., руководителя клиентской группы ОПФР в Муйском районе, следует, что стаж для назначения пенсии устанавливается на основании записей в трудовой книжке гражданина. Если имеются некорректные записи, то предлагают представить уточняющие справки, выписки из приказов. Кирееву В.Т. была назначена пенсия по инвалидности за общий трудовой стаж, а не по стажу работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
 

    Из отзыва Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 02.09.2014 г. следует, что «на момент постановки на учет Киреева В.Т. (15.01.2002 г.) стаж его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял менее 15 лет, и он не имел право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением с указанной датой постановки на учет. Работниками администрации МО «Муйский район» незаконно было принято решение о постановке на учет Киреева В.Т. с 15.01.2002 г. Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с пп. г) п.21 Положения граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. Согласно действующему законодательству администрацией принято решение о снятии Киреева В.Т. с данного учета граждан. Отдельные периоды работы Киреева В.Т. не включены в «северный» стаж его работы, в трудовой книжке внесены записи с нарушением трудового законодательства. Согласно п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для участия в подпрограмме граждане подают заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме, документы своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных с приложением необходимых документов, в том числе справку из территориального органа Пенсионного фонда РФ о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно справке ОПФР в Муйском районе от 26.02.2014 г. с учетом записей в трудовой книжке «северный» стаж Киреева в настоящее время составляет менее 15 календарных лет. Просили в иске в части постановки на учет Киреева В.Т. с 12.11.2002 г. и направлении учетного дела в Министерство отказать».
 

    Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является представление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей ( жилищных субсидий).
 

    В соответствии со ст.1 Федерального закона №125 – ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон №125 –ФЗ от 25.10.2002 г.) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
 

    Ранее действовавший Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст.1).
 

    Согласно ст.3 Федерального закона № 125 – ФЗ от 25.10.2002 г. постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 

    Деятельность по реализации Федерального закона № 125 – ФЗ от 25.10.2002 г. регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», утвержденным Правительством РФ от 10.12.2002 г. № 879 (в редакции постановления Правительства РФ от 03.11.2011 г. № 909).
 

    Из п.2 Положения следует, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
 

    Согласно п.11 Положения (также и в прежней редакции) документы, представленные в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления).
 

    Согласно п.19 Положения органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно п.21 вышеназванного Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
 

    Согласно п. 22 вышеназванного Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет...В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
 

    По подсчетам истца на момент обращения Киреева В.Т. 15.01.2002 г. в Администрацию МО «Муйский район» с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, его стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составлял 14 лет 7 месяцев 12 дней.
 

    Стаж работы Киреева В.Т. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подтверждается записями в его трудовых книжках от 19.06.1978 г. и от 06.12.1989 г., архивными и уточняющими справками.
 

    Согласно архивной справке Администрации МО «Муйский район» от 10.10.2014 г. исх. № 4801 в фонде документов по личному составу МУМП «Коммунальные транспортные услуги» имеются данные о работе Киреева В.Т. с 29.12.1995 г. по 29.01.1996 г.
 

    Согласно архивной справке ГКУ «Государственный архив Забайкальского края» от 15.10.2014 г. № Т-357 в документах фонда «Забайкалзолото» имеется информация об Ирокиндинской автоколонне Читинской автобазы управления «Читацветметтранс» объединения «Забайкалзолото» о ликвидации шахты «Ирокинда» в п. Таксимо, передислокации находящегося в п. Таксимо подвижного состава Ирокиндинской автоколонны в п. Ирокинда»...
 

    Согласно архивной справке МКУ «Архив администрации г. Бодайбо и района» от 13.10.2014 г. исх. № 851 в документах архивного фонда ОАО «Артель старателей «Прогресс» содержатся сведения о трудовом стаже Киреева В.Т. за 1999-2000 г.г.: 08.06.1999 г. принять машинистом бульдозера (приказ № 57-к от 12.06.1999 г.), 01.02.2000 г. уволить машиниста бульдозера по окончании промсезона после использованного отпуска (приказ № 29-к от 29.02.2000 г.) Периоды отпусков без содержания: 27.10.1999 г. до вызова ( приказ № 2-к от 06.01.2000 г.). ОАО «Артель старателей «Прогресс» с 1998 г. по 2005 г. располагалось в г. Бодайбо Бодайбинского района Иркутской области, который является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
 

    Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условий труда ЗАО «Артель старателей «Витим» от 14.10.2014 г., Киреев В.Т. работал с 28.10.1999 г. по 21.06.2001 г., с 28.10.1999 г. по 19.12.1999 г., с 12.03.2000 г. по 23.11.2000 г., находился в отпусках без сохранения заработной платы с 20.12.1999 г. по 11.03.2000 г., с 24.11.2000 г. по 21.06.2001 г.
 

    Таким образом, по состоянию на 11.01.2003 г. необходимый стаж работы Киреева В.Т. составлял 15 лет 5 дней. Поэтому Киреев В.Т. имел право состоять в очереди на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 06.01.2003 года (в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
 

    Действиями ответчика, выразившемся в ненадлежащем оформлении учетного дела Киреева В.Т. и принятии 15.01.2002 г. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в отсутствие требуемого необходимого трудового стажа, нарушены его права на своевременное обнаружение данного факта, снятия с учета и последующего правильного принятия на соответствующий учет с 6.01.2003 г., и предоставлении ему жилищного сертификата в порядке очередности с учетом указанной даты.
 

    Учитывая допущенные ответчиком нарушения, суд считает возможным восстановить Киреева В.Т. в очереди в списке лиц, претендующих на жилищную субсидию, с 6.01.2003 г.
 

    При этом суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о направлении учетного дела Киреева В.Т. в адрес третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Муйского района в интересах Киреева В.Т. к администрации муниципального образования «Муйский район» о восстановлении в очереди на получение жилищного сертификата, направлении учетного дела для предоставления жилищной субсидии удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» восстановить Киреева В.Т. в очереди на учете граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды I и II групп» с датой постановки на учет от 06.01.2003 г.; обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» направить с учетом даты постановки на учет Киреева В.Т. – 06.01.2003 г., категория «инвалиды I и II групп» его учетное дело в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для предоставления ему жилищной субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
 

    Судья: В.В. Ринчинова