РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2014 года п. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю.,
при секретаре Филипповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голубковой Л.Н. к администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику. Исковые требования мотивированны следующим. В 2002 г. Голубковым была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в которой истец и её семья зарегистрированы. В 2008 г. Администрация МО «Муйский район» заключила с истцом договор социального найма вышеуказанного жилого помещения, общей площадью 70,9 кв.м. В составе семьи были указаны: Голубков Н.С. –муж, Голубков В.Н. – сын, Голубкова В.Н. – дочь, Голубков С.Н. –сын, Голубков А.Н. – сын, ГИВ – внук. Дочь истца Голубкова В.Н. вышла замуж и снялась с регистрации, переехав в другое жилое помещение. В 2011 г. начала действовать подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» и дом по <адрес> был включен в указанную подпрограмму. 10.06.2014 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении другого жилого помещения. В ответе администрации было указано, что оснований для предоставления другого жилого помещения не имеется, так как за истцом уже закреплено на условиях договора социального найма жилье, и оно состоит в реестре ветхого жилого фонда и включено в подпрограмму. Истцу было рекомендовано оформить право собственности на квартиру для получения социальной выплаты. Истец считает данный ответ незаконным, так как дома по <адрес> включены в План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденного и.о. руководителем ответчика Глебовой О.А. Следовательно, ответчиком на дату утверждения этого плана, уже были приняты документы о сносе дома истца в силу его аварийности. Просит признать отказ ответчика в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения незаконным, обязать ответчика выделить истцу на состав семьи вне очереди благоустроенное жилое помещение, в постоянном исполнении, соответствующее санитарно-гигиеническим техническим требованиям общей площадью не менее 70,9 кв.м.
Определением Муйского районного суда Республики Бурятия от 30.09.2014 г. в качестве третьего лица привлечена Администрация муниципального образования «Муйский район».
В судебное заседание истец Голубкова Л.Н., третьи лица Голубков Н.С., Голубков В.Н., Голубклв С.Н., Голубков А.Н. не явились извещены надлежаще. Представили суду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Цыренжапова Х.Б., действующая по доверенности, поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме. Суду пояснила, что Согласно Постановлению 424 от 02.08.2013 г. в котором имеется подпрограмма № 1 «Развитие жилищного строительства в РБ» в результатах реализации программы п.6 предусматривает ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе на территориях, прилегающих в зоне БАМа В разделе основных целей и задач, где указаны во исполнении каких документов он исполняется, в ожидаемых результатах указанна ликвидация ветхого и аварийного фонда, в том числе и в зоне БАМа, и мероприятие 5.1, в п.5.2 не предусматривают лишь переселение из частных индивидуальных жилых домов. В постановлении имеется ссылка на ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ», где разъясняются понятия аварийный жилищный фонд и переселение. Было принято определение Верховного Суда РФ в отношении ст. 2 и ст. 16 о региональной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в котором говориться, что эта программа предусматривает снос ветхого и аварийного жилья и решение принимается определенными регионами. В Постановление от 22.09.2014 г. № 459 было внесено изменение, согласно которому приложение № 8 возвращено обратно и возвращены обратно субсидии по сносу ветхого жилья. По реестру от 01.10.2006 г. утвержденного главой Муйского района в 2006 г., в котором имеется сводный список домов всего района, с процентом износа 70%, дома уже тогда подлежали сносу. План сноса жилого дома был отменен не законно. Программа все еще действует, отменены только правила, в которых говориться, что администрация района обязана подавать ежегодно реестры ветхого и аварийного жилья подлежащие переселению, акты и заключения по ветхому жилью, а также план сноса ветхого и аварийного жилья. Согласно п.2.1 приложения № 8 списки формируются согласно очередности граждан, с учетом утвержденного плана сноса, планы очередности сноса ветхого и аварийного жилья направляемые муниципальным образованием в министерство в составе заявки подлежат корректировке при изменении планируемого срока сноса. Если имеется план сноса, значит жилое помещение признано ветхим и аварийным подлежащим сносу. Если администрация своевременно не издает распоряжение о сносе ветхого и аварийного жилья, подлежащего сносу, то гражданин не должен нести ущерб, если имеется план сноса, то до издания плана, составляется акт о признании жилого помещения не пригодного для проживания и администрация обязана вынести распоряжение о переселении граждан. Голубковы занимают квартиру №, при этом по квартире № П получили социальную выплату по программе. Дом один, износ квартир одинаков. Ответчиком по иску указана администрация МО ГП «Поселок Таксимо», так как жилищный фонд был передан им из МО «Муйский район». Просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Исакова И.В., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования в полном объеме. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск. Суду пояснила, что исходя из выписки, износ спорного жилого помещения составляет 54 %. Заключения Межведомственной комиссии о признании квартиры непригодным для проживания не имеется, поскольку истец не обращался в Межведомственную комиссию. В настоящее время план сноса отменен. Считает, что стороной истца не представлены доказательства, подтверждающие необходимость предоставления истцу жилого помещения вне очереди. Просила отказать в иске в полном объеме.
Из письменного отзыва ответчика следует, что истец свои требования мотивирует тем, что её дом включен в Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа и подлежит сносу согласно Плана графика в 2015 г. в связи с отменой вышеуказанной подпрограммы и принятием новой государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы» был отмене распоряжением руководителя администрации МО ГП «Поселок Таксимо» от 05.09.2014 г. №159. Согласно ст. 57 ч.1 п.1 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Квартира № по <адрес> на признана аварийной, непригодной для проживания, в связи с чем, отсутствуют основания предоставления истцу жилья вне очереди.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации МО «Муйский район» Козлов М.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что единственным основанием для сноса дома является решение Межведомственной комиссии, которого истец не предоставил суду. Реестр ветхого жилья является внутренним документов администрации. Очередь предположительная, может быть перенесена и на 10 лет вперед. Всё зависит от финансирования. Реестр - это всего лишь прогноз на будущее, а не официальный документ. По <адрес>, возможно, и было решение межведомственной комиссии. Считал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования законным и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из договора социального найма жилого помещения №286 от 04.11.2008 г., заключенного между Администрацией МО «Муйский район» и истцом следует, что последней и членам её семьи в бессрочное владение и пользование предоставлена квартира, общей площадью 70,9 кв.м, по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи вселены: Голубков Н.С., Голубков В.Н., Голубкова В.Н., Голубков С.Н., Голубков А.Н., ГИВ
Истец Голубкова Л.Н., третьи лица Голубков Н.С., Голубков В.Н., Голубков С.Н., Голубков А.Н. зарегистрированы и проживают по вышеуказанному адресу, согласно копии их паспортов, справки №7 от 14.08.2014 г.
10.06.2014 г. Голубкова Л.Н. обращалась в администрацию МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением о предоставлении её другого благоустроенного жилья по договору социального найма либо предоставления денежных средств на покупку жилья.
В ответе №872 от 14.07.2014 г. на вышеуказанное заявление поселковая администрация указала, что ответчик не имеет оснований для предоставления другого жилого помещения, так как за истцом закреплено уже жилое помещение на условиях договора социального найма, которое состоит в реестре ветхого жилого фонда и включено в подпрограмму «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия». Истец имеет право на участие в подпрограмме, которая реализуется путем предоставления социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жилищным фондом, для приобретения жилья. Для чего истцу было рекомендовано оформить право собственности на квартиру.
Согласно Плана «Очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аврийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы», утвержденного и.о. руководителя администрации МО ГП «Поселок Таксимо» О.А. Глебовой 04.10.2013 г. <адрес> включен в 3-ю очередь, предполагаемые сроки сноса 2015 г.
Вышеуказанный План был отменен Распоряжением руководителя администрации МО ГП «Поселок Таксимо» Добхановым А.Н. №159 от 25.09.2014 г.
Согласно выписки из реестра жилых домов, относящихся к ветхим жилым домам по состоянию на 01.10.2014 г., представленной ответчиком, в графе «адрес дома, признанного ветхим или аварийным» числится жилое помещение истца, с указание 78 % износа.
Спорное жилое помещение числится в реестре жилых домов, относящихся к ветхим жилым домам муниципального образования «Муйский район» по состоянию на 01.01.2014 г. под номером 166, с указание 54 % износа.
Согласно выписки из реестра жилых домов, относящихся к ветхим жилым домам муниципального образования «Муйский район» по состоянию на 01.01.2012 г. жилой дом по <адрес> числится за номером 169, процент износа 54, планируемые сроки переселения 2012 г. - 2015 г.
Квартира истца числится и в реестре жилых домов признанных ветхими, с процентом износа более 70, по состоянию на 01.10.2006 г., утвержденного главой МО «Муйский район» под номером 205, прогнозируемая очередность сноса 2010 год.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что собственником квартиры по адресу: <адрес> является администрация местного самоуправления Муйского района.
В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) (далее Порядок о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу).
Согласно п. 7, 42, 46, 47, 48 вышеуказанного порядка признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан. Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо. Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича и Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Следует также учитывать, что положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 554-О-О и от 28 мая 2009 года N 605-О-О).
В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором расположена квартира истца не был в установленном законом порядке признан аварийным, однако данный жилой дом включен был в План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории РБ» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 г.г. как ветхое жилье, также числится в реестрах жилых домов, относящихся к ветхим жилым домам по состоянию на 01.10.2014 г., 01.01.2012 г., 01.01.2006 г. Причем последствием включения дома в вышеуказанный план сноса, в реестры является принятие решения о сносе дома и переселении граждан.
Сведений о наличии у истца иных жилых помещений занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих её на праве собственности материалы дела не содержат.
В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вместе с тем согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ «если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма».
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст.89 ЖК РФ «предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта… В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления».
Из норм действующего законодательства (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В судебном заседании установлено, что раннее до вступления в силу Постановление Правительства РБ от 02.08.2013 N 424 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с Постановление Правительства РБ от 25.04.2011 N 185 (ред. от 03.12.2013) "О Республиканской целевой программе "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы", которая утратила силу.
Целью новой Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Программа рассчитана на период с 2014 г. по 2020 г.
Среди ожидаемых результатов реализации программы указана ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе на территориях, прилегающих в зоне БАМа.
В качестве основного мероприятия программы 5.1 указано "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Бурятия в зоне Байкало-Амурской магистрали". К территории, прилегающей к Байкало-Амурской магистрали (далее - зона БАМа), в Республике Бурятия относятся муниципальные образования "Северо-Байкальский район", "Муйский район", "Город Северобайкальск". Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа является одной из острых проблем для Республики Бурятия. Согласно данным муниципальных образований в Республике Бурятия площадь аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 345,4 тыс. квадратных метров. Во всех населенных пунктах Бурятского участка БАМа сегодня проживает 54500 человек, из них по данным муниципальных образований 16100 чел. в ветхом и аварийном жилищном фонде. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в зоне БАМа, реализуется по следующим мероприятиям:
- приобретение муниципальными образованиями жилых помещений эконом-класса, в том числе на вторичном рынке жилья;
- строительство муниципальными образованиями жилых помещений эконом-класса, в том числе завершение ранее начатого строительства;
- предоставление муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жилищным фондом, для приобретения жилых помещений на территории Республики Бурятия.
Финансирование реализации мероприятий предусматривается за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов. Объемы ассигнований из бюджетов всех уровней подлежат ежегодному уточнению на соответствующий год.
Кроме того, указано, что муниципальной программой утверждается адресный перечень домов, признанных аварийными, планируемых к расселению в построенные (приобретенные) жилые помещения и план сноса ветхого и аварийного жилищного фонда по муниципальному образованию.
Объемы финансирования мероприятий, расчет потребности в финансовых ресурсах для строительства жилья и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа представлены в приложении N 12 к Подпрограмме 1.
Согласно Основному мероприятию 5.2 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в рамках Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2015 годах", утверждаемой в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд ЖКХ), реализуются мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Реализация мероприятия направлена на исполнение в Республике Бурятия Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" о полной ликвидации аварийного жилищного фонда до 01.09.2017.
Постановлением Правительства РБ от 22.09.2014 г. №459 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" были внесены изменения в программу. В приложении №8 вышеуказанного Постановления утвержден «Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» (Приложение N 15 к Подпрограмме 1 "Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия" Государственной программы "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия").
Согласно п. 2.1. «Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» муниципальными образованиями формируются списки собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа (далее - списки), на предоставление социальных выплат и до 1 февраля текущего года предоставляются в Министерство. Муниципальные образования несут ответственность за обоснованность внесения в него граждан и достоверность указанных в списке сведений. Списки формируется по очередности обращения граждан (дате подачи заявления) в муниципальные образования в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка с учетом утвержденного муниципальным образованием плана сноса ветхих и аварийных жилых домов, котельных, инженерных сетей коммунальной инфраструктуры (далее - список). Планы очередности сноса ветхого и аварийного жилья, направляемые муниципальными образованиями в Министерство в составе заявки на получение межбюджетных субсидий, подлежат корректировке при изменении планируемых сроков сноса.
Таким образом, доводы ответчика об отмене Плана очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы» в связи с отменой ранее действующей подпрограммы и принятием новой государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» являются не обоснованными, так как ранее до 01.01.2012 г., и это подтверждается материалами дела дом, в котором расположена квартира истца был отнесен к ветхому жилищному фонду и отмена вышеуказанного плана не влечет изменение последствий признания дома аварийным и подлежащим сносу, так как само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Кроме того, в соответствии с положениями «Порядок предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» муниципальным образованием должен быть утвержден плана сноса ветхих и аварийных жилых домов, котельных, инженерных сетей коммунальной инфраструктуры для реализации программы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истца был до ДД.ММ.ГГГГ включен в план очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по ранее действующей программе, а также был запланирован его снос и переселение граждан на 2010-2015 г.г. суд считает, что ненадлежащее исполнении должностными лицами администрации как поселковой так и районной, в частности не соблюдение порядка признания жилого дома непригодными для проживания, или аварийными и не подлежащими реконструкции, но при этом включение данного дома в план очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда и последующий его снос нарушит право истца на жилище, предусмотренное основным законом Российской Федерации.
По указанному основанию также не может учитываться довод представителя ответчика о том, что отсутствуют основания предоставления истцу жилья вне очереди.
Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, вышеизложенное суд признает исковые требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Голубковой Л.Н. к администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать отказ Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» в предоставлении Голубковой Л.Н. вне очереди в поселке Таксимо благоустроенного жилья, соответствующего требованиям, общей площадью 70,9 кв.м. незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» выделить Голубковой Л.Н. на состав её семьи в поселке Таксимо вне очереди благоустроенное жилое помещение, в постоянном исполнении, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, общей площадью не менее 70,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Ю.Ю. Туравинина