Дело № 2-509/2014
Решение
Именем Российской Федерации
24 октября 2014 г. р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой О.В., при секретаре судебного заседания Бузыревой Г.С., с участием истца Павлуткиной Н.В., представителя ответчика – администрации Мокшанского района Пензенской области Леденевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело по иску Павлуткиной Н.В. к администрации Мокшанского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот,
установил:
Павлуткина Н.В. обратилась в Мокшанский районный суд к администрации Мокшанского района Пензенской области с иском, в котором с учетом уточнения ДД.ММ.ГГГГ своих требований просит предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование иска указывает, что она является сиротой. Ее мать Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время ей 19 лет, жильем она не обеспечена, фактически жить ей негде. В сентябре 2014 года она обращалась в администрацию по поводу предоставления ей жилья, где ей ответили, что в этом году предоставить жилое помещение не представляется возможным.
В судебном заседании Павлуткина Н.В. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что ей 19 лет, она студентка 3 курса Пензенского государственного университета, имеет временную регистрацию в общежитии ПГУ, где и проживает в настоящее время. В собственности, по договору социального найма, а также закрепленного за ней жилого помещения не имеет. Она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2013 года. Полагает, что должна быть обеспечена жильем с момента достижения совершеннолетия, когда над ней прекратилась опека. Членом семьи опекуна она не является. До настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение по договору специализированного найма ей ответчиком не предоставлено.
Представитель ответчика – администрации Мокшанского района Пензенской области Леденева Н.Н. иск признала в полном объеме. Суду пояснила, что Павлуткина Н.В. имеет право на предоставление ей жилого помещения, она достигла возраста 18 лет, опека над ней отпала, жильем она не обеспечена. По поводу предоставления жилого помещения Павлуткина Н.В. обращалась в администрацию в сентябре 2014 года. Согласно законодательству обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходными обязательствами Пензенской области, а поскольку поступление денежных средств из бюджета Пензенской области в бюджет муниципального образования Мокшанский район в текущем году не предусмотрено, обеспечить Павлуткину Н.В. жильем не представляется возможным.
Представитель третьего лица – Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. В удовлетворении иска Павлуткиной Н.В. отказать. В отзыве на исковое заявление указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 27.05.2013 № 369-пП «О мерах по реализации ст. 5 закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», в случае возникновения ситуации, при которой количество заявлений от граждан о предоставлении жилого помещения превышает количество имеющихся в специализированном жилищном фонде свободных жилых посещений, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами наступления у граждан права на обеспечение жилым помещением. Учитывая это, при недостаточном количестве жилых помещений, подлежащих предоставлению детям-сиротам, приоритет отдается лицам, чье право на обеспечение жильем возникло ранее (фактически лицам, старшим по возрасту). В случае удовлетворения иска, после возбуждения исполнительного производства, администрация Мокшанского района будет обязана предоставить жилое помещение Павлуткиной Н.В. фактически во внеочередном порядке, что приведет к существенному нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Администрацией Мокшанского района Пензенской области право Павлуткиной Н.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не оспаривается, что подтверждается постановлением администрации Мокшанского района от 11.04.2013 № 382 о включении Павлуткиной Н.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд, выслушав истца Павлуткину Н.В., представителя ответчика Леденеву Н.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вместе с тем, отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Аналогичная норма содержится и в ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями: приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесение его к жилым помещениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым настоящей части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров. Жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) уполномоченными органами. Жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, проживающим на территории сельского района, с их согласия могут быть предоставлены в границах другого населенного пункта, находящегося в границах данного сельского района. Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В судебном заседании установлено, что Павлуткина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот.
Мать истицы Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области на основании актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Ленинским районным отделом ЗАГС Пензенской области.
Согласно справке Пензенского государственного университета № от ДД.ММ.ГГГГ Павлуткина Н.В. является студенткой 3 курса, форма обучения – дневная очная, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по 31.08.2016.
В настоящее время Павлуткина Н.В. проживает и временно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общежитие ПГУ по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Имеет постоянную регистрацию по месту жительства своего опекуна А.И. по адресу: <адрес>.
На основании заявления Павлуткиной Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, она как сирота включена в список лиц, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что у Павлуткиной Н.В. жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и находящихся в собственности не имеется, жилые помещения за ней не закреплялись, меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договору социального найма не предоставлялись, что никем не опровергается и подтверждается: уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений № от 30.09.2014; информацией Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ; материалами представленного администрацией Мокшанского района Пензенской области на обозрение суда учетного дела Павлуткиной Н.В.
Суд не принимает во внимание доводы третьего лица – Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о предоставлении жилых помещений в хронологической последовательности в соответствии с датами наступления у граждан права на обеспечение жильем, поскольку содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Поскольку указанная норма закона не ставит право на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Павлуткина Н.В. с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по окончании обучения не обращалась, поэтому жилое помещение специализированного жилищного фонда ей должно быть предоставлено немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, то есть по достижении возраста 18 лет.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Оценив приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Павлуткина Н.В. достигла совершеннолетия, относится к категории лиц из числа детей-сирот; не имеет ни закрепленных жилых помещений, ни жилых помещений в собственности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма; до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
На основании вышеизложенного, суд считает требования истца Павлуткиной Н.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Павлуткиной Н.В. к администрации Мокшанского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот удовлетворить.
Обязать администрацию Мокшанского района Пензенской области предоставить Павлуткиной Н.В. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.10.2014