Дело № 2-1571/2014 -
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 октября 2014 года г.Мирный РС(Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре Недоспасовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенко Н.С. к администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Лысенко Н.С. обратилась в суд с иском, указав, что <дата>г. вступившим в законную силу решением Мирнинского районного суда РС(Я) за истицей было признано право на приватизацию жилого помещения, расположенного в <адрес> РС(Я) по адресу: <адрес> (общежитие №); на этом основании <дата> истица обратилась в КИО АМО «Мирнинский район» с заявлением о передаче жилого помещения в собственность истицы; однако спустя месяц истице было разъяснено, что спорное жилое помещение не является объектом учета реестра муниципального имущества МО «Мирнинский район», в связи с чем, МО не сможет в последующем оформить с истицей договор приватизации и зарегистрировать сделку в <адрес> отделе Управления Росреестра по РС(Я). Истица просит признать за ней право собственности на комнату №, расположенную по адресу: РС(Я), <адрес>, в порядке приватизации.
В ходе судебного заседания представитель истицы Еремина О.А. поддержала исковые требования, просит иск удовлетворить; суду пояснила, что спорное жилое помещение не является объектом учета в реестре муниципальной собственности МО «<данные изъяты>», а также МО «Мирнинский район», в Управлении Росреестра по РС(Я) сведения о правах на жилое помещение отсутствуют, в связи с чем, истица не имеет возможности заключить договор приватизации ни с МО «<данные изъяты>», ни с МО «Мирнинский район», соответственно впоследствии зарегистрировать сделку в установленном законом порядке в органе, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Представитель ответчика (АМО «Мирнинский район» РС(Я)) Самсонов П.В. на судебное заседание не явился, предоставив письменный отзыв, которым просит провести рассмотрение дела в отсутствие представителя МО «Мирнинский район», указав, что спор о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации возникает только между Лысенко Н.С. и МО «<данные изъяты>», поскольку в соответствии с Постановлением РС(Я) от 31.01.2009 № 29 и передаточным актом от 03.03.2009г. указанное жилое помещение передано в муниципальную собственность МО <данные изъяты>» <адрес> РС(Я) (л.д.№).
Суд, выслушав доводы и мнение представителя стороны истца, изучив и исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Как следует из материалов дела, вступившим <дата> решением <адрес> районного суда РС(Я) от <дата> исковые требования Лысенко Н.С. к АМО «Мирнинский район» РС(Я) о признании права на приватизацию жилого помещения удовлетворены, судом постановлено: «Признать за Лысенко Н.С. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д.№).
Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от <дата>., Лысенко Н.С., <дата>.р., прописана с <дата> по настоящее время по адресу: <адрес>, совместно с Лысенко Н.С. проживают и постоянно прописаны: <Г> - мать, <дата>.р., дата прописки <дата>. (л.д.№).
Согласно справкам МКУ «КИО» МО «Мирнинский район» РС(Я) от <дата>. №, АМО «<данные изъяты>» <адрес> РС(Я) от <дата>. №, сведений об использовании права на приватизацию и наличии приватизированного жилья гражданкой Лысенко Н.С., <дата>.р., не имеется (л.д.№).
<дата>. Лысенко Н.С. подано заявление в КИО МО «Мирнинский район» РС(Я) о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, в индивидуальную собственность (л.д.№).
Из сообщения МО «<данные изъяты>» <адрес> РС(Я) от <дата> № следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не является объектом учета в реестре муниципальной собственности МО «<данные изъяты>» (л.д.№); согласно уведомлению Управления Росреестра по РС(Я) от <дата>. №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: комната, по адресу: РС(Я), <адрес> (л.д.№).
Согласно техническому паспорту, составленному <дата> ГУП РС(Я) «РЦТУиТИ» <адрес> жилое помещение имеет адрес: РС(Я), <адрес>, инвентарный номер №, общая площадь помещения – 25,1 кв.м. (л.д. №).
В соответствии с требованиями статьи 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В силу ст.33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим в установленном порядке на учете нуждающихся в получении жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени постановки их на учет и включения в списки очередников по месту жительства или по месту работы. Статьями 42-46 ЖК РСФСР был определен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, в том числе перечислены органы, которые принимали решение о предоставлении жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решение администрации и профкома организации подлежало обязательному утверждению местной администрацией.
В соответствии со ст. 672 ГК РФ договор социального найма заключается по поводу жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилому фонду социального использования. Ранее возникновению правоотношений социального найма, как указано выше, предшествовала выдача административного акта - ордера, который юридически закреплял право гражданина на предоставление ему жилого помещения и обязывал наймодателя заключить с ним договор социального найма; на момент выдачи ордера физическое лицо должно относиться к категории граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из жилого фонда социального использования (ст.ст. 47, 49 ЖК РСФСР).
Однако отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
На основании представленных материалов судом установлено, что истица проживает и пользуются спорной жилой площадью с <дата> по настоящее время, выделенной семье истицы на основании решения профкома <данные изъяты> от <дата>., как нуждающейся в предоставлении жилья, таким образом, было закреплено их право проживания в спорной жилой площади, что подтверждается решением <адрес> районного суда РС(Я) от <дата>.; при этом суд так же исходил из того, что выселение по решению суда не производилось, решение органа о выделении жилья не признано в установленном законом порядке недействительным, указанная квартира никому не распределена, нет притязаний третьих лиц.
Следует отметить, что согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24.08.1993г. № 8», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием; отказ в их приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность гражданам не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушаются ст. ст. 2, 6, 8 Закона), поскольку данные квартиры не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.
В соответствии с требованиями ст. 1, 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом РФ. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По смыслу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Следовательно, спорный жилой дом, где находится спорная жилая площадь, на момент вселения семьи истицы являлся государственной собственностью, впоследствии в силу закона переданный в муниципальную собственность района.
Разрешая данный спор, суд исходит из того, что, если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. № 8 (с изм.) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
По смыслу действующего жилищного законодательства (ч.2 п.4 того же Постановления) требования граждан о приватизации жилого помещения не подлежат удовлетворению только в тех случаях, если: жилой дом на свои средства построен уже после того, как преобразование предприятия было завершено, когда этот дом поступает в частную собственность данного юридического лица (ст. 213 ГК РФ), поэтому не может быть приватизирован; правопреемник государственного (муниципального) предприятия, уже после изменения формы собственности, приобрёл за счёт собственных средств жилой дом (но обязательно не заселённый) и этот дом является частной собственностью юридического лица и не подлежит приватизации.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005 г. (Бюллетень ВС РФ. 2005. № 12), если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г., фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения, поскольку в связи с фактом отсутствия регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение, занимаемое истцами, по причинам, не зависящим от граждан, нарушается право собственности последних, охраняемое в соответствии со ст. 35 Конституции РФ.
При имеющихся и установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы о признании права собственности в порядке приватизации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Лысенко Н.С. право собственности на комнату №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Настоящее решение по вступлении в законную силу является основанием для государственной регистрации за Лысенко Н.С. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение месяца через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 31.10.2014г.
Председательствующий: -
-
- С.Ж.Иванова