Дело № 2-4038/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    17 октября 2014 года г. Миасс
 

    Миасский городской суд Челябинской области, в составе:
 

    председательствующего судьи Борозенцевой С.В.,
 

    при секретаре Самойловой А.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надымовой ... к Администрации Миасского городского округа о предоставлении жилого помещения,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Надымова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация МГО) с требованиями о предоставлении жилого помещения.
 

    В обоснование исковых требований указала, что в ... была признана оставшейся без попечения родителей, ДАТА была включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа по Миасскому городскому округу. Однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
 

    Просит обязать Администрацию МГО предоставить Надымовой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам применительно к условиям населенного пункта, находящееся в границах территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м жилого помещения в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Челябинской области.
 

    Истец Надымова Е.А. исковые требования поддержала, настаивал на их удовлетворении.
 

    Представитель ответчика Администрации МГО Валетов С.О. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что действующим законодательством не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений вышеуказанной категории граждан.
 

    Представители третьих лиц УСЗН Администрации МГО, Министерства социальных отношений Челябинской области, Правительства Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки суду не известны.
 

    Представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв, в котором указал, что Законом Челябинской области от 20 декабря 2012 года № 428-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на указанные расходы в 2013 году были предусмотрены средства в сумме .... в виде субвенций муниципальным образованиям Челябинской области, в том числе муниципальному образованию Миасский городской округ ... Законом Челябинской области от 19 декабря 2013 года № 602-ЗО «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на указанные расходы в 2014 году предусмотрены средства в сумме .... в виде субвенций, в том числе муниципальному образованию Миасский городской округ .....
 

    Заслушав явившихся участников процесса, исследовав все материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, по следующим основаниям.
 

    В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
 

    Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
 

    К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР, а также п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01 января 2013 года, предусматривали предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
 

    Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
 

    Пунктом 2 статьи 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», действовавшим до 01 января 2013 года, предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
 

    Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
 

    Дополнительные гарантии прав, указанной категории детей на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
 

    Установлено, что Надымова Е.А., ДАТА года рождения, проживает в квартире общей площадью 43,5 кв.м. по адресу АДРЕС, где также проживают ФИО5, ФИО6. ФИО7 и двое несовершеннолетних детей. На каждого из проживающих приходится по 7,25 кв.м, что ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области НОМЕР от ДАТА ФИО8 была включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Миасскому городскому округу (л.д. 9).
 

    Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, какого-либо иного жилого помещения она не имеет, что подтверждается выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справкой ОГУП «Областной Центр технической инвентаризации».
 

    На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в редакции Закона N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    С 1 января 2013 года, согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Согласно части 1 статьи 17 Закона Челябинской области от 25октября 2007 г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (в ред. Закона от 31.01.2013 № 447-ЗО) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьей 17 указанного выше закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, состоящие на момент вступления в силу Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, и снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
 

    Согласно Закону Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона от 31.01.2013 № 447-ЗО) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Как указано в п. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ (в ред. Закона N 15-ФЗ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 г. N 136-П, согласно п.4 которого решения о предоставлении лицам из числа детей-сирот жилых помещений принимаются органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
 

    Истец Надымова Е.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет, в установленном законом порядке включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения. Ответчик не оспаривал право Надымовой Е.А. на включение в такой список.
 

    Доводы представителя Администрации Миасского городского округа о том, что Администрация Миасского городского округа находится в зависимости от органов местного самоуправления, при обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа, от перечисления денежных средств из бюджета Челябинской области, суд не принимает, так как данные доводы относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора. Суд считает, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот.
 

    Решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 9 от 26.12.2011 года утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размерt 15 кв.м. общей площади на одного человека.
 

    В связи с указанными обстоятельствами, суд считает правильным возложить обязанность на ответчика Администрацию МГО по предоставлению жилого помещения истцу, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Челябинской области, исходя из даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Обязать Администрацию Миасского городского округа предоставить Надымовой ... благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Миасского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. жилого помещения в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Челябинской области, исходя из даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Миасский городской суд.
 

    Председательствующий: