Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«ДД.ММ.ГГГГ года с.Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Сильновой Т.Б.,
при секретаре: ФИО2,
с участием заместителя прокурора: ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным и обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамонтовского района Алтайского края обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, о признании бездействия незаконным и обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,в обоснование своих исковых требований ссылаясь на то, чтов прокуратуру <адрес> обратился ФИО1 о не предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 является инвалидом II группы.
Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закона), истец имеет право на предоставление набора социальных услуг.
В соответствии со ст. 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление, при наличии медицинских показаний, путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Закона).
Согласно п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации до 1 декабря текущего года.
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию услуг государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в филиал № ГУ - «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ», расположенное в г. Барнауле, с заявлением о предоставлении ей путёвки в санаторно-курортное учреждение. Однако до настоящего времени филиалом № ГУ - «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» путевка на санаторно-курортное лечение ФИО1 не предоставлена по причинам от истца независящим.
Законом не ограничивается право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право гражданина осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов и не ставит возможность получения путёвки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
В силу ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение не поставлено в зависимость от объёма денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
На основании вышеизложенного прокурор просит:
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в части непредоставления ФИО1 годах путёвки на санаторно-курортное лечение в 2012 году.
Обязать Государственное учреждение - «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3, исковые требования поддержала в полном объеме, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению по изложенным в исковом заявлении основаниям и представленным в деле доказательствами. Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление считает не обоснованными, так как прокурорской проверкой установлено, что в 2012 году путевка на санаторно-курортное лечение ФИО4. не предоставлялась, чем нарушены её права.
Истец ФИО1, будучи надлежаще извещенной о месте и времени проведения судебного процесса, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика, будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, согласно представленнму отзыву на исковое заявление, представитель Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности ФИО5 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении иска просит отказать по следующим основаниям:
Обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 1 января 2005 года осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами.
По смыслу и содержанию данного Федерального закона и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. То есть, законодатель прописывает субъектный состав граждан, которым могут быть предоставлены социальные услуги, предоставление этих услуг находится в прямой зависимости от финансовых возможностей бюджета. Если бы предоставление социальных услуг имело характер социальной гарантии, то в законе, по аналогии с ранее действовавшим законодательством о социальных гарантиях ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС, было бы указание о выплате денежной компенсации в случае невозможности предоставления гражданину путевки на санаторно-курортное лечение, или обозначен иной способ защиты данного права, то есть, были бы указаны гарантии неукоснительного исполнения правовой нормы.
Согласно Разъяснениям о правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2005 года № 4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые средства выделяются из федерального бюджета.
Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год.
Таким образом, финансирование расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом.
В Федеральном законе от 30.11.2011 года № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Следовательно, на законодательном уровне имеются прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Данные средства не предусматриваются Фонду социального страхования Российской Федерации федеральным бюджетом, а лишь передаются для использования на цели, установленные действующим законодательством. При этом данные указания содержатся в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год, которые имеют такую же юридическую силу, как и Федеральный закон от 17.07.1999 года №178-ФЗ.
Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год из федерального бюджета были выделены средства в сумме <данные изъяты> руб. На перечисленные отделению средства было приобретено 7706 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2012 году заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило 12807.
Таким образом, объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволяет удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2012 году.
Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1, обратилась с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году в филиал № отделения Фонда и представила справку по форме № № от ДД.ММ.ГГГГ для получения путевки. Позже представила обновленные справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ На основании заявления ФИО1 была поставлена в очередь на получение санаторно-курортной путевки.
Однако обеспечить ФИО1 путёвкой в 2012 году не представилось возможным, так как путёвки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.
При этом ни Фонд, ни его исполнительные органы не определяют наличие или отсутствие медицинских показаний или противопоказаний к санаторно-курортному лечению, а лишь руководствуются справкой формы № №, подтверждающей нуждаемость в санаторно-курортном лечении. Срок действия такой справки составляет 6 месяцев.
Представленная ФИО1 обновленная медицинская справка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает наличие у истицы медицинских показаний на санаторно-курортное лечение по профилю «болезни системы кровообращения». При условии сохранения права на получение набора социальных услуг и отсутствия противопоказаний к лечению, ФИО1 будет обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению, поданному в 2012 г. в порядке очередности.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчиков.
Изучив и проанализировав материалы данного гражданского дела, выслушав заместителя прокурора ФИО3, настаивавшую на удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, справки МСЭ - 2001 № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, является инвалидом II группы.
В соответствии с п.8 ст.6.1 Федерального законаот 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 01.07.2011 года) ФИО1 имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу ст. 6.2 выше указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 названного Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу ч.2. ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 01 декабря текущего года.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 поликлиникой МУЗ «Мамонтовская центральная районная больница» выдана справка № для получения путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 поликлиникой МУЗ «Мамонтовская центральная районная больница» выдана справка № для получения путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 поликлиникой МУЗ «Мамонтовская центральная районная больница» выдана справка № для получения путевки на санаторно-курортное лечение
ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в филиал № Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении установленного порядка обращения за предоставлением путевки.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на очередь на получение санаторно-курортной путевки в филиале № ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Однако, как установлено в судебном заседании и не отрицалось ответчиками, в 2012 году путевка ФИО1 не предоставлена.
Как следует из ч.3 ст.6.5 ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2, устанавливается Правительством РФ.
Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
В соответствии с ч.5 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с указанным законом устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан - утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328. Согласно его пункта п. 3.3. путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ, а согласно пункта 3.7 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Приказа).
Поскольку ФИО1 в установленном порядке обратилась к ответчику по вопросу предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, отказ в их предоставлении в текущем 2012 году неправомерен.
Не предоставление такой путевки в 2012 годах фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.
Доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности предоставления заявленной путевки в предусмотренный законом срок не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, и их право на получение санаторно-курортного лечения не ставится законодателем в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Таким образом, на основании изложенного суд считает, что ФИО1 имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, которая ему не была предоставлена ответчиком, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.
Учитывая, что в ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета, а так же, что филиал № не является юридическим лицом, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является именно Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.
Поскольку в соответствии с подп. 9 и 17 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, она в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивается в местный бюджет с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в части не предоставления ФИО1 годах путёвки на санаторно-курортное лечение в 2012 году.
Обязать Государственное учреждение - «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год, за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: Т.Б. Сильнова