Дело № 2-438 (2014)           Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской      Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГ                                                                       <адрес>
 

           <адрес>      суд     <адрес>     в     составе
 

    председательствующего судьи ФИО6
 

    при секретаре     ФИО2,
 

    с участием заместителя прокурора <адрес>
 

    области ФИО3,
 

    представителя МБОУ ООШ <адрес> ФИО4,
 

    представителя администрации <адрес> ФИО5,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних участников образовательного процесса к МБОУ ООШ <адрес> о возложении обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой автоматической противопожарной защиты с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России,
 

 

                                                 У С Т А Н О В И Л:
 

           Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать МБОУ ООШ <адрес> оборудовать образовательное учреждение системой автоматической противопожарной защиты, с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России.
 

          Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки МБОУ ООШ <адрес> прокуратурой выявлено нарушение пп. 2 п. 6, п. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2013г.), на основании которогообразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

           Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

           Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22.07.2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
 

            Согласно ст.5 указанного Федерального закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
 

    В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. МБОУ ООШ <адрес> относится к категории Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
 

    Проведенная проверка показала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ ООШ <адрес> и филиале МБОУ ООШ <адрес>, находящемся в <адрес>, отсутствует система пожарной сигнализации, обеспечивающая дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
 

            В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО3 иск поддержал и просит требование прокурора удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
 

            Представитель МБОУ ООШ <адрес> - директор школы ФИО4 исковые требования прокурора признала и пояснила суду, что действительно имеющаяся в школе охранно-пожарная сигнализация не имеет автоматической противопожарной защиты с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России. Данное требование по противопожарной защите не выполнено в связи с отсутствием финансирования на данные цели. Просит освободить образовательное учреждение от уплаты госпошлины, так как организация бюджетная и средства на оплату госпошлины не предусмотрены.
 

           Представитель администрации <адрес> ФИО5 исковые требования признал и пояснил, что из-за отсутствия денежных средств в бюджете района оборудование образовательных учреждений района автоматической противопожарной защитой, с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России, своевременно не сделано. Администрацией района принимаются меры к устранению недостатков, выявленных прокуратурой района в образовательных учреждениях района.
 

          Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

          В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2013г.)образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    В силу положений ст. 32 Федерального от 22.07.2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:
 

    Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:
 

    Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
 

    Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:
 

    Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
 

    В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
 

    Однако, при проведении проверки прокуратурой района установлено, что администрацией МБОУ ООШ <адрес> указанные требования федерального законодательства не выполнены.
 

    Отсутствие в образовательных учреждениях указанной системы пожарной сигнализации ставит под угрозу жизнь и здоровье учеников и педагогического персонала учреждений образования.
 

          Согласно Уставу МБОУ ООШ <адрес> является некоммерческой организацией созданной в форме учреждения, реализующего образовательные программы. Собственником и учредителем учреждения является администрация <адрес>, которая свои полномочия осуществляет посредством Управления образования <адрес>.
 

    Источниками формирования имущества и финансовых средств школы являются, в том числе, и средства муниципального бюджета.
 

    В соответствии со статьёй 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
 

          Имущество, находящееся в оперативном управлении МБОУ ООШ <адрес>, в силу закона является собственностью <адрес>.
 

          Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
 

    При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов
 

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
 

    Пункт 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ устанавливает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций составляет 4 000 рублей.
 

    Часть 2 ст.333.20 НК РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 настоящего Кодекса.
 

           С учетом того, что МБОУ ООШ <адрес> является бюджетной организацией, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
 

           На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
 

                                                              Р Е Ш И Л:
 

            Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
 

    Обязать МБОУ ООШ <адрес> оборудовать здание образовательного учреждения и здание филиала данного образовательного учреждения, расположенного в <адрес>, системой пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны МЧС России без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    МБОУ ООШ <адрес> сообщить в <адрес> районный суд и в прокуратуру <адрес> об исполнении решения.
 

    Освободить МБОУ ООШ <адрес> от уплаты государственной пошлины.
 

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение месяца со дня его принятия.
 

            Судья: