Дело № 12-50/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

    <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
 

    Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:
 

    председательствующего - судьи Ботаева Б.Л.,
 

    при секретаре Каюмовой О.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большецарынская средняя общеобразовательная школа №1» на постановление временно исполняющего обязанности главного государственного инспектора Октябрьского района Республики Калмыкия по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ,
 

у с т а н о в и л :
 

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большецарынская средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «Большецарынская СОШ №1») обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что постановлением временно исполняющего обязанности главного государственного инспектора Октябрьского района Республики Калмыкия по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № за нарушение требований пожарной безопасности указанное образовательное учреждение привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Виновные действия МБОУ «Большецарынская СОШ №1» выразились в том, что в подвале система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии; электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков – рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников; электропроводка эксплуатируется с поврежденной защитной изоляцией; первичные средства пожаротушения отсутствуют; не разработан и не вывешен на видном месте план (схема) эвакуации людей на случай возникновения пожара; не установлена на видном месте табличка с указанием номера вызова пожарной охраны, эвакуационные выходы не обозначены знаками пожарной безопасности «ЭВАКУАЦИОННЫЙ ВЫХОД»; на путях эвакуации не установлены знаки пожарной безопасности «НАПРАВЛЕНИЕ К ЭВАКУАЦИОННОМУ ВЫХОДУ». Так, руководством школы неоднократно направлялись заявки в отдел образования администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Октябрьского РМО) о выделении необходимых финансовых средств, для монтажа новой системы АПС, перезарядку огнетушителей и покупку электросветильников. Однако, выделенные МБОУ «Большецарынская СОШ №1» в 2013 году денежные средства предназначались исключительно для погашения обязательных платежей, коммунальных расходов и выплаты заработной платы работникам, которые и были израсходованы на указанные цели в полном объеме. В связи с чем, руководство школы полагает, что данное административное правонарушение совершено не по их вине, а назначенное МБОУ «Большецарынская СОШ №1» наказание является несоразмерным совершенному деянию, поскольку у школы отсутствуют собственные денежные средства. Считает, что обжалуемое постановление органа государственного пожарного надзора вынесено без учета указанных обстоятельств по делу. Просит отменить постановление временно исполняющего обязанности главного государственного инспектора Октябрьского района Республики Калмыкия по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении МБОУ«Большецарынская СОШ №1» к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, а производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
 

    В судебном заседании законный представитель юридического лица - директор МБОУ «Большецарынская СОШ №1» Цаганова В.У. полностью поддержала доводы жалобы, дополнив, что их школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является администрация Октябрьского РМО. Данный учредитель перечисляет им денежные средства только для погашения обязательных платежей, коммунальных расходов и выплаты заработной платы работникам. На иные цели учредитель деньги не выделяет. Дополнительных источников дохода у школы не имеется. МБОУ «Большецарынская СОШ №1» владеет зданием школы на праве хозяйственного ведения. Иным имуществом учреждение не владеет. Наличие выявленного нарушения правил и норм пожарной безопасности в виде неисправной автоматической пожарной сигнализации ею не оспаривается. Однако, считает, что в этом вины руководства школы нет, поскольку администрация Октябрьского РМО, как их учредитель и собственник имущества, обязана самостоятельно производить ремонт. В связи с чем просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении МБОУ «Большецарынская СОШ №1» к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ к штрафу в размере 150000 рублей.
 

    Суд, заслушав объяснение лица, участвующего в деле, проверив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, считает постановление органа государственного пожарного надзора подлежащим изменению в части размера назначенного наказания, по следующим основаниям.
 

    Частью 1 ст. 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
 

    В силу требований статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
 

    Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
 

    Таким образом, из перечисленных норм закона следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается не только на собственника имущества, но и на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
 

    Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, МБОУ «Большецарынская СОШ №1» является юридическим лицом, имеет самостоятельный лицевой счет и имущество на праве оперативного управления.
 

    Следовательно, в силу требований действующего законодательства данное общеобразовательное учреждение должно самостоятельно нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
 

    В силу п. 7 и п. 14 таблицы 2 Свода правил "СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173, здания (сооружения), в том числе и общеобразовательных школ, должны оснащаться системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа.
 

    В соответствии с п. 6. Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 113) (далее - Правила) в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
 

    Пунктом 7 Правил установлено, что на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
 

    В соответствии с п.33 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)
 

    Согласно п. 42. Правил запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
 

    Пунктом 61 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
 

    В соответствии с п.70 Правил руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
 

    Из исследованных в судебном заседании документов видно, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом отделения надзорной деятельности по Октябрьскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия проведена плановая выездная проверка учебного корпуса МБОУ «Большецарынская СОШ №1», расположенного по адресу: <адрес> В ходе проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности в подвале школы, а именно система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии; электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков – рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников; электропроводка эксплуатируется с поврежденной защитной изоляцией; первичные средства пожаротушения отсутствуют; не разработан и не вывешен на видном месте план ( схема) эвакуации людей на случай возникновения пожара; не установлена на видном месте табличка с указанием номера вызова пожарной охраны, эвакуационные выходы не обозначены знаками пожарной безопасности «ЭВАКУАЦИОННЫЙ ВЫХОД»; на путях эвакуации не установлены знаки пожарной безопасности «НАПРАВЛЕНИЕ К ЭВАКУАЦИОННОМУ ВЫХОДУ».
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и представителем общеобразовательного учреждения не оспариваются.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что орган государственного пожарного надзора правильно квалифицировал действия по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.
 

    Доводы законного представителя МБОУ «Большецарынская СОШ №1» о том, что она неоднократно обращалась с заявками в отдел образования администрации Октябрьского РМО по поводу выделения денежных средств для монтажа новой системы АПС, перезарядку огнетушителей и покупку электросветильников, поскольку школа является бюджетным учреждением и полностью зависит от выделенных денежных средств признаются судом несостоятельными ввиду того, что указанные обстоятельства в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ не являются основаниями для безусловного прекращения производства по делу об административном правонарушении.
 

    Кроме того, административное правонарушение совершенное МБОУ «Большецарынская СОШ №1» может повлечь тяжкие последствия, в том числе и человеческие жертвы.
 

    Каких-либо существенных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Большецарынская СОШ №1» допущено не было.
 

    Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы жалобы о том, что назначенное общеобразовательному учреждению наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей за нарушения правил пожарной безопасности является несоразмерным совершенному правонарушению.
 

    Так, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" установлено, что административный штраф- мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий законодателя. Однако их размеры в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет 100000 рублей и более.
 

    Согласно названному решению Конституционного Суда РФ оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание. Конституционный Суд РФ предписал законодателю внести в КоАП РФ необходимые изменения. Впредь до этого минимальный размер штрафа по оспоренным статьям (а также по другим статьям КоАП РФ, где он составляет 100000 рублей и более) может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц.
 

    Применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что привлечение юридического лица - МБОУ «Большецарынская СОШ №1» - к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей не соразмерно совершенному правонарушению и ограничивает его имущественные права при применении административного штрафа в указанном размере, поскольку материалами дела установлено, что данное юридическое лицо является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, созданным в целях обеспечения образовательной деятельности в п. Большой Царын.
 

    При таких обстоятельствах, учитывая имущественное положение общеобразовательного учреждения, его социальную значимость, суд приходит к выводу о необходимости снижения назначенного МБОУ «Большецарынская СОШ №1» административного штрафа до 3000 рублей.
 

    На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
 

р е ш и л :
 

    Постановление временно исполняющего обязанности главного государственного инспектора Октябрьского района Республики Калмыкия по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большецарынская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Республики Калмыкия к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ - изменить.
 

    Назначить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большецарынская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Республики Калмыкия административный штраф в размере 3000 (три тысячи) рублей.
 

    Председательствующий подпись Б.Л.Ботаев
 

    Копия верна:
 

    Судья Б.Л.Ботаев