Дело № 2-483/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    13 октября 2014 года город Макаров
 

    Макаровский районный суд Сахалинской области
 

    в составе председательствующего Терещенко О.И.
 

    с участием прокурора                      Шевцова О.Г.,
 

    при секретаре Шелевой Л.С.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макаровского района в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" о возложении обязанности исполнить обязанность по содержанию улично-дорожной сети города Макарова, устранив следующие нарушения в срок до 01 сентября 2015 года: по улице Ленинградской отсутствуют тротуары; в районе люка смотрового колодца, расположенного по улице Ленинградская, 1, поврежден асфальт; по улице Ленинградской, 14, выбоина в асфальте; по улице Ленинградской, 20/А выбоина в асфальте; на автобусных остановках в районе домов № 3, 9 по улице Ленинградской отсутствуют посадочные площадки; по улице Спортивной отсутствуют тротуары; на перекрестке улиц Школьной и Спортивной отсутствует дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»; по улице Речной отсутствует тротуар; по улице 1-ая Речная вдоль водопропускной трубы (район гаражей) отсутствует барьерное ограждение; на перекрестке улиц 1-ая Речная и 2-ая Речная разрушено асфальтовое покрытие; в районе насосной станции, расположенной по улице 1-ая Речной отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта»; на площади перед железнодорожным вокзалом, расположенном на улице Ленина отсутствует разметка, на автобусной остановке отсутствует посадочная площадка; на всем протяжении по улице Милютина тротуары не соответствуют требованиям (расположен на одном уровне с проезжей частью), а также отсутствует водоотвод; по улице Милютина, 34, выбоины в асфальте; на автобусной остановке, расположенной на улице Милютина, 26, отсутствует заездной карман, посадочная площадка, павильон; в районе домов № 32, 34 по улице Милютина грязь на тротуаре; на перекрестке улиц Строителей и Милютина выбоина в асфальте; по улице 50 лет ВЛКСМ отсутствует тротуар, дорожная разметка, водоотвод; по улице Хабаровская отсутствует дорожная разметка; в районе начальной школы, расположенной на улице Хабаровская, 17/А, выбоины в асфальте; от магазина «Дом Романовых», расположенного на улице Хабаровской до улицы Ленинградской отсутствуют тротуар; на пересечении улиц Хабаровской и Строителей выбоины в асфальте; на перекрестке улиц Строителей и Хабаровской отсутствует дорожный знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением», проезжая часть заужена растущими деревьями,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    21 августа 2014 года прокурор Макаровского района обратился в Макаровский районный суд Сахалинской области с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" (далее по тексту КУМС МО "Макаровский городской округ") исполнить обязанность по содержанию улично-дорожной сети города Макарова, устранив нарушения.
 

    Обосновывая свои требования, прокурор указал, что прокуратурой Макаровского района с привлечением ОГИБДД ОМВД России по «Макаровскому городскому округу» 17 апреля 2014 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения по содержанию улично-дорожной сети г. Макарова.
 

    Согласно части 4 статьи 6, статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Закон № 196-ФЗ) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
 

    Пункты 6, 11 статьи 13, статья 15 Закона № 257-ФЗ указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
 

    В силу статьи 18 Закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
 

    На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Согласно пункту «б» статьи 44 Устава муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области КУМС МО "Макаровский городской округ" решает вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; контролирует качество и надежность выполняемых работ и предоставляемых услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
 

    Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, а также классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них установлены ГОСТом Р 50597-93 (далее – ГОСТ Р 50597-93) и ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289-2004), а также приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».
 

    14 августа 2014 года проверка показала, что обязанности содержать улично-дорожную сеть города Макарова, КУМС МО "Макаровский городской округ" не исполняются.
 

    Выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении КУМС МО "Макаровский городской округ" обязанности по содержанию улично-дорожной сети города Макарова, что создаёт угрозу обеспечения безопасности дорожного движения и может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц в указанной сфере. Просит возложить обязанность на КУМС МО "Макаровский городской округ" Сахалинской области исполнить обязанность по содержанию улично-дорожной сети города Макарова, устранив нарушения, отмеченные в исковом заявлении.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Макаровского района Шевцов О.Г., исковые требования прокурора Макаровского района поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить, дополнив, что нарушения, указанные в акте, необходимо устранить, с учетом объёма работ, степени их сложности, необходимости дополнительного времени на заключения муниципального контракта на выполнение отдельных работ, в срок до 01 сентября 2015 года.
 

    Представитель третьего лица на стороне истца Отдела МВД России по Макаровскому городскому округу Андрейко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Макаровского района поддержал, пояснив, что на сегодняшний день нарушения не устранены.
 

    Представитель ответчика КУМС МО "Макаровский городской округ", будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, о чем имеется расписка, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причины неявки суду не представил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика КУМС МО "Макаровский городской округ".
 

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду материалы, приходит к следующему.
 

    Согласно части 4 статьи 6, статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Закон № 196-ФЗ) К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
 

    В соответствии с пунктами 6, 11 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального Закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 257-ФЗ), следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
 

    В силу части 1 статьи 18 Закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
 

    На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Пунктами 5.6.24, 5.6.29, 6.2.2, 8.1 ГОСТа Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" предусмотрено, что в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на дорогах и улицах местного значения; на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке; знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу; Знаки 5.24.1 и 5.24.2 "Конец населенного пункта" применяют для указания конца населенного пункта. Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки.
 

    Согласно разделу 3 и пунктам 3.1.1, 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.
 

    В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии со СНиП 2,04.03-85, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока. Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами (пункты 2.9, 8.3).
 

    В соответствии со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", Остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м. Автобусные остановки на дорогах I-а категории следует располагать вне пределов земляного полотна, и в целях безопасности их следует отделять от проезжей части. Остановочные площадки на дорогах I-б - III категорий должны отделяться от проезжей части разделительной полосой. Посадочные площадки на автобусных остановках должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь покрытие на площади не менее 10?2 м и на подходе к павильону. Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки. В зоне автобусных остановок бордюр устанавливают без смещения от кромки остановочной полосы и прилегающих к ней участков переходно-скоростных полос. От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки или тротуары до существующих тротуаров, улиц или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстояние не менее расстояния боковой видимости (пункт 10.8).
 

    Устав муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагает на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области (статья 44 Устава).
 

    В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальной собственностью МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утвержденным решением Собрания МО «Макаровский городской округ» от 05 июля 2013 года № 50, Комитет входит в структуру иных органов местного самоуправления муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, осуществляет от имени муниципального образования «Макаровский городской округ» полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, а также земельными участками, находящимися в муниципальной и государственной не разграниченной собственности (п. 1.2).
 

    Актом обследования улично-дорожной сети города Макарова МО «Макаровский городской округ» от 14 августа 2014 года выявлены следующие нарушения: по улице Ленинградской отсутствуют тротуары; в районе люка смотрового колодца, расположенного по улице Ленинградская, 1, поврежден асфальт; по улице Ленинградской, 14, выбоина в асфальте; по улице Ленинградской, 20/А, выбоина в асфальте; на автобусных остановках в районе домов № 3, 9 по уице Ленинградской отсутствуют посадочные площадки; по улице Спортивной, отсутствуют тротуары; на перекрестке улиц Школьной и Спортивной отсутствует дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»; по улице Речной отсутствует тротуар; по улице 1-ая Речная вдоль водопропускной трубы (район гаражей) отсутствует барьерное ограждение; на перекрестке улиц 1-ая Речная и 2-ая Речная разрушено асфальтовое покрытие; в районе насосной станции, расположенной на улице 1-ая Речной отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта»; на площади перед железнодорожным вокзалом, расположенном на улице Ленина отсутствует разметка, на автобусной остановке отсутствует посадочная площадка; на всем протяжении по улице Милютина тротуары не соответствуют требованиям (расположен на одном уровне с проезжей частью), а также отсутствует водоотвод; по улице Милютина, 34, выбоины в асфальте; на автобусной остановке, расположенной на улице Милютина, 26, отсутствует заездной карман, посадочная площадка, павильон; в районе домов № 32, 34 по улице Милютина грязь на тротуаре; на перекрестке улиц Строителей и Милютина выбоина в асфальте; по улице 50 лет ВЛКСМ отсутствует тротуар, дорожная разметка, водоотвод; по уице Хабаровская отсутствует дорожная разметка; в районе начальной школы, расположенной на улице Хабаровская, 17/А, выбоины в асфальте; от магазина «Дом Романовых», расположенного на улице Хабаровской до улицы Ленинградской отсутствуют тротуар; на пересечении улиц Хабаровской и Строителей выбоины в асфальте; на перекрестке улиц Строителей и Хабаровской отсутствует дорожный знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением», проезжая часть заужена растущими деревьями.     Не соблюдение Комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Макаровский городской округ» законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, подтверждено выявленными в ходе проверки и отраженными в акте обследования улично-дорожной сети от 14 августа 2014 года нарушениями, в связи с чем суд признает требования прокурора Макаровского района о возложении на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области обязанности устранить нарушения по содержанию улично-дорожной сети Муниципального образования «Макаровский городской округ», законными и обоснованными.
 

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
 

Р Е Ш И Л:
 

        Исковые требования прокурора Макаровского района Сахалинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области исполнить обязанность по содержанию улично-дорожной сети Муниципального образования «Макаровский городской округ», устранив нарушения, удовлетворить.
 

    Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" устранить нарушения по содержанию улично-дорожной сети города Макарова в срок до 01 сентября 2015 года, устранив следующие нарушения: выполнить работы по устройству тротуара по улице Ленинградской; восстановить асфальтное покрытие в районе люка смотрового колодца, расположенного по улице Ленинградская, 1; устранить выбоины в асфальте по улице Ленинградской, 14, по улице Ленинградской, 20/А; установить посадочные площадки на автобусных остановках в районе домов № 3, 9 по улице Ленинградской; выполнить работы по устройству тротуара по улице Спортивной; установить на перекрестке улиц Школьной и Спортивной дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»; выполнить работы по устройству тротуара по улице Речной; выполнить работы по устройству барьерного ограждения по улице 1-ая Речная вдоль водопропускной трубы (район гаражей); восстановить асфальтное покрытие на перекрестке улиц 1-ая Речная и 2-ая Речная; установить в районе насосной станции, расположенной на улице 1-ая Речной дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта»; выполнить работы по нанесению разметки, установить посадочную площадку на автобусной остановке на площади перед железнодорожным вокзалом, расположенном на улице Ленина; привести в соответствие с государственными нормативными требованиями в области безопасности дорожного движения тротуар на улице Милютина, выполнить работы по установке водоотвода; устранить выбоину в асфальте по улице Милютина, 34; выполнить работы по установке заездного кармана, посадочной площадки, павильона на автобусной остановке, расположенной на улице Милютина, 26; выполнить работы по устранению грязи на тротуаре в районе домов № 32, 34 по улице Милютина; устранить выбоину в асфальте на перекрестке улиц Строителей и Милютина; выполнить работы по устройству тротуара, дорожная разметка, водоотвода по улице 50 лет ВЛКСМ; выполнить работы по нанесению разметки по улице Хабаровская; устранить выбоины в асфальте в районе начальной школы, расположенной на улице Хабаровская, 17/А; выполнить работы по устройству тротуара от магазина «Дом Романовых», расположенного на улице Хабаровской до улицы Ленинградской; устранить выбоину в асфальте на пересечении улиц Хабаровской и Строителей; установить на перекрестке улиц Строителей и Хабаровской дорожный знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением», выполнить работы по расчистке проезжей части от растущих деревьев.
 

    Решение может быть обжаловано через Макаровский районный суд в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Председательствующий О.И. Терещенко
 

    В окончательной форме решение принято судом 17 октября 2014 года.
 

    Председательствующий О.И. Терещенко