Дело № 2-793/2014
 

    с. Лямбирь Республики Мордовия 06 ноября 2014 года
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
 

        в составе председательствующего судьи Нуянзиной Л.Н.,
 

        при секретаре судебного заседания Епитифоровой Т.В.,
 

        с участием истца Алукаева А.А.,
 

    представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Каниковой С.Х., действующей на основании доверенности,
 

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алукаева А.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и возложении обязанности назначения пенсии,
 

установил:
 

        Алукаев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и возложении обязанности назначения пенсии. Заявленные требования мотивирует тем, что решением ответчика от 13 марта 2014 года за №41083/14-1 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы с 05 августа 1987 года по 15 февраля 1988 года в должности врача-эксперта Комсомольской ВТЭК; с 23 февраля 1988 года по 13 октября 1988 года в должности врача-эксперта Зубово-Полянской межрайонной ВТЭК; с 02 января 1991 года по 17 мая 1992 года, с 28 мая 1992 года по 01 июля 1992 года в должности главного врача (по совместительству на 0,5 ставки врача-хирурга) врачебной амбулатории п.Иса Узловой больницы станции Февральск Байкало-Амурской железной дороги.
 

    Считает указанное решение незаконным, противоречащим пенсионному законодательству. В этой связи, просит признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 марта 2014 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы незаконным и подлежащим отмене, обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 05 августа 1987 года по 15 февраля 1988 года в должности врача-эксперта Комсомольской ВТЭК и период с 23 февраля 1988 года по 13 октября 1988 года в должности врача-эксперта Зубово-Полянской межрайонной ВТЭК в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периоды работы с 02 января 1991 года по 17 мая 1992 года, с 28 мая 1992 года по 01 июля 1992 года в должности главного врача (по совместительству на 0,5 ставки врача-хирурга) врачебной амбулатории п.Иса Узловой больницы станции Февральск Байкало-Амурской железной дороги в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, и обязать назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения.
 

    В судебном заседании истец Алукаев А.А. заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которым просит обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 03 марта 2014 года, о чем суду представил письменное заявление. В остальной части заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объёме.
 

        Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Каникова С.Х., действующая на основании доверенности от 06 ноября 2014 года №30, исковые требования не признала, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
 

        Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
 

        Материалами дела установлено, что 01 марта 2014 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Заявление направлено по почте, поступило 03 марта 2014 года.
 

    Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 марта 2014 года за №41083/14-1 Алукаеву А.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа – не менее 25 лет за работу в сельской местности и поселках городского типа (на момент обращения составил 20 лет 10 мес. 19 дн.), не менее 30 лет за работу в городе (на момент обращения составил 27 лет 11 мес.15 дн.).
 

    Ответчиком в специальный стаж не засчитаны:
 

    - период работы с 05 августа 1987 года по 15 февраля 1988 года в должности врача-эксперта Комсомольской ВТЭК;
 

    - период работы с 23 февраля 1988 года по 13 октября 1988 года в должности врача-эксперта Зубово-Полянской межрайонной ВТЭК;
 

    - период работы с 02 января 1991 года по 17 мая 1992 года, с 28 мая 1992 года по 01 июля 1992 года в должности главного врача (по совместительству на 0,5 ставки врача-хирурга) врачебной амбулатории поселка Иса Узловой больницы станции Февральск Байкало-Амурской железной дороги, поскольку наименования структурных подразделений не соответствуют Списку учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.
 

    В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
 

    Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
 

    Кроме того, в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
 

    Из записи <номер> трудовой книжки <данные изъяты>, оформленной на имя истца, следует, что 05 августа 1987 года Алукаев А.А. принят в Комсомольскую ВТЭК врачом-экспертом, уволен в связи с переводом 15 февраля 1988 года (запись <номер>). Согласно записи <номер> от 23 февраля 1988 года истец принят на работу в Зубово-Полянскую межрайонную ВТЭК врачом-экспертом, освобожден от занимаемой должности 13 октября 1988 года в связи с призывом на военную службу (запись <номер>
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за №781 утверждены Списки и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В разделах "Наименование учреждений" и "Наименование должностей" указанного Списка учреждение в виде межрайонная ВТЭК не предусмотрено.
 

    Вместе с тем, до 1 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которым был предусмотрен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
 

    Согласно подраздела 4 раздела П указанного Перечня «Органы здравоохранения, врачебного контроля и врачебной экспертизы» предусмотрены Врачебно-трудовые экспертные комиссии, а также должности «Врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки, медицинские сестры и лаборанты - все независимо от наименования должности».
 

    Из пункта 2 Примечаний к Перечню следует, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
 

    Из пункта 12 Типового положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1984 года № 1255 следует, что районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые комиссии образуются из трех врачей, представителя органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации.
 

    Факт работы истца врачом-экспертом Комсомольской ВТЭК и Зубово-Полянской межрайонной ВТЭК Республики Мордовия в оспариваемые периоды подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке истца, справками №176 от 23 января 2013 года, № 6 от 16 января 2013 года.
 

    В этой связи, запись в решении ответчика о том, что наименование ВТЭК не соответствует Списку учреждений здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 является необоснованной, поскольку врачебно-трудовые экспертные комиссии предусмотрены пунктом 4 раздела П Перечня «Учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Соответственно решение ответчика в этой части является незаконным и подлежит отмене.
 

    Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.
 

    Пунктом 1 данного Списка установлено, что право на досрочную пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
 

    В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР №464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном исчислении как один год и 3 месяца независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.
 

    Из справки, выданной администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия 04 марта 2014 года за №529, следует, что населенный пункт Комсомольский относится к рабочему поселку.
 

    Согласно Закона Республики Мордовия от 07 февраля 2005 года №12-З «Об установлении границ муниципальных образований Зубово-Полянского муниципального района, Зубово-Полянского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» Зубово-Полянский район является муниципальным образованием.
 

    Согласно части первой статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, поэтому суд считает, что отказ истцу в назначении пенсии по льготным основаниям ставит его в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.
 

    Таким образом, периоды работы Алукаева А.А. с 05 августа 1987 года по 15 февраля 1988 года в должности врача-эксперта Комсомольской ВТЭК и с 23 февраля 1988 года по 13 октября 1988 года в должности врача-эксперта Зубово-Полянской межрайонной ВТЭК подлежат зачету в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и как осуществлявшийся в сельской местности и рабочем поселке должны быть засчитаны с применением льготного порядка его исчисления, а именно 1 год работы как 1 год и 3 месяца стажа.
 

    Приказом Минздрава Российской Федерации от 03 ноября 1999 года № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в которой амбулатория отнесена к разделу 1.4. «Амбулаторно-поликлинические учреждения».
 

    Из пункта 10 Примечаний к указанной Номенклатуре учреждений амбулатория является структурным подразделением больницы (участковой, районной, областной, краевой, республиканской) и действует на правах ее отделения.
 

    Как следует из пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
 

    Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
 

    Согласно пункта 2 указанного постановления работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
 

    врачам-хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
 

    Из записей <номер> в трудовой книжке истца, справки №71 от 12 марта 2010 года, выданной администрацией Узловой больницы на станции Февральск ОАО «Российские железные дороги», следует, что Алукаев А.А. в период с 02 января 1991 года по 01 июля 1992 года работал в должности главного врача врачебной амбулатории п. Иса, и в этот же период совмещал работу в должности врача-хирурга на 0, 5 ставки. Отпуск без сохранения заработной платы в период с 18 мая 1992 года по 27 мая 1992 года. Основанием для выдачи справки явились книги приказов, штатное расписание, платежно-расчетные ведомости, табеля учета рабочего времени, карточка формы Т-2, тарификационные списки за указанный период.
 

    Суд считает необоснованным довод ответчика, что наименование «врачебная амбулатория» не соответствует Списку учреждений здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР № 464, поскольку указание работодателем лечебного профиля учреждения не может повлиять на пенсионные права истца.
 

    Доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды Алукаев А.А. работал в должности врача-хирурга в стационаре хирургического профиля, суду не представлено.
 

    На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Алукаева А.А. о зачете ему в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы в амбулатории п. Иса Узловой больницы станции Февральск Байкало-Амурской железной дороги с 02 января 1991 года по 17 мая 1992 года, с 28 мая 1992 года по 01 июля 1992 года, частично, из расчета 1 год работы как 1 год 3 месяца стажа осуществления лечебной работы.
 

    Поскольку на день, обозначенный истцом в заявлении об уточнении исковых требований, он имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии с учетом оспариваемых периодов работы, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Алукаеву А.А. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 марта 2014 года.
 

    В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском районе Республики Мордовия в пользу истца сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в размере 200 рублей.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

    решил:
 

        Исковые требования Алукаева А.А. удовлетворить частично.
 

        Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 марта 2014 года №41083/14-1 об отказе Алукаеву А.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признать незаконным и отменить.
 

        Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить Алукаеву А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:
 

        - с 05 августа 1987 года по 15 февраля 1988 года в должности врача-эксперта Комсомольской ВТЭК в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца;
 

    - с 23 февраля 1988 года по 13 октября 1988 года в должности врача-эксперта Зубово-Полянской межрайонной ВТЭК в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца;
 

    - с 02 января 1991 года по 17 мая 1992 года, с 28 мая 1992 года по 01 июля 1992 года в должности главного врача (по совместительству на 0,5 ставки врача-хирурга) врачебной амбулатории п.Иса Узловой больницы станции Февральск Байкало-Амурской железной дороги в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
 

        Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Алукаеву А.А. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 03 марта 2014 года.
 

        Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Алукаева А.А. возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в сумме 200 (двести) рублей.
 

    В остальной части иска отказать.
 

        Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовии через Лямбирский районный суд республики Мордовия.
 

    Председательствующий Л.Н.Нуянзина