21 октября 2014 года г. Луга
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

(дело № 2-2265/2014)
 

    Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
 

    председательствующего судьи Шулындиной С.А.
 

    при секретаре Оздамировой С.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
 

    представителя ответчика Березкина М.А.
 

    представителя третьего лица Сутягина В.А.
 

    гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственности «Гриф» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов потребления,
 

УСТАНОВИЛ:
 

 

    Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Лужский суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственности «Гриф» (далее- ООО «Гриф») об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов потребления, расположенных на землях лесного фонда путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО.
 

    Иск мотивирован тем, что по результатам проверки, проведенной Государственной экологической инспекцией Ленинградской области (ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль») установлено, что на землях лесного фонда, на территории лесного участка, расположенного в выделе 1 квартала № 1312 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества филиала ЛОГКУ «Ленобллес», в 900 м от указателя «73 км» автодороги Вырица-Куровицы, за СНТ «Белогорка», слева от дороги в лесу, расположена несанкционированная свалка отходов потребления объемом около 30 куб.м. Наличие отходов отражено в Акте рейдовой проверки территории от 16.05.2014 г. и подтверждается фототаблицами. Фотографирование выполнено государственным лесным инспектором ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» Сутягиным В.А. Проверкой также установлено, что указанные кварталы по договору аренды лесного участка № 1/З-2010-01 от 03.02.2010 года переданы в аренду сроком на 49 лет ООО «Гриф». Часть 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязывают арендаторов участков лесного фонда осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах, к числу санитарно-оздоровительных мероприятий п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года, относит очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. В соответствии с п. 18 названного договора аренды лесного участка, ответчик принял на себя обязательство исполнять помимо перечисленных в договоре и иные обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следовательно, ответчик принял на себя и обязательство соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах и другие законодательные акты. В связи с чем, односторонний отказ от исполнения обязательства противоречит закону и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, а также создает опасность причинения вреда окружающей среде.
 

    В судебное заседание Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
 

    Генеральный директор ООО «Гриф» Березкин М.А. в суднбном заседании с заявленными требованиями не согласился (л.д. 35). Не оспаривал, что земли лесного фонда в выделе 1 квартала 1312 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества переданы в долгосрочную аренду ООО «Гриф» на основании договора аренды от 03.02.2010 г. ООО «Гриф» осуществляет деятельность по заготовке древесины и другую деятельность, связанную с лесозаготовками. Наличие отходов и мусора в указанном квартале ответчик также не оспаривал. По мнению ответчика, несанкционированные свалки образованы не по вине арендатора участка лесного фонда и не связаны с заготовкой древесины, а образованы гражданами, посещающими лес, в связи с чем, обязанность по их ликвидации лежит на органе местного самоуправления.
 

    Третье лицо Государственная экологическая инспекция Ленинградской области (ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль») в лице Сутягина В.А., действующего на основании доверенности от 01.10.2014 г. (л.д. 60), поддержало заявленные прокурором требования. Из пояснений представителя третьего лица следует, что 16.05.2014 г. им лично была проведена рейдовая проверка участков лесного фонда, в том числе в квартале 1312 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества. В ходе проверки осуществлялась фотосъемка. В 900 м от указателя «73 км» дороги Вырица-Куровицы слева в лесу, за СНТ «Белогорка» выявлена несанкционированная свалка отходов объемом 30 куб.м. Морфологический состав отходов: бытовой мусор, пластиковая и стеклянная тара, картон. Собственник отходов не установлен.
 

    Суд, выслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав и оценив материалы дела, полагает, что заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Судом установлено следующее:
 

    03 февраля 2010 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Гриф» заключен договор аренды лесного участка № 1/З-2010-01 сроком действия 49 лет, предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью 34 067 га для использования в целях заготовки древесины, что следует из п. 2 договора и Приложения № 3 к договору (л.д. 10, 21-23).
 

    Данный договор зарегистрирован 07.05.2010 года УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Едином государственном реестре прав за № 47-78-01/007/2010-365.
 

    Согласно Акта приема-передачи лесного участка в аренду от 03.02.2010 года, являющегося обязательным приложением к договору аренды, участок лесного фонда общей площадью 34 067 га передан ООО «Гриф», в том числе квартал 1312 Минского сельского участкового лесничества Гатчинского лесничества (л.д. 27).
 

    16.05.2014 года государственным лесным инспектором ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» Сутягиным В.А. проведено обследование территории лесных земель территории Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества.
 

    Выявлена несанкционированная свалка отходов потребления объемом около 30 куб.м. в 900 м от указателя «73 км» автодороги Вырица-Куровицы, за СНТ «Белогорка», слева от дороги в лесу.
 

    Наличие отходов зафиксировано в Акте от 16.05.2014 года. Морфология отходов представлена в виде бытового и строительного мусора, полиэтиленовой, пластиковой, стеклянной и картонной тары. Собственник отходов не определен (л.д. 7-9).
 

    Согласно подпунктам «и», «с» пункта 18 договора аренды от 03.02.2010 г. ООО «Гриф» обязано выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д. 13-14).
 

    Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
 

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).
 

    В соответствии с ч. 2 ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
 

    В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
 

    Согласно подпунктам «и», «с»пункта 18 договора аренды от 03.02.2010 года, ООО «Гриф», являясь арендатором, приняло на себя обязательства осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, требования Санитарных правил в лесах, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
 

    Суд считает, что обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.07 № 414 (далее - Правила).
 

    Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
 

    В соответствии с пунктом 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (п. 4 Правил).
 

    В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
 

    На момент заключения договора аренды от 03.02.2010 года № 1/З-2010-01 перечисленные выше императивные нормы права, закреплённые в части 2 статьи 55 ЛК РФ и пункте 4 Правил, действовали.
 

    Таким образом, и частью 2 статьи 55 ЛК РФ, и пунктом 4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
 

    По условиям самого договора ответчик принял на себя обязательства по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке в соответствии с Проектом освоения лесов (подпункт «и» п. 18).
 

    Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения СОМ в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению СОМ под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
 

    Доводы представителя ответчика о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине, суд считает несостоятельными.
 

    В данном случае речь идёт не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах.
 

    В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Прокурором в качестве доказательства незаконного размещения на участках лесного фонда в выделе 1 квартала 1312 Минского сельского участкового лесничества Гатчинского лесничества несанкционированной свалки отходов потребления объемом около 30 куб.м. в 900 м от указателя «73 км» автодороги Вырица-Куровицы, за СНТ «Белогорка», слева от дороги в лесу, представлен Акт рейдовой проверки территории от 16.05.2014 года, составленный государственным лесным инспектором ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» Сутягиным В.А.
 

    У суда отсутствуют основания не доверять представленным прокурором доказательствам.
 

    Суд не принимает во внимание доводы ответчика о наличии обязанности органов местного самоуправления поселения собрать и вывезти с участков лесного фонда, находящихся в аренде на срок 49 лет у ООО «Гриф», незаконно размещенные бытовые отходы.
 

    Положения ст. 14 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к правоотношениям по пользованию участками лесного фонда, по мнению суда, не применимы.
 

    Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по использованию лесов, прямо предусматривает обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
 

    Ссылка представителя ответчика на отсутствие у ООО «Гриф» денежных средств на сбор и вывоз отходов на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, не может быть принята во внимание.
 

    Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
 

    На основании указанной нормы, ответчик, являясь арендатором участка лесного фонда на срок 49 лет, обязан нести расходы по содержанию арендованного имущества.
 

    Поскольку обязанность по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах прямо установлена законом, а зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории арендуемой ответчиком, то она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.
 

    Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.
 

    Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
 

    Часть 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации.
 

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, их жизнь и здоровье, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, а также может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.
 

    На основании изложенного, требования прокурора об обязании ООО «Гриф» провести мероприятия по очистке лесного фонда в выделе 1 квартала 1312 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества от несанкционированных свалок отходов, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Требования прокурора направлены на понуждение ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.
 

    Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Устанавливая срок, в течение которого ответчиком должна быть ликвидирована несанкционированная свалка отходов, суд учитывает, что для проведения соответствующих работ требуются временные затраты и финансовые затраты. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
 

    Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    В связи с тем, что прокурор при обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 200 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
 

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гриф» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда в выделе 1 квартала 1312 Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества, в 900 м от указателя «73 км» автодороги Вырица-Куровицы, за СНТ «Белогорка», слева от дороги в лесу, объемом около 30 куб.м., на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.
 

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Гриф» государственную пошлину в сумме 200 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
 

    Председательствующий: подпись
 

    Копия верна
 

    Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
 

    Секретарь С.В. Оздамирова
 

    В окончательной форме решение принято 24 октября 2014 года
 

    Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-2265/2014 Лужского городского суда
 

    Решение вступило в законную силу __________________2014 года
 

    Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
 

    Секретарь С.В. Оздамирова