Дело № 2-326/2014 г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
 

    23 октября 2014 года р.п. Лунино Пензенской области
 

        Лунинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием помощника прокурора Лунинского района Пензенской области Калмыковой А.А., при секретаре Калмыковой И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лунинского района Пензенской области о признании информации, размещенной на страницах Интернет-Сайтов информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
 

    у с т а н о в и л
 

        Прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по вопросу незаконной круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме посредством использования сети «Интернет».
 

    Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
 

    Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ).
 

    Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
 

    Как установлено в ходе проверки, страницы Интернет-сайтов по адресу:
 

    http://avtobar37.ru/
 

    http://drink54.ni/
 

    http://freealco.ru/
 

    http://best-alko.ru/
 

    http://алкоголь54.рф/
 

    http://byxlo.com/
 

    http://taxi-bar.org/
 

    http://alkotraffik.jimdo.com/
 

    http://timetodrink.ru/
 

    предоставляет возможность осуществить     заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток, в том числе, в ночное время с 23 часов до 08 утра. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем     размещения на Интернет-сайте. Соответственно, продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.
 

    В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
 

    Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
 

    Согласно п. 12 Правил предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
 

    Кроме нарушения федерального законодательства в части способа продажи алкогольной продукции, установлен «круглосуточный» режим продажи алкоголя, чем нарушаются требования ч.5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
 

    Как следует из ч. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в ч. 3 ст. 14.16 устанавливает ответственность за нарушение иных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
 

    Кроме того, статья 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171- ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции. Однако на сайте сведения о полученной лицензии, а так же реализации продукции конкретным лицом - юридическим или индивидуальным предпринимателем, отсутствуют.
 

    Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставляющей возможность приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00. За указанные действия предусмотрена административная ответственность.
 

    Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
 

    Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
 

    Согласно п. 9 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
 

    В соответствии с 11 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
 

    В целях соблюдения требований действующего законодательства и защите прав граждан, доступ к страницам Интернет-сайтов:
 

    http://avtobar37.ru/
 

    http://drink54.ni/
 

    http://freealco.ru/
 

    http://best-alko.ru/
 

    http://алкоголь54.рф/
 

    http://byxlo.com/
 

    http://taxi-bar.org/
 

    http://alkotraffik.jimdo.com/
 

    http://timetodrink.ru/
 

    следует ограничить.
 

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
 

    Просит признать, размешенную информацию, распространяемой на страницах Интернет-сайтов:
 

    http://avtobar37.ru/
 

    http://drink54.ni/
 

    http://freealco.ru/
 

    http://best-alko.ru/
 

    http://алкоголь54.рф/
 

    http://byxlo.com/
 

    http://taxi-bar.org/
 

    http://alkotraffik.jimdo.com/
 

    http://timetodrink.ru/
 

    информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявление поддержала, сославшись на доводы, указанные в заявлении. Так же указала на то, что решение суда является основанием для внесения Роскомнадзором информации, признанной судом запрещенной, в единый реестр.
 

    Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, указав в письменном мнении на заявление прокурора о том, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в настоящее время создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

        В соответствии с п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1101, основаниями для включения в единый реестр являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: ФСКН России- в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
 

        Роспотребнадзора – в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
 

        Роскомнадзора - в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографиического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; информации о распространении наркотиков, а также о способах совершения самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом;
 

        б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

        Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
 

        Включение записи в единый реестр осуществляется на основании судебного решения, содержащего отметку о вступлении в законную силу. В соответствии с Правилами информация должна признаваться запрещенной на всей территории Российской Федерации.
 

        Судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) п. 9 Правил.
 

        Роскомнадзор наделен полномочиями исключительно по созданию, формированию и ведению единого реестра. При этом участие Роскомнадзора в судебных процессах о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации не может отразиться на включении (не включении в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в иноформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов.
 

        Выслушав доводы помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
 

    Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ).
 

    Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
 

        В силу п. 1 ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
 

        Согласно положениям ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в РФ запрещено (часть1).
 

        Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2).
 

        Из представленных прокурором материалов (справка по результатам проверки с информацией на вышеуказанных страницах Интернет-сайтах, объяснение инженера электросвязи ОАО «Ростелеком» ФИО5) следует, что на обследуемых сайтах содержится информация об осуществлении заказа алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток, в том числе и в ночное время. Соответственно продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.
 

        В данном случае в качестве основания заявленного прокурором требования является то, что размещенная на указанных сайтах информация пропагандирует продажу алкогольной продукции в ночное время и данная продажа осуществляется дистанционным способом, вследствие чего нарушаются положения федерального законодательства.
 

        В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
 

        Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
 

        Согласно п. 12 Правил предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
 

        Кроме нарушения федерального законодательства в части способа продажи алкогольной продукции, на указанных сайтах установлен «круглосуточный» режим продажи алкоголя, чем нарушаются требования ч.5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
 

    Как следует из ч. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Из справки от ДД.ММ.ГГГГ о проведенной прокуратурой <адрес> проверке по вопросу незаконной круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме посредством использования сети «Интернет» следует, что в свободном доступе в сети Интерент находятся следующие сайты:
 

    1.http://avtobar37.ru/
 

    2.http://drink54.ni/
 

    3.http://freealco.ru/
 

    4.http://best-alko.ru/
 

    5.http://алкоголь54.рф/
 

    6.http://byxlo.com/
 

    7.http://taxi-bar.org/
 

    8.http://alkotraffik.jimdo.com/
 

    9.http://timetodrink.ru/
 

        Страницы указанных сайтов предоставляют возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток, в том числе в ночное время с 23 часов до 08 часов утра. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте. Соответственно, продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о незаконной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции через сеть «Интернет» позволяют сделать вывод о необходимости ограничения доступа к указанным сайтам.
 

        Статья 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции. Однако на сайте сведения о полученной лицензии, а также реализации продукции конкретным лицом-юридическим или индивидуальным предпринимателем, отсутствуют.
 

    Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Заявление прокурора подлежит удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
 

    р е ш и л:
 

                                      Признать информацию, размещенную и распространяемую на страницах Интернет-сайтов:
 

    1.http://avtobar37.ru/
 

    2.http://drink54.ni/
 

    3.http://freealco.ru/
 

    4.http://best-alko.ru/
 

    5.http://алкоголь54.рф/
 

    6.http://byxlo.com/
 

    7.http://taxi-bar.org/
 

    8.http://alkotraffik.jimdo.com/
 

    9.http://timetodrink.ru/
 

    информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Копию решения направить в Федеральную службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для включения информации, распространяемой на страницах Интернет-сайтов: 1.http://avtobar37.ru/
 

    2.http://drink54.ni/
 

    3.http://freealco.ru/
 

    4.http://best-alko.ru/
 

    5.http://алкоголь54.рф/
 

    6.http://byxlo.com/
 

    7.http://taxi-bar.org/
 

    8.http://alkotraffik.jimdo.com/
 

    9.http://timetodrink.ru/ в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
 

        Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его принятия.
 

    Судья: