Гражданское дело № 2-1482/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 октября 2014 года г. Липецк
Левобережный районный суд г. Липецка в составе судьи Геворкян Е.Л.,
при секретаре Димитриади Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Мосоловой ФИО20, Рощупкиной ФИО21, Улыбышева ФИО22, Сергеева ФИО23, Жигулиной ФИО24, Шипилова ФИО25, Селиванова ФИО26, Полухиной ФИО27 Лишней ФИО28, Лишней ФИО29, Пономаревой ФИО30, Гальчиной ФИО31, Бондаревой ФИО32, Ключниковой ФИО33 об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мосолова Т.Ф. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Рощупкина В.В. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес> и, на индивидуальное жилищное строительство.
Улыбышев С.М. обратился в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес> и, на индивидуальное жилищное строительство.
Сергеев В.Н. обратился в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес> и, на индивидуальное жилищное строительство.
Жигулина Н.В. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес> и, на индивидуальное жилищное строительство.
Шипилов В.Н. обратился в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес> и, на индивидуальное жилищное строительство.
Селиванов С.В. обратился в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Полухина Л.А. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Лишняя Т.Н., Лишняя А.Ю. обратились в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Пономарева В.Д. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Гальчина О.В. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Бондарева Т.С. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Ключникова С.Н. обратилась в суд с заявлением об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для лесоразведения, расположенного по адресу: <адрес>, на индивидуальное жилищное строительство.
Определением Левобережного районного суда г. Липецка от 19.09.2014 года гражданские дела по указанным заявлениям были объединены в одно производство.
Впоследствии заявители дополнили жалобы, просили признать незаконными действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, возложить на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области осуществление мероприятий по изменению разрешенного вида использования указанных земельных участков на индивидуальное жилищное строительство.
Заинтересованное лицо территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области представило письменные отзывы по заявлениям Мосоловой Т.Ф., Рощупкиной В.В., Улыбышева С.М., Сергеевой В.Н., Жигулиной Н.В., Шипилова В.Н., Полухиной Л.А., Лишней Т.Н., Пономаревой В.Д., Гальчиной О.В., Бондаревой Т.С., Ключниковой С.Н. в которых указывает, что существующий на настоящий момент вид разрешенного использования земельных участков - для лесоразведения, не соответствует фактическому использованию участка - для жилого дома. Обязательным условием предоставления услуги по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости является предоставление в орган кадастрового учета акта органа государственной власти об изменении вида разрешенного использования. Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. № 49, территориальное управление не уполномочено принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Также указало, что заявленные истцами требования в части признания незаконными действий ТУ Росимущества необоснованны и просит суд отказать в их удовлетворении, поскольку ТУ Росимущества не отказывалось от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В судебном заседании представитель заявителей по ордерам Скоморохова Г.З. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлениях. Требования уточнила и просила возложить на территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обязанности по осуществлению мероприятий по изменению разрешенного вида использования земельных участков путем обращения с заявлением в Росимущество об изменении разрешенного вида использования указанных земельных участков на индивидуальное жилищное строительство. Требования обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в администрацию г. Липецка об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также признать незаконными действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области не поддержала.
Представитель заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области по доверенности Ряскова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителей, указав, что у территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области отсутствуют полномочия по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области не отказывалось от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Истцы и представитель заинтересованного лица – администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Их неявка не препятствует рассмотрению заявлений.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как следует из ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.Как следует из п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно п. 28 названного постановления Пленума Верховного Суда, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что земельные участки, расположенные в <адрес>, к.н. № <адрес> к.н. № <адрес>, к.н. № <адрес>, к.н. №, <адрес>, к.н. № <адрес>, к.н. №, <адрес>, к.н. №, <адрес>, к.н. № <адрес>, к.н. № <адрес>, к.н. №, <адрес>, к.н. №, <адрес>, к.н. № <адрес>, к.н. № находятся в собственности Российской Федерации, площадь и местоположение границ соответствуют материалам межевания, разрешенное использование - для лесоразведения, что подтверждается кадастровыми паспортами и никем не оспаривалось.
Согласно свидетельств о регистрации права, имеющихся в материалах дела, за заявителями зарегистрированы права на индивидуальные жилые дома по указанным адресам.
Как следует из пояснений представителя заявителей по ордеру Скомороховой Г.З. изменение вида разрешенного использования указанных земельных участков необходимо для приобретения их заявителями в собственность. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обладает правом обращения в Федеральное агентство Росимущества по вопросу изменения разрешенного вида использования данных земельных участков с целью приведения в соответствие с фактическим их использованием - для индивидуального жилищного строительства. Однако территориальное управление Росимущества по Липецкой области каких-либо действий по изменению разрешенного вида использования земельных участков не производит.
В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ч. 4 той же статьи решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В материалах дела имеется копия письма территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области от 11.08.2014 года № № из содержания которого следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № исключены из зоны с особым режимом использования территории государственного природного зоологического заказника «Липецкий». Территориальное управление не уполномочено принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Территориальным управлением Росимущества в Липецкой области было предложено обратиться в адрес последнего с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков, на которых расположены, принадлежащие заявителям объекты недвижимости в целях изменения вида разрешенного использования для дальнейшего приобретения в данных участков в собственность.
Как следует из Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (п.1.).
Территориальное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) п.п.2).
Территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (п.3).
Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением (п.4).
Территориальное управление проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (п. 4.1.3).
По поручению Агентства территориальный орган осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества (п.4.2.5), осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п.4.2.29).
Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа (п.5.2).
Из проведенного анализа изложенных правовых норм следует, что такой способ защиты прав как возложение обязанности на государственный (федеральный) орган исполнительной власти согласно ст.112 Конституции РФ и постановления Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обратиться с заявлением в вышестоящий государственный орган управления законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении требований заявителей Мосоловой ФИО34, Рощупкиной ФИО35, Улыбышева ФИО36, Сергеева ФИО37, Жигулиной ФИО38, Шипилова ФИО39, Селиванова ФИО40, Полухиной ФИО41, Лишней ФИО42, Лишней ФИО43, Пономаревой ФИО44, Гальчиной ФИО45, Бондаревой ФИО46, Ключниковой ФИО47 о возложении на территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обязанности по осуществлению мероприятий по изменению разрешенного вида использования земельных участков путем обращения с заявлением в Росимущество об изменении разрешенного вида использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство отказать, поскольку оснований для удовлетворения заявлений не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Мосоловой ФИО48, Рощупкиной ФИО49, Улыбышева ФИО50, Сергеева ФИО51, Жигулиной ФИО52, Шипилова ФИО53, Селиванова ФИО54, Полухиной ФИО55, Лишней ФИО56, Лишней ФИО57, Пономаревой ФИО58, Гальчиной ФИО59, Бондаревой ФИО60, Ключниковой ФИО61 о возложении на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обязанности по осуществлению мероприятий по изменению разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами:
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>, №, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№, расположенного по адресу: <адрес>,
№ расположенного по адресу: <адрес>, путем обращения с заявлением в Росимущество об изменении разрешенного вида использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, т.е. 14.10.2014 года.
Судья Е.Л. Геворкян