Дело № 2- 250/2014

    Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    06 октября 2014 года город Мезень
 

    Лешуконский районный суд <адрес> в составе
 

    председательствующего судьи Казаковой Н.Г.,
 

    при секретаре ФИО4,
 

    с участием истца ФИО2,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о расторжении договора купли –продажи персонального компьютера и возврате уплаченной суммы, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя,
 

    У С Т А Н О В И Л :
 

    ФИО2 обратился в Лешуконский районный суд <адрес> с иском к ИП ФИО1 о расторжении договора купли – продажи от 08.10.2011 года персонального компьютера FABULA серийный номер 112698 и возврате уплаченной за товар суммы в размере 26500 рублей, неустойки с 14 января 2014 года по день рассмотрения дела в суде в размере 23850 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.
 

    Свои требования обосновал тем, что он 08 октября 2011 года в <адрес> в магазине «Формоза» приобрел персональный компьютер FABULA серийный номер 112698, заплатив за товар 26500 рублей. Гарантийный срок на компьютер составляя 36 месяцев. Но спустя 4 месяца со дня покупки обнаружились недостатки в работе компьютера, а именно: циклическая перезагрузка компьютера. 29.02.2012 года он отдал компьютер продавцу для проведения гарантийного обслуживания. 14.03.2012 года в сервисном центре был заменен жесткий диск. Спустя некоторое время в компьютере вновь проявились те же недостатки. 08.01.2013 года он вновь передал компьютер продавцу для проведения гарантийного обслуживания. 21.01.2013 года в сервисном центре вновь заменен жесткий диск. 13.02.2013 года ему возвратили компьютер. 14.01.2014 года вновь проявились те же недостатки и он сдал компьютер продавцу с претензией об отказе от исполнения договора купли –продажи и о возврате уплаченной за товар суммы. Через некоторое время из сервисного центра ему позвонили и сообщили, что компьютер в исправном состоянии. Полагал, что поскольку он не мог пользоваться технически сложным товаром в течение гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его недостатков, то имеет право отказаться от исполнения договора купли - продажи и требовать возврата уплаченной за товар суммы в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», на взыскание неустойки в размере 1% цены товара в соответствии со ст. 20 ч.1, ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» начиная с 14.01.2014 года, на компенсацию морального вреда.
 

    В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснил, что при покупке компьютера была установлена операционная система Microsoft Windows 7 Home premium DOEM. Он работает учителем в Мезенской средней школе, куда приходило лицензионное программное обеспечение с правом его установки на домашних компьютерах учителей. Используя данное программное обеспечение, он установил на своем компьютере операционную систему Microsoft Windows 7 Professional. Истец пояснил, что компьютер (системный блок) он покупал в сборе, а не отдельными комплектующими.
 

    Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, с иском не согласился, не оспаривая заключения 08.10.2011 года с ФИО2 договора купли –продажи системного блока FABULA серийный номер 112698 по цене 26500 рублей с гарантийным сроком эксплуатации 36 месяцев, ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что в связи с выявленной неисправностью моноблока ( не загружается операционная система Microsoft Windows 7) покупатель обратился к продавцу и потребовал устранить неисправность по гарантии. В рамках гарантийных обязательств 05.03.2012 года продавцом были устранены неисправности, а именно заменен жесткий диск. 08.01.2013 года системный блок вновь был сдан с аналогичной неисправностью. Продавцом была вторично произведена замена жесткого диска. В период гарантийного обслуживания товара была проведена логистика товара, в ходе которой было выявлено установление покупателем нелицензионной программы, каких – либо иных скрытых недостатков работы товара, в том числе заявленных покупателем претензий при повторном обращении, выявлено не было. 14.01.2014 года покупатель вновь обратился в сервисный центр с аналогичной неисправностью – не загружается операционная система Microsoft Windows 7, циклическая перезагрузка и потребовал возврата денежных средств. В ходе диагностики товара было установлено, что заявленная покупателем неисправность связана с тем, что покупатель по собственной инициативе установил на компьютере не лицензионное программное обеспечение.
 

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
 

    08.10.2011 года ФИО2 по публичному договору купли –продажи приобрел у ИП ФИО1 персональный компьютер ( системный блок) серийный номер 112698 в сборе, заплатив за товар согласно кассовому чеку 26500 рублей. На персональный компьютер был установлен гарантий срок 36 месяцев ( л.д. 5,9).
 

    Согласно акту выполненных работ № от 14.03.2012 года в сервисном центре ООО «Мегатех» по наряд – заказу от 29.02.2012 года системный блок 05.03.2012 года прошел гарантийное обслуживание по заявленному дефекту – не загружается операционная система. Была проведена проверка заявленной неисправности, заменен жесткий диск, установлена лицензионная операционная система ( л.д. 8).
 

    Согласно акту выполненных работ № от 21.01.2013 года в сервисном центре ООО «Мегатех» по наряд – заказу от 08.01.2013 года системный блок 21.01.2013 года прошел гарантийное обслуживание по заявленному дефекту – циклическая перезагрузка, автоматически отключается во время работы. Была проведена замена жесткого диска ( л.д. 6).
 

    Согласно Перечню технически сложных товаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924 системные блоки, компьютеры стационарные и портативные относятся к технически сложным товарам.
 

    Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли –продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар денежной суммы либо предъявить требование о замене на товар этой же марки ( модели, артикула) или на такой же товар другой марки ( модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаях: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
 

    Из буквального толкования указанного положения закона следует, что невозможность использования технически сложного товара более 30 дней вследствие неоднократного устранения его недостатков должна иметь место в течение каждого года гарантийного срока, то есть в настоящем случае в течение каждого из трех лет гарантийного срока ( до 08.10.2014г).
 

    Согласно акту выполненных работ от 14.03.2012 года, подписанного истцом системный блок находился в ремонте с 29.02.2012 года по 14.03.2012 года, то есть 15 дней в течение первого года гарантийного срока ( с 08.10.2011г. по 07.10.2012г.) по устранению недостатка – не загружается операционная система.
 

    Согласно акту выполненных работ от 21.01.2013 года, подписанного истцом системный блок находился в ремонте с 08.01.2013 года по 21.01.2013 года, то есть 14 дней в течение второго года гарантийного срока ( с 08.10.2012 г. по 07.10.2013г.) по устранению недостатка – циклическая перезагрузка, автоматически отключается во время работы.
 

    Довод истца о том, что во второй год гарантийного срока он не имел возможности использовать системный блок 35 дней, поскольку после ремонта он передан истцу по накладной 13.02.2013 года не может быть принят судом во внимание. Акт выполненных работ от 21.01.2013 года подписан истцом. Доказательств того, что ответчик препятствовал передаче истцу системного блока после проведения гарантийного ремонта и подписания акта 21.01.2013 года до 13.02.2013 года истцом не представлено.
 

    14.01.2014 года ФИО2 обратился в сервисный центр ООО «Мегатех» с заявленной неисправностью системного блока – циклическая перезагрузка, не проходит пост. В наряд - заказе указано, что клиент желает возврата денежных средств ( л.д.11).
 

    14.01.2014 года истец обратился к продавцу с требованием о расторжении договора купли - продажи персонального компьютера и возврате уплаченной за товар суммы ( л.д. 10).
 

    Из пояснений истца следует, что ответчик сообщил ему, что системный блок исправен.
 

    Согласно записи в трудовой книжке истец работает в МБОУ «Мезенская общеобразовательная средняя школа» учителем информатики и черчения, и на условиях совместительства техником –программистом ( л.д. 70-73).
 

    Истцом в суд представлены документы: агентский договор от 09.03.2013 года между МБОУ «Мезенская общеобразовательная средняя школа» и ГАОУ «<адрес> институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» о размещении заказа на продление действия лицензий компании MicrosoftIrelandOperationLimeted программных продуктов, используемых школой в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013года, поставленных ранее в рамках реализации национального проекта «Образование». Акт о предоставлении услуги от 05.03.2013 года по размещению заказа на продление действия лицензионных программ, акт о предоставлении прав от 10.09.2013 года на использование школой программ для электронно –вычислительных машин, в том числе права на программы для ЭВМ WinSL 8 RUS OLP NL Acdmc legalization (л.д.57).
 

    По ходатайству ответчика определением суда от 25.06.2014 года назначена судебная товарная экспертиза, производство которой поручено ООО «Герма». В распоряжение экспертов были представлены системный блок FABULA серийный номер 112698 и материалы гражданского дела. На разрешение экспертов судом были поставлены следующие вопросы: 1. Имеются ли неисправности системного блока FABULA серийный номер 112698, материнской платы, жесткого диска, видеокарты, если имеются, то какие? 2. Если неисправности установлены, то какой характер их образования производственный или эксплуатационный? 3.Если выявленные недостатки производственные, устранимы они или нет? 4.Если выявленные недостатки являются устранимыми, то какая стоимость их устранения? 5.Производилась ли замена комплектующих компьютера: материнской платы, жесткого диска, видеокарты? 6.Совпадают ли серийные номера на комплектующих компьютера: материнской платы, жесткого диска, видеокарты с номерами указными в гарантийном талоне ( акте выполненных работ)? 7.Какие операционные системы Microsoft Windows, комплекс программных продуктов, входящих в Microsoft Office, иные программные продукты установлены в системном блоке FABULA? 8. Являются ли операционные системы Microsoft Windows,комплекс программных продуктов, входящих в Microsoft Office, иные программные продукты, установленные в системном блоке FABULA, лицензионными? 9.Если в системном блоке FABULA установлены не лицензионные программные продукты, могло ли это повлиять на работу компьютера, привести к циклической перезагрузке ПК? 10. Если при проведении экспертизы установлены недостатки в системном блоке, материнской плате, жестком диске, видеокарте, то могли ли они образоваться из – за установки нелицензионных программ? 11.Подвергались ли системный блок, материнская плата, жесткий диск, видеокарта ремонту ( пропайке и т.п.)?
 

    В заключении эксперта от 19.09.2014 года указано, что перезагрузка, это процесс, при котором компьютер либо другое устройство полностью очищает или восстанавливает содержимое оперативной памяти и возобновляет свою работу заново.
 

    Проведя исследование, эксперт пришел к следующим выводам, отвечая на вопросы с первого по шестой и на одиннадцатый, - в исследуемом системном блоке FABULA серийный номер 112698 неисправностей не было выявлено, серийные номера совпадают с гарантийным талоном и актом выполненных работ по замене жесткого диска, следов ремонтных работ не выявлено. Отвечая на седьмой и восьмой вопросы, эксперт пришел к выводу, что в исследуемом системном блоке FABULA серийный номер 112698 установлены программные продукты Microsoft Windows 7 и Office, подлинность которых подтвердить не представляется возможным. Отвечая на девятый и десятый вопросы, эксперт делает вывод, что в исследуемом системном блоке FABULA серийный номер 112698 нет установленных программных продуктов, то есть в системном блоке отсутствуют программные продукты кроме Microsoft Office 7 ( л.д. 108-122).
 

    Из описательной части заключения эксперта следует, что предполагаемые права на подлинность операционной системы по месту работы истцу ФИО2 ( «Права на программы ЭВМ WinSL 8 OLP») не соответствует установленной операционной системе в системном блоке FABULA серийный номер 112698 (л.д.119).
 

    Отвечая на поставленные вопросы, эксперт указал, что в результате экспертизы выявлено, что в исследуемом системном блоке FABULA серийный номер 112698 установлены продукты Microsoft: Windows 7 Professional дата установки 04.12.2013; Office 2007 дата установки 05.12.2013. Определить подлинность и достоверность установленных программных продуктов Microsoft не представляется возможным, ввиду противоречивости успешной проверки подлинности и отсутствия лицензионного ключа, соответствующего операционной системы, установленной в системном блоке ( л.д. 121).
 

    Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, иных доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии неисправностей в системном блоке, не представлено.
 

    Поскольку в процессе эксплуатации компьютера в период гарантийного срока выявленные недостатки устранены продавцом безвозмездно, и проведенной экспертизой в системном блоке не выявлено неисправностей, то исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    ФИО2 в удовлетворении исковых требований к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о расторжении договора купли – продажи от 08.10.2011 года персонального компьютера FABULA серийный номер 112698 и возврате уплаченной за товар суммы в размере 26500 рублей, неустойки с 14 января 2014 года по день рассмотрения дела в суде в размере 23850 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
 

    Председательствующий Н.Г. Казакова