Дело № 5-602/2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 октября 2014 года г. Саратов
Ленинский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Токаревой Н.С.,
при секретаре Сертюк К.Н.,
с участием представителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» Лазаревой М.А. и Склеминой Е.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ»,
установил:
Министерством образования Саратовской области на основании приказа министерства образования области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении внеплановой документарной проверки Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» (далее Образовательное учреждение, (ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ»)) проводилась плановая выездная проверка Образовательной организации, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут по адресу: <адрес>А выявлены следующие нарушения: - подпункта «в» пункта 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») - не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст.ст. 37 и 41 ФЗ «Об образовании в РФ»; - подпункта «г» пункта 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») разработанные и утвержденные Образовательной организацией образовательные программы в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» не соответствуют действующему законодательству. В соответствии с подпунктом 9 статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Требования к структуре и содержанию реализуемой дополнительной профессиональной программы установлены подпунктами 6, 7, 8 приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и профессиональным программам». В соответствии с подпунктом 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 подпункта «б», «д», «е» пункта 7 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности». Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» Лазарева М.А. и Склемина Е.И. вину не признали, в своих объяснениях указали, что указанные нарушения в деятельности Образовательного учреждения отсутствуют. Так, ДД.ММ.ГГГГ между Образовательным учреждением (заказчик) и ИП ФИО5 (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по организации общественного питания, где исполнитель оказывает услуги по организации питания для сотрудников и слушателей заказчика в соответствии с расписанием занятий ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» по заявкам заказчика по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение между ООО «Спецдортехника» и ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» о совместном использовании нежилого помещения по адресу: <адрес> для отдыха и приема пищи работниками и слушателями, посещающими учреждение. Кроме того, между ООО «Пульс-М» (исполнитель) и ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» (заказчик) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на предоставление платных медицинских услуг юридическому лицу на оказание скорой медицинской помощи, которые оказываются по месту нахождения заказчика (<адрес>А). Однако, данные договора не были представлены во время проверки по требованию, поскольку своевременно не были найдены для предъявления проверяющим. Впоследствии также не представлялись в Министерство образования Саратовской области, поскольку в отношении Образовательного учреждения был составлен протокол по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в связи с чем, решили их предъявить в суд при рассмотрении материала. Кроме того, считают, что в деятельности учреждения также отсутствуют нарушения структуры и содержания дополнительной профессиональной программы, поскольку все документы разработаны в соответствии с нормами закона.
В соответствии с частью 3 статьи 19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из Устава ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ», следует, что учреждение действует в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом РФ «Об образовании», ФЗ «О некоммерческих организациях», Типовым Положением «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, иными нормами действующего законодательства РФ и международного права. Учреждение является юридическим лицом, имеет организационно-правовую форму - частное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности, по указанным в приложении образовательным программам.
Согласно Приложения № ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» имеет право ведения образовательной деятельности в области дорожно-строительных материалов, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, государственного строительного надзора и контроля качества строительства и др.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 966 от 28.10.2013 года, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
В силу пп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об образовании в РФ» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу пп. «г» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») разработанные и утвержденные Образовательной организацией образовательные программы в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Требования к структуре и содержанию реализуемой дополнительной профессиональной программы установлены подпунктами 6, 7, 8 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и профессиональным программам».
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно ст. 33 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по организации питания и организации охраны здоровья обучающихся.
В соответствии с вышеуказанными нормами, медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение.
В судебном заседании установлено, что организация питания обучающихся, организация охраны здоровья обучающихся в образовательном учреждении Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» не осуществляется, специальные помещения отсутствуют.
Довод представителей Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» Лазаревой М.А. и Склеминой Е.И. о том, что заключен договор ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по организации общественного питания по адресу: <адрес>, не может быть принят во внимание, поскольку указанные услуги оказываются по адресу: <адрес>, а не по адресу нахождения Образовательного учреждения, как и не принимается во внимание судом представленный договор от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению платных медицинских услуг, поскольку данные документы, в том числе, не были представлены ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» во время проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ года, и после её проведения, в связи с чем, ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» выдано предписание № 982/14-л от ДД.ММ.ГГГГ и № 982/14-н от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, что также было подтверждено в судебном заседании свидетелем ФИО6
Кроме того, в нарушении действующего законодательства, ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» разработаны и утверждены образовательные программы в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ».
Доводы представителей Лазаревой М.А. и Склеминой Е.И. о невиновности ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ», в том числе об отсутствии нарушений в разработке и утверждении образовательных программ, являются несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Пункт 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровья граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Конкретные исчерпывающие, не подлежащие расширительному толкованию перечни грубых нарушений лицензионных требований устанавливаются в отношении каждого лицензируемого вида деятельности специальными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в ЧОУ ДПО «УЦ «РОСДОРТЕХ» отсутствуют условия для охраны здоровья обучающихся, организации питания обучающихся, образовательные программы, разработанные Образовательным учреждением в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» не соответствуют действующему законодательству, поскольку указанные нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 подпункта «б», «д», «е» пункта 7 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 19.10 КоАП РФ.
Своими действиями Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Системный анализ упомянутых правовых норм позволяет сделать вывод о том, что приостановление деятельности учреждения по отношению к административному штрафу является более строгим наказанием. С учетом названных процессуальных требований, доказанности факта совершения вменяемого административного правонарушения, характера правонарушения и вида деятельности учреждения, оснований для применения в рассматриваемом случае такого вида наказания как административное приостановление деятельности не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о назначении наказания Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ» в виде штрафа в минимальном размере, поскольку ранее к административной ответственности Образовательное учреждение не привлекалось, что, по мнению суда, является смягчающим вину обстоятельством и должно быть учтено при назначении наказания.
Руководствуясь ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
Признать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебный центр «РОСДОРТЕХ», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН № виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей в доход государства.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова.
Судья: