дело № 2-1847/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    «28» октября 2014 года
 

    Ленинский районный суд г. Костромы в составе
 

    председательствующего судьи Юдиной О.И.,
 

    при секретаре Береговой О.Е.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора до ... руб., указав, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обязано предоставить К и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение. На основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области dd/mm/yy возбуждено исполнительное производство №, dd/mm/yy вынесено постановление о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере ... руб. Согласно ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Решения судов об обеспечении граждан жилыми помещениями Администрацией города Костромы исполняются, однако исполнение, в силу ряда объективных причин происходит не очень динамичными темпами. Администрация города Костромы до последнего времени собственного жилищного строительства не вела, в виду отсутствия денежных средств. Финансирование программ по предоставлению жилья осуществляется целевым назначением для определенной категории граждан, менять данную категорию Администрация города Костромы не вправе. В связи с всеобщей приватизацией жилых помещений подавляющее число квартир находится в собственности граждан. В настоящее время Администрация города Костромы свободными благоустроенными помещениями не располагает. По состоянию на dd/mm/yy муниципальный долг города Костромы составляет ... руб., общая кредиторская задолженность – ... руб. В то же время Администрации города Костромы в пределах имеющихся возможностей прилагает все усилия для исполнений решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений. dd/mm/yy Думой города Костромы принято решение о внесении изменений в бюджет города Костромы на 2014 год, с целью выделения денежных средств для приобретения жилых помещений, в том числе и для семьи К общей площадью не менее 30 кв.м. Таким образом, в объеме бюджетных ассигнований предусмотрено ... руб. для финансирования расходов на приобретение жилых помещений во исполнение судебных решений, принятых в отношении Администрации города Костромы.
 

    В судебном заседании представитель Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы Мелкумян А.С. исковые требования поддержал.
 

    Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
 

    Судебный пристав-исполнитель УФССП по Костромской области Горлов А.А. возражал против удовлетворения данного иска.
 

    Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
 

    Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
 

    Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
 

    Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4 Постановления от 30.07.2001 г. №13-П, размер штрафного взыскания за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, а норма об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
 

    Материалами дела установлено, что в отношении Администрации города Костромы постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области dd/mm/yy было возбуждено исполнительное производство от №, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
 

    Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от dd/mm/yy с Администрации города Костромы взыскан исполнительский сбор ... руб.
 

    Как следует из справки Управления финансов Администрации г. Костромы от dd/mm/yy № по состоянию на dd/mm/yy муниципальный долг города Костромы составляет ... руб., общая кредиторская задолженность – ... руб. По состоянию на dd/mm/yy исполнительные листы о выплате денежной компенсации при изменении способа исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам на исполнении в Управлении финансов Администрации города Костромы отсутствуют. Сумма денежных средств, перечисленных по исполнительным документам по указанным обязательствам составила ... руб. В бюджете города Костромы на 2014 г. Администрации города Костромы предусмотрены бюджетные ассигнования на оплату исполнительных документов, в том числе расходов по возмещению судебных издержек, оплату исполнительного сбора в размере ... руб.
 

    Согласно представленным Администрацией города Костромы сведениям, в бюджете города Костромы предусмотрены денежные средства на приобретение жилого помещения К в срок до dd/mm/yy г.
 

    Суд принимает во внимание доводы должника о том, что нарушение пятидневного срока на исполнение обусловлено объективными обстоятельствами, имевшими место на период исполнения решения. Должником свое тяжелое финансовое положение подтверждено соответствующими документами, которые судом исследованы и приняты как доказательства, свидетельствующие, о том, что имущественное положение должника не позволяло ему в указанный срок исполнить судебное решение. Финансовое положение является уважительной причиной для уменьшения суммы исполнительского сбора.
 

    Оценив представленные доказательства, с учетом указанных выше положений, предусматривающих право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть, а также принимая во внимание финансовое положение должника, исходя из принципа справедливости и соразмерности применяемой санкции, оценке характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и того факта, что взыскание исполнительского сбора в максимальном размере может привести к еще большему ухудшению его финансового положения суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, дающих основание для возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора до ... руб.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы удовлетворить.
 

    Уменьшить размер подлежащего взысканию с Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от dd/mm/yy г., принятого к исполнению в рамках исполнительного производства № до ... рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца.
 

    Судья                  Юдина О.И.