РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    22 октября 2014 года гор. Лангепас
 

    Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
 

    председательствующего судьи С.В. Василькив,
 

    при секретаре Г.И. Хайруллиной,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <...> по иску Сурцева Б. Ф. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению социальной защиты населения по городу Лангепасу и городу Покачи о признании незаконным отказа по присвоению звания «Ветеран труда», возложении обязанности принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Сурцев Б.Ф. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению социальной защиты населения по городу Лангепасу и городу Покачи о признании незаконным отказа по присвоению звания «Ветеран труда», возложении обязанности принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылается на то, что осуществляет трудовую деятельность с <дата> по настоящее время. По состоянию на <дата> его общий трудовой стаж составляет <данные изъяты> <персональные данные>. За образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве Приказом от <дата> <...> ему объявлена благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, что также подтверждается записью в его трудовой книжке. Обладая правом на получение звания «Ветеран труда» в соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», которым закреплено, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, он обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Однако в письме от <дата> <...> Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры сообщил, что Комиссией по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (от <дата> протокол <...>). Отказ обосновывается тем, что благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005№103-п. Считает, что данный отказ является необоснованным. Ссылаясь на ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Постановление Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 № 103-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 26.06.2006 № 142-п, Положение о благодарности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 21.06.2004 № 19 «Об утверждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)», полагает, что благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде и является достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Просит признать отказ комиссии по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от <дата>, протокол <...>, незаконным, обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры принять решение о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
 

    В судебное заседание истец Сурцев Б.Ф. не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
 

    Представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного разбирательства суд не просил. В своих письменных возражениях на исковое заявление ссылается на то, что в соответствии с пунктом «Ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная зашита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Надо отметить то, что Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не определяет круг лиц, являющимися ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания «Ветеран труда». В частности Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 № 115-оз предусматривает, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде.Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда».
 

    Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного разбирательства суд не просил.
 

    В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
 

    Суд, выслушав истца, исследовав представленные в совокупности доказательства, приходит к следующим выводам.
 

    Из материалов дела следует, что Сурцев Б.Ф. осуществляет трудовую деятельность с <дата> по настоящее время, имеет общий трудовой стаж более <данные изъяты> <персональные данные> лет.
 

    Приказом от <дата> <...> Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации Сурцеву Б.Ф. объявлена Благодарность за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве.
 

    Письмом Департамента социального развития ХМАО - Югры от <дата> <...> Сурцеву Б.Ф. сообщено, что Комиссией по присвоению званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" (от <дата> протокол <...>), со ссылкой на то, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п.
 

    Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
 

    Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 Постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
 

    Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями).
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
 

    Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
 

    Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

    В порядке реализации указанного правомочия был принят закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
 

    Согласно подпункта 2 пункта 4 статьи 1 данного закона, звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
 

    Трудовой стаж истца составляет более <данные изъяты> <персональные данные> лет, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
 

    Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п утвержден Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений".
 

    Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
 

    Между тем, положения указанного постановления Правительства ХМАО-Югры, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку не содержат полный перечень ведомственных знаков отличия в труде.
 

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации", Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
 

    В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации имеет право учреждать знаки отличия и награждать ими работников в указанных областях.
 

    Приказом от 21 июня 2004 года N 19 Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации "Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)" Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации отнесена к ведомственному знаку отличия в труде.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственной наградой за отличие в труде.
 

    Доводы представителя ответчика о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", основаны на неправильном толковании норм материального права.
 

    В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания "Ветеран труда" лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
 

    Положения Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат нормативно-определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде".
 

    Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
 

    Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцу в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано неправомерно, следовательно, требования истца о признании решения ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и возложении обязанности принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Поскольку надлежащим ответчиком по данному иску является Департамент социального развития ХМАО-Югры, исковые требования к Управлению социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
 

РЕШИЛ:
 

    Иск Сурцева Б. Ф. удовлетворить в части.
 

    Признать отказ Комиссии по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в присвоении Сурцеву Б. Ф. звания «Ветеран труда» от <дата>, протокол <...>, незаконным.
 

    Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принять решение о присвоении Сурцеву Б. Ф., <дата> года рождения, звания «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда».
 

    В удовлетворении остальной части иска отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд.
 

    Председательствующий С.В. Василькив