Дело № 2-5119/2014 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
 

    15 октября 2014 года город Кызыл
 

    Кызылский городской суд Республики Тыва в составе
 

    председательствующего Шиирипей А.В., при секретаре М.,
 

    с участием представителя истца Б.Ш.М., представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва О.С.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску мэрии г. Кызыла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от 21 октября 2013 года *,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Мэрия г. Кызыла обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее – УФССП по Республике Тыва) об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме *** рублей в рамках исполнительного производства от 21 октября 2013 года *, указав, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва, вступившим в законную силу 08 октября 2013 года, удовлетворен иск Х.В. к мэрии г. Кызыла о предоставлении несовершеннолетнему Х. места в специализированной группе в ДОУ на территории г. Кызыла. 21 октября 2013 года возбуждено исполнительное производство * в отношении мэрии г. Кызыла. 07 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Д. вынесено постановление о взыскании с мэрии г. Кызыла исполнительского сбора в размере *** рублей. Однако исполнительский сбор является санкцией за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа, поэтому ее применение обусловлено установлением причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность данных причин и объективная невозможность исполнения решения суда должником в установленные сроки. Приказом Департамента по образованию мэрии г. Кызыла от ** * принято решение о выдаче направлений в дошкольные образовательные учреждения г. Кызыла законным представителям (родителям).
 

    В судебном заседании представитель должника – мэрии г. Кызыла – Б.Ш.М. (по доверенности) иск поддержала, пояснив, что из-за отсутствия достаточных средств в местном бюджете строительство дошкольных образовательных учреждений на территории города не осуществляется исходя из существующей потребности, поэтому прямой вины в несвоевременном предоставлении места несовершеннолетнему Х. не имеется.
 

    Начальник МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва О.С.С., представляющая также по доверенности УФССП по Республике Тыва, в судебном заседании возражала по иску Мэрии г.Кызыла, пояснив, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено обоснованно и законно.
 

    Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции на момент возбуждения исполнительного производства и получения должником копии соответствующего постановления) (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
 

    Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном указанным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
 

    На основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Д. от 07 мая 2014 года в рамках исполнительного производства *, возбужденного 21 октября 2013 года (предмет исполнения: обязать мэрию г. Кызыла предоставить место в специализированной группе в ДОУ на территории г. Кызыла Х., ** года рождения) с должника – мэрии г. Кызыла – взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. В описательной части данного постановления указано, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
 

    Данное постановление соответствует требованиям статей 14, 112 Закона об исполнительном производстве, а также принято в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя, установленных статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
 

    Как установлено, судом сумма исполнительского сбора должником не уплачена, доказательств обратного суду не представлено.
 

    Из искового заявления, а также объяснения представителя истца следует, что мэрия г. Кызыла просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, так как требования исполнительного документа должником не исполнены по уважительным причинам и объективной невозможностью исполнения решения суда в установленные сроки в связи с отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла, приказом Департамента по образованию мэрии г. Кызыла от ** малолетнему Х. предписано выдать направление в ДОУ на территории г. Кызыла.
 

    При проверке обоснованности доводов искового заявления установлено следующее.
 

    В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 и статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа и создание муниципальных учреждений.
 

    Аналогичные положения закреплены в статье 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 N 50.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» мэрия г. Кызыла осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования; планирует развитие на территории города сети образовательных учреждений, организует оказание им помощи; планирует развитие на подведомственной территории сети учреждений образования, создает городской фонд развития образования за счет собственных и привлеченных средств.
 

    Согласно пункту 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
 

    В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента исполнения муниципальной функции по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (утвержден постановлением мэра г. Кызыла от 30.12.2010 N 3294) муниципальную функцию по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выполняет рабочая группа по комплектованию МДОУ г. Кызыла, созданная Департаментом с обязательным включением в состав такой группы представителя мэрии города Кызыла, а также Комиссия по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла.
 

    Постановлением мэра г. Кызыла от 02.06.2010 № 1489 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Согласно разделу II Порядка комплектования МДОУ формирование очередности детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в МДОУ проводится дошкольным отделом Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла в соответствии с регистрацией детей в журналах учета очередности (пункт 1). В дошкольном отделе Департамента ведется один журнал регистрации общей очереди и журналы регистрации для детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ (пункт 2). Постановка детей дошкольного возраста на очередь в детский сад осуществляется с момента обращения (пункт 3).
 

    Пунктом 6 указанного Порядка также предусмотрено, что Департаментом по образованию на основании решений Рабочей группы по комплектованию МДОУ г. Кызыла и решений Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла, по итогам комплектования с 1 июня по 31 августа текущего года, а также по итогам доукомплектования в течение учебного года на основании решения Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла родителям (законным представителям) выдается направление установленного образца, которое является основанием для зачисления ребенка в МДОУ. Направление выдается и регистрируется в журнале учета выдачи направлений.
 

    Согласно приказу Департамента по образованию мэрии г. Кызыла от ** * руководителям бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла предписано принять детей, указанных в пункте 2 приказа, в частности, Х., ** года рождения.
 

    10 июня 2014 года исполнительное производство * окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
 

    В силу пунктами 1, 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
 

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П взыскание исполнительского сбора применяется в качестве санкции штрафного характера за неисполнение исполнительного документа, а также является мерой публично-правовой ответственности, возникающей в связи с правонарушением, совершенным должником в процессе исполнительного производства.
 

    С учетом изложенного, суд полагает, что вина органа местного самоуправления либо его должностных лиц в форме умысла или неосторожности в ненадлежащем исполнении в установленный срок требований исполнительного документа отсутствует, решение суда о предоставлении Х. должно было быть исполнено в срок до 29 октября 2013 года, однако комплектование МДОУ производится в период с 01 июня по 31 августа текущего года в порядке очередности, решение о предоставлении Х. места в МДОУ на территории г. Кызыла (выдаче направления) принято Департаментом по образованию мэрии г. Кызыла **, поэтому имеются основания для освобождения мэрии г. Кызыла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла УФССП по Республике Тыва Д. от 07 мая 2014 года в рамках исполнительного производства *, возбужденного 21 октября 2013 года, и иск мэрии г. Кызыла подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление мэрии г. Кызыла удовлетворить.
 

    Освободить мэрию г. Кызыла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Д. от 07 мая 2014 года в рамках исполнительного производства *, возбужденного 21 октября 2013 года.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд.
 

    Мотивированное решение составлено 22 октября 2014 года (с учетом выходных дней 18 и 19 октября 2014 года).
 

    Судья А.В.Шиирипей