Дело № 2-5470\2014
 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    13 октября 2014 г. г.Кызыл
 

    Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
 

    судьи Некрасовой Ю.Г., при секретаре Даваа В.И.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении земельного участка, с участием : представителя заявителя С
 

    У С Т А Н О В И Л :
 

    Т обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении земельного участка, указав, что является членом Садоводческого дачного некоммерческого партнерства <данные изъяты>».Заявителю, как члену СНТ № отведен земельный участок по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для садоводства. Начиная с 2012 года заявитель возделывает данный земельный участок, построил забор, посадил огород, завершил строительство жилого домика. ДД.ММ.ГГГГ он заказал межевой план земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ утвердил схему расположения земельного участка в Мэрии г. Кызыла. Поставил земельный участок на кадастровый учет. Кадастровой палатой земельному участку присвоен кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство для вынесения распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность с пакетом требуемых документов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в вынесении распоряжения по следующим причинам : требуется описание местоположения земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления дачного некоммерческого объединения и подтверждение соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению, фактически используемого гражданином; требуется проект организации и застройки территории, согласованный в Мэрией г. Кызыла. Заявитель полагает отказ МЗИО РТ в предоставлении земельного участка в собственность необоснованным. Межевой план и кадастровый паспорт земельного участка являются документами, представляющими описание земельного участка, сам факт постановки земельного участка на кадастровый учет должен был снять незаконное требование о представлении описания местоположения земельного участка. Требование о представлении заключения правления также незаконно, поскольку при проведении работ по межеванию земельного участка, происходит процедура согласования границ земельного участка. Требовать проект застройки территории с гражданина также незаконно, поскольку принятие проекта не зависит от воли гражданина. Кроме того, Министерство земельных и имущественных отношений РТ не обращалось непосредственно к СНТ с требование и принятии данного проекта. Земельный участок под садоводческое общество отводился в период с 1982 по 1988г.г., земельными участка садоводческое общество владеет и пользуется с момента их отведения, то есть отношения по землепользованию у садоводческого партнерства сложились давно, а требования по предоставлению проекта застройки относятся к вновь создаваемым садоводческим объединениям. Членство заявителя в СНТ, подтвержденное соответствующей справкой, также ставится под сомнение необоснованно, так как членство заявителя в обществе никем не оспаривается. Просил Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва вынести распоряжение о предоставлении собственность Т земельного участка с кадастровым номером <адрес> и заключить договор купли-продажи земельного участка.
 

    В судебное заседание Т. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
 

    Представитель заявителя С действующая на основании доверенности, требования поддержала.
 

    Представитель заинтересованного лица- Министерства земельных и имущественных отношений РТ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
 

    Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 254, статьей 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    В соответствии с частями 2,3,4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
 

    В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
 

    Согласно ст.ст. 8, 8.1 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» управление и распоряжение землями, находящимися в собственности Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный Правительством Республики Тыва орган. В сфере использования земель специально уполномоченный орган осуществляет: 1) управление и распоряжение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва земельными участками, находящимися в собственности Республики Тыва, в пределах своих полномочий;…Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва. Органы местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в порядке, установленном Правительством Республики Тыва, обеспечивают представление информации и передачу документов, необходимых для осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва.
 

    Как установлено судом органом, на который Правительством Республики Тыва возложены полномочия по распоряжению земельными участками республики, в том числе собственность на которые не разграничена, является Министерство земельных и имущественных отношений.
 

    Частью 4 ст.28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
 

    В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
 

    Как установлено судом из справки Садоводческого некоммерческого партнерства <данные изъяты>», Т является членом указанного некоммерческого партнерства с ДД.ММ.ГГГГ в его пользовании находится земельный участок по адресу: <адрес>
 

    ДД.ММ.ГГГГ изготовлен кадастровый паспорт земельного участка по адресу: <адрес>
 

    ДД.ММ.ГГГГ Т. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении земельного участка в собственность, приложив к заявлению : справку СНП <данные изъяты>», межевой план, кадастровый паспорт земельного участка, схему расположения земельного участка.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Министерством отказано заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку к заявлению не приложены следующие документы : описание местоположения земельного участка, подготовленное гражданином, заключение правление некоммерческого объединения, у котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Кроме того, необходимым условием является наличие проекта организации и застройки территории, согласованного Мэрией г. Кызыла. А также не подтверждено надлежащим образом, в виде представления копии решения общего собрания о приеме в члены СНП, членство Т. в СНП <данные изъяты>».
 

    Исходя из содержания ст. 28 ФЗ формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации. Существенное правовое значение в данном случае имеет то, что испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого объединения, данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до ДД.ММ.ГГГГ, а также то, что гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
 

    В данном случае СНП <данные изъяты>» образовано до вступления в силу ФЗ"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", спорный земельный участок сформирован, включен в территорию садоводческого некоммерческого партнерства и Т. является его членом.
 

    Таким образом, поскольку для передачи земельного участка Т., как члену СНП, в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо Т., являлся членом СНП, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность Т. не имелось.
 

    В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
 

    На основании изложенного, так как судом в ходе рассмотрения дела установлено, что оснований для отказа в предоставлении Т земельного участка в собственность не имелось, суд считает необходимым удовлетворить требования Т. и обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу вынести распоряжение о предоставлении собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <адрес> заключить договор купли-продажи земельного участка. Указанный срок суд признает реальным и отвечающим интересам обеих сторон.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194,198 258 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении в собственность Т земельного участка с кадастровым номером <адрес>
 

    Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу вынести распоряжение о предоставлении собственность Т земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <адрес> и заключить договор купли-продажи земельного участка.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
 

    Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2014 года.
 

    Судья Некрасова Ю.Г.