Дело № 2-328/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Кыра 13 октября 2014 года
 

    Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
 

    председательствующего судьи Курсиновой М.И.,
 

    при секретаре Никифоровой Е.В.,    
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «<адрес>», Комитету образования администрации муниципального района «<адрес>», Муниципальному автономному образовательному учреждению «<адрес> СОШ» о возложении обязанности,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности установлено, что в МАОУ «<адрес> СОШ» неисправна автоматическая установка пожарной сигнализации. На ответчиков в силу действующего законодательства возложена обязанность по установке автоматической системы пожарной безопасности, обеспечению ее исправности. Ответчики не исполняют свои обязанности в указанной сфере, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, <данные изъяты>, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Просит обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать работы по оборудованию МАОУ «<адрес> СОШ» автоматической установкой пожарной сигнализации, обязать МАОУ «<адрес> СОШ» оборудовать помещение МАОУ «<адрес> СОШ» автоматической установкой пожарной сигнализации.
 

    Помощник прокурора Мункуева И.Ж. в судебном заседании поддержала заявленные требования и суду пояснила, что в ходе проверки было установлено, что в МАОУ «<адрес> СОШ» автоматическая установка пожарной сигнализации была демонтирована в результате ремонта в 2012 году и в настоящее время неисправна. Учредителем школы является администрация муниципального района «<адрес>», функции и полномочия учредителя выполняет Комитет образования администрации муниципального образования «<адрес>», которые обязаны профинансировать работы по оборудованию МАОУ «<адрес> СОШ» автоматической установкой пожарной сигнализации. Несмотря на заявку, направленную в Комитет образования, денежные средства на установку пожарной сигнализации не выделяются.
 

    Представитель ответчика <данные изъяты> Куприянов А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, дополнив, что главным распорядителем бюджетных средств по отношению к образовательным учреждениям является Комитет образования администрации МР «<адрес>», именно Комитет образования финансирует и обеспечивает деятельность общеобразовательных школ и детских садов. Считает администрацию МР «<адрес>» ненадлежащим ответчиком.
 

    В возражениях на иск ответчик указал, что требования прокурора считает необоснованными, поскольку непосредственное финансирование муниципальных образовательных учреждений, в том числе обеспечение деятельности подведомственных учреждений, относится к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>», исполняющего функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений. Финансирование муниципальных образовательных учреждений не входит в полномочия администрации.
 

    Представитель ответчика Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>» <данные изъяты> Малинина М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что учредителем МАОУ «<адрес> СОШ» является администрация МР «<адрес>», на которой лежит бремя содержания и финансового обеспечения школы, а Комитет образования не является учредителем, исполняет только функции и полномочия учредителя, то есть определяет цели, условия деятельности общеобразовательного учреждения, осуществляет контроль. Финансирование общеобразовательных учреждений района осуществляется из местного бюджета через Комитет образования. МАОУ «<адрес> СОШ» из бюджета перечислено часть денежных средств в сумме 50000 рублей для установки пожарной сигнализации. Считает Комитет образования ненадлежащим ответчиком.
 

    Представитель ответчика директор МАОУ «<адрес> СОШ» Воскобоева В.К. в судебном заседании иск признала полностью и суду пояснила, что школа самостоятельно без финансирования администрацией МР «<адрес>» и Комитетом образования администрации МР «<адрес>» не сможет установить автоматическую установку пожарной сигнализации. Учредителем школы является администрация МР «<адрес>», финансирование осуществляется из местного бюджета через Комитет образования. Для оборудования школы автоматической установкой пожарной сигнализации требуется 184 000 рублей, в школу поступило только 50000 рублей.
 

    Выслушав объяснения сторон, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. № 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
 

    Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
 

    Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
 

    В соответствии с п.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    Согласно п.7 ст.28 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    Согласно п.61. Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
 

    В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
 

    Согласно п.1 п. 7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
 

    Согласно ст.32 указанного Закона к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 относятся здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
 

    В соответствии со ст. 9 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
 

    Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиками, при приемке общеобразовательных учреждений, дошкольных общеобразовательных учреждений муниципального района «<адрес>» было выявлено, что в МАОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» автоматическая установка пожарной сигнализации неисправна и не обслуживается.
 

    Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленных суду информационных письмах инспектора ТПНД по <адрес> от 05.08.2014г., от 15.08.2014г., старшего дознавателя ТПНД по <адрес> от 15.01.2014г., ООО ОБ «Сократ-Чита» от 31.07.2014г., не оспариваются ответчиками и подтверждаются показаниями специалиста старшего дознавателя ТПНД по <адрес>, который в судебном заседании показал, что в МАОУ <адрес> СОШ» в результате ремонта была демонтирована пожарная сигнализация и требуется установка новой пожарной сигнализации, школа относится к 5 степени огнестойкости, но до настоящего времени автоматическая установка пожарной сигнализации в школе не установлена.
 

    Как следует из п. 1.1, п.1.4 и п.5.1 Устава МАОУ «<адрес> СОШ», утвержденного приказом Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>» от 6 декабря 2012 года и согласованного с Отделом по управлению имуществом администрации муниципального района «<адрес>», МАОУ «<адрес> СОШ» является муниципальным, автономным, некоммерческим, образовательным учреждением, учреждение имеет в оперативном управлении имущество, собственником имущества учреждения является администрация муниципального района «<адрес>». Согласно п. 1.6 и п.2.1 Устава учредителем учреждения является администрация муниципального района, функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой орган администрации муниципального района «<адрес>» - Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» в пределах полномочий установленных Положением об Управлении образования муниципального района «<адрес>». В п.5.1.2. и в п. 5.2.1. Устава указано, что бремя содержания имущества несет его собственник, учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением, а также обеспечивает финансирование развития учреждения. Согласно п.5.2.2. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные ассигнования в виде субсидий на обеспечение выполнения муниципального задания. В соответствии с п.6.1.2. Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» обеспечивает содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества учреждения.
 

    Таким образом, на основании приведенных норм, на ответчиках лежит обязанность по установке автоматической системы пожарной сигнализации и по обеспечению ее исправности.
 

    Поскольку установленные нарушения пожарных требований со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, учащихся учебного заведения, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Доводы ответчиков администрации МР «<адрес>» и Комитета образования администрации МР «<адрес>» о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, несостоятельны и не принимаются во внимание, поскольку данные доводы не основаны на законе и не освобождают ответчиков от принятия всех необходимых мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
 

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты пошлины, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика МАОУ «<адрес> СОШ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в пользу бюджета муниципального района «<адрес>» в сумме 200 рублей.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального района «<адрес>», Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» профинансировать работы по оборудованию МАОУ «<адрес> СОШ» автоматической установкой пожарной сигнализации в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
 

    Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» в течение одного месяца с момента выделения денежных средств оборудовать помещение МАОУ «<адрес> СОШ» автоматической установкой пожарной сигнализации.
 

    Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» в бюджет муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в сумме 200 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
 

 

    Судья:                 М.И. Курсинова