2-556/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    21 октября 2014 года                                      г. Кяхта
 

    Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
 

    председательствующего судьи Жарниковой О.В.,
 

    при секретаре Сиротиной О.В.,
 

    с участием представителя заявителя Отдела МВД России по Кяхтинскому району Очирова С.Э., заинтересованного лица Копылова Г.А., прокурора – помощника прокурора Кяхтинского района РБ Цымпилова И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению начальника Отдела МВД России по Кяхтинскому району об установлении административного надзора в отношении Копылова Г.А.,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Начальник Отдела МВД России по Кяхтинскому району Филиппов В.Г. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Копылова Г.А. В обоснование заявление указав, что гр. Копылов Г.А. ранее судимый:
 

    <данные изъяты> года Кяхтинским районным судом РБ по ст. 158 ч.2 п. «а,в» УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года;
 

    ДД.ММ.ГГГГ года Кяхтинским районным судом РБ по ст. 158 ч.2 п. «а,б», ст. 162 ч.2 п. «а,б,г», ст. 213 ч.3 УК РФ, с применением ст.ст. 64,69,70 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества; ДД.ММ.ГГГГ года освобожден по отбытию наказания из <данные изъяты>.
 

    ДД.ММ.ГГГГ года Кяхтинским районным судом РБ по ст. 111 ч.3 п. «а» УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ года Копылов Г.А. условно-досрочно освобожден по постановлению <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года на неотбытый срок 1 год 6 месяцев 11 дней.
 

    Заявитель просит учесть, что по приговору Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года при назначения наказания Копылову Г.А., в качестве отягчающего наказания обстоятельства, суд учел опасный рецидив. Кроме того, как указывает заявитель, все преступления Копыловым совершены в ночное время.
 

    Заявитель отмечает, что в настоящее время Копылов Г.А. проживает с <данные изъяты>, постоянного источника доходов не имеет, не женат, замечен в употреблении спиртных напитков, характеризуется посредственно.
 

    Заявитель ссылается на положение ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" из которой следует, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
 

        Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
 

    На основании изложенного начальник Отдела МВД России по Кяхтинскому району просит установить административный надзор в отношении гр. Копылова Г.А. на 2 года, возложить следующие ограничения: обязать являться один раз в месяц в Отдел МВД России по Кяхтинскому району на регистрацию, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов до 06 часов.
 

    В судебном заседании представитель отдела МВД России по Кяхтинскому району Очиров С.Э., действующий на основании доверенности, поддержал обстоятельства, изложенные в заявлении, просит учесть, что Копылов имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве, после освобождения в течении года совершил административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, просил установить административный надзор в отношении Копылова Г.А. на два года, с установлением ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов до 06 часов.
 

    Заинтересованное лицо Копылов Г.А. в судебном заседании признал заявленные требования об установлении административного надзора. Согласен, чтобы в отношении него был установлен административный надзор на срок, установленный законодательством для погашения судимости и установлена обязанность являться на отметку в отдел МВД России по Кяхтинскому району один раз в месяц.
 

    Прокурор Цымпилов И.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании выразил позицию, что имеются основания для установления в отношении Копылова Г.А. административного надзора на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с установлением ограничений.
 

    Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
 

    Статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений отнесены к делам, возникающим из публичных правоотношений, в связи с чем они подлежат рассмотрению и разрешению на основании статьи 246 ГПК РФ с особенностями, предусмотренными главами 23 и 26.2 ГПК РФ.
 

    Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления органа внутренних дел.
 

    Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
 

    При этом установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
 

    В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
 

    Согласно п.2 ч.1 ст. 5 данного ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
 

    Статьей 4 этого же Закона предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, одним из административных ограничений может быть установлена обязательная явка поднадзорного – от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации и запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в определенное время суток.
 

    Как следует из материалов дела Копылов Г.А. был осужден приговором Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года по ст. 111 ч.3 п. «а» УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором суд в качестве отягчающего наказание обстоятельства учел опасный рецидив преступлений.
 

    Санкция ст. 111 ч. 3 п. «а» УК РФ предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы.
 

    В соответствии с ч.5 ст. 15 УК РФ особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание
 

    В силу п. «б» ч. 2 ст. 18 Уголовного кодекса РФ рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
 

    Судом установлено, что Копылов Г.А. освободился из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, за которое он осужден к реальному лишению свободы при этом он ранее был осужден за тяжкие преступления к реальному лишению свободы, поэтому в действиях Копылова Г.А. усматривается опасный рецидив преступлений.
 

    При указанных обстоятельствах, в отношении Копылова Г.А. должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
 

    Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления судимость погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания. (в редакции ФЗ от 23.07.2013 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
 

    При этом суд учитывает, что при освобождении Копылова Г.А. условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ года (по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ года) действовала редакция Уголовного Кодекса РФ от 28.04.2009 года, при которой судимость в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления погашалась по истечении восьми лет после отбытия наказания.
 

    В соответствии с требованиями ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
 

    С учетом изложенного, суд считает, что при исчислении в отношении Копылова Г.А. срока погашения судимости необходимо применять закон, действовавший на момент условно-досрочного освобождения.
 

    Поскольку Копылов Г.А. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, приговором Кяхтинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года он осужден за совершение преступления при опасном рецидиве, за ним подлежит установлению административный надзор на срок 8 лет, исчисляемый после отбытия им наказания.
 

    Постановлением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года гр. Копылов Г.А.. освободился условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ года на 1 год 6 месяцев 11 дней из <данные изъяты>
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 86 УК РФ, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
 

    Между тем, суд принимает во внимание п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" из которого следует, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.
 

    С учетом того, что в силу части 7 статьи 79 УК РФ при уклонении указанного лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
 

    Вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административный надзор в отношении такого лица может быть установлен после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
 

    Таким образом, восьмилетний срок погашения судимости должен быть исчислен с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. со дня фактического освобождения от наказания.
 

    С момента фактического освобождения от наказания (ДД.ММ.ГГГГ года) до дня рассмотрения гражданского дела в суде (21 октября 2014 года) прошло 5 дет 4 месяца 18 дней, что составляет срок, истекший после отбытия наказания.
 

    С учетом изложенного, срок административного надзора должен быть установлен на срок 2 года 7 месяца 12 дней (8 лет за вычетом 5 лет 4 месяца 18 дней).
 

    Также суд принимает во внимание сведения, представленные заявителем о привлечении Копылова Г.А. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность по постановлениям от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года по ст. ст. 20.21, 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответственно.
 

    В соответствии со ст. 2 указанного закона, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанных в ст. 3 Закона преступления и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
 

    При этом, согласно ч. 2 ст. 9 Закона, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
 

    С учетом изложенных норм закона и исследованных материалов дела, суд считает подтвержденным в судебном заседании факт, что имеются основания для установления в отношении Копылова Г.А. административного надзора на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
 

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявления начальника Отдела МВД России по Кяхтинскому району об установлении административного надзора в отношении Копылова Г.А.
 

    Поэтому суд находит обоснованным требование начальника Отдела МВД России по Кяхтинскому району о возложении на Копылова Г.А. обязанности являться один раз в месяц в Отдел МВД России по Кяхтинскому району в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, а также для оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
 

    Между тем, суд не находит достаточных оснований для установления в рамках административного надзора ограничения, выражающегося в запрете пребывания Копылова Г.А. вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов до 06 часов, поскольку указанное требование не обоснованно и не подтверждено объективными данными, свидетельствующими о необходимости установления названного ограничения в настоящее время. Поскольку после освобождения из мест лишения свободы, Копылов к уголовной, либо административной ответственности по фактам совершения в ночное время не привлекался, доказательств обратного суду не представлено, при этом ссылку заявителя на то, что Копылов ранее судим по фактам, совершенных в ночное время суток, суд считает несостоятельной при рассмотрении вопроса об установлении административного надзора в настоящее время.
 

    В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Заявление начальника Отдела МВД России по Кяхтинскому району об установлении административного надзора в отношении Копылова Г.А. – удовлетворить частично.
 

    Установить в отношении Копылова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. <данные изъяты>, проживающего по адресу <адрес> административный надзор сроком на 2 года 7 месяцев 12 дней, исчисляемый со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
 

    Обязать поднадзорного Копылова Г.А. являться в Отдел МВД России по Кяхтинскому району один раз в месяц на регистрацию.
 

    В части установления административного ограничения: запрещения пребывания Копылова Г.А. вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов до 06 часов – отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Судья                                                                                        Жарникова О.В.