Дело №2-335
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Кваркено 21 октября 2014 года
 

    Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.
 

    при секретаре Шмелевой Е.А.,
 

    с участием истца Тулегенова Ч.К.,
 

    представителя ответчика Сухановой С.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тулегенова Ч.К. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Тулегенов Ч.К. обратился в районный суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кваркенском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
 

    В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в назначении пенсии из-за отсутствия стажа. Указал, что его стаж составляет <данные изъяты>, требуется 25 лет. В стаж не включен <данные изъяты> военной службы по призыву. Указал, что Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781, п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.02г. №516, военная служба не подлежит включению в льготный стаж. Полагает решение ответчика незаконным. В обоснование требований истец сослался на нормы Конституции РФ, ФЗ от 17.12.01г. N173-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 29.10.02г. N781. В силу общего правила п.п. "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59г. N1397, учителям, в числе прочих, в стаж работы по специальности засчитывается служба в армии. Положение действовало в период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в армии. Работа, указанная в п. 1, 2, 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. При обращении за назначением пенсии его специальный стаж, без учета службы в армии, составлял более двух третей, что позволяет включить период военной службы в специальный стаж. Он понес расходы на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей и услуг юриста в сумме <данные изъяты>.
 

    Просит суд признать решение № начальника УПФ РФ в Кваркенском районе от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Просит также обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период прохождения военной службы по призыву в вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; взыскать в его пользу с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой услуг юриста в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей государственной пошлины.
 

    Ответчик представил письменные возражения на требования истца в которых указал, что Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Служба в ВС СССР не указана в Списке, поэтому не относится к педагогической деятельности, зачет истцу в педагогический стаж периода службы в ВС СССР не обоснован. П. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, содержит исчерпывающий перечень периодов работы, которые засчитываются в льготный стаж. Период прохождения военной службы в их числе не предусмотрен. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П при исчислении продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии за период до 01.01.2002 года, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.02г. №320-О, от 06.03.03г. №107-О, изданных на их основе Разъяснений Минтруда России №4, утвержденных Постановлением Минтруда России №70 от 17.10.03г., основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. Если на день отмены закона или нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности надлежащего льготного стажа, исчисление такого страхового стажа производится в соответствии с законом, действующим на день установления пенсии, в том числе, льготной. Правомерность такой позиции подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении №2-П от 29.01.04г., который прямо ссылается на Разъяснение №4 от 17.10.03г. Период службы истца в ВС СССР имел место в ДД.ММ.ГГГГ годах. В этот период пенсионное обеспечение педагогических работников регламентировалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59г. №1397. Согласно п.п. «г» п. 1 и п. 4 Положения учителям, в числе прочих, в стаж работы по специальности, кроме непосредственной работы в учреждениях, засчитывается служба в ВС СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на соответствующую работу. В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.93г. №953 Положение №1397 с 01.10.93г. не применяется на территории РФ. На 01.10.93г. у истца не было 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии Положением №1397, поэтому период службы в составе ВС СССР не может быть включен в педагогический стаж. На указанный день у истца отсутствовал необходимый стаж работы, дававший право на пенсию за выслугу лет, поэтому в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 17.10.03г. №4 исчисление педагогического стажа истцу должно производиться в соответствии с законом, действующим на день установления трудовой пенсии по старости. Истец, не выработав специальный стаж до отмены Положения №1397, не приобрел право на досрочную пенсию в соответствии с ранее действующим Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59г. №1397, поэтому педагогический стаж истцу должен исчисляться в соответствии с ФЗ № 173-ФЗ. На ДД.ММ.ГГГГ истец не имеет установленного Законом №173-ФЗ размера стажа педагога, как по нормам действующего закона, так и по нормам закона, действовавшего в период прохождения военной службы. Решение Управления об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ законны, требования истца не подлежат удовлетворению. Просит отказать истцу в удовлетворении его требований.
 

    В судебном заседании истец Тулегенов Ч.К., сославшись на мотивы иска, поддержал заявленные им исковые требования. Просил эти требования удовлетворить.
 

    Представитель ответчика Суханова С.В. иск не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении на иск. Просила в удовлетворении иска отказать.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Судом исследовано решение начальника УПФР РФ в Кваркенском районе от ДД.ММ.ГГГГ №
 

    Документом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ РФ в Кваркенском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
 

    ДД.ММ.ГГГГ начальник ГУ УПФ РФ в Кваркенском районе указанным решением в удовлетворении заявления истца частично отказал, не засчитав в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период прохождения Тулегеновым Ч.К. службу в ВС РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Этим же документом установлено, что истцу засчитаны периоды его работы <данные изъяты> <адрес> общей продолжительностью <данные изъяты>.
 

    Решение о незачете в льготный стаж службы в армии должностное лицо ответчика мотивировало теми же доводами, которые приведены представителем ответчика в судебном заседании.
 

    Согласно исследованным судом записям в трудовой книжке истца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Тулегенов Ч.К. работает учителем, то есть, его работа в его должности в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781,подлежит зачету в стаж, работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В трудовой книжке также имеются сведения о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Советской Армии.
 

    Исследованным судом военным билетом Тулегенова Ч.К. установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил срочную воинскую службу по призыву в ВС СССР.
 

    В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    Абзацем 1 п. 2 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
 

П. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном этими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Рассматриваемые Правила не содержат указания на возможность включения в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периода прохождения лицом службы по призыву.

    Однако в период прохождения Тулегеновым Ч.К. военной службы по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
 

    Согласно подпункта «г» п. 1 указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе ВС СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
 

    В силу п. 4 рассматриваемого Положения, в частности, служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
 

    Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 39 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательстве право будет уважаться властями и будет реализовано.
 

    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года №8-П и Определение от 05.11.2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
 

    Учитывая, что на момент обращения Тулегенова Ч.К. в УПФ в Кваркенском районе им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
 

    Соответственно, суд не может принять доводы ответчика, изложенные в его письменных возражениях на иск, как основанные на неправильном толковании закона.
 

    С учетом изложенного суд приходит к выводу, что спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истца.
 

    П. ст. 19 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, поэтому требование Тулегенова Ч.К. о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со дня подачи им заявления в пенсионный фонд, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.
 

    Требование истца о возмещении судебных расходов подлежит удовлетворению на основании ст. ст. 98, 100 ГПК РФ.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    исковое заявление Тулегенова Ч.К. удовлетворить.
 

    Признать решение № начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кваркенском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Тулегенову Ч.К. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
 

    Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> включить Тулегенову Ч.К. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период прохождения военной службы по призыву в вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>.
 

    Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Тулегенову Ч.К. трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу Тулегенова Ч.К. судебные расходы, связанные с оплатой услуг юриста в размере <данные изъяты> рублей и с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей (одна тысяча семьсот рублей).
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Судья Тарасенко А.Г.
 

    Мотивированное решение суда составлено 24 октября 2014 года.
 

    Судья Тарасенко А.Г.