2-1106
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 28 октября 2014 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,
при секретаре Шатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовских В.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы, перерасчете пенсионных выплат и выплате задолженности,
У С Т А Н О В И Л :
Абрамовских В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области (далее ГУ УПФ РФ в г. Кушве и в г. В. Туре Свердловской области), в котором просил обязать ответчика принять к зачету в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы, обязать ГУ УПФ РФ в г. Кушве и в г. В. Туре Свердловской области произвести ему перерасчет пенсии по старости с учетом стажа периода нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить задолженность пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ без ограничения времени.
В судебном заседании истец Абрамовских В.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил заявленные им требования удовлетворить по основаниям, перечисленным в исковом заявлении. В качестве доводов исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был призван на специальные военные сборы, исполнял обязанности военной службы и привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 группа инвалидности со 100 % утратой трудоспособности, причина инвалидности – заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ при повторном переосвидетельствовании, группа инвалидности подтверждена со 100 % утратой трудоспособности, причина инвалидности - заболевание связано с исполнением обязанностей военной службы на ЧАЭС, ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 группа инвалидности бессрочно. Причиной инвалидности послужило воздействие вредных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ он уволен с работы и более не был трудоустроен. С момента установления инвалидности он являлся получателем пенсия по инвалидности, которую получает по настоящее время. При определении размера пенсии по возрасту в общий трудовой стаж не был включен период его нахождения на 2 группе инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считает, что не включение в общий трудовой стаж данного периода повлекло нарушение его прав, в результате чего он недополучил положенную пенсию. Просил суд обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и в г. В. Туре Свердловской <адрес> принять к зачету в общий трудовой стаж период его пребывания на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и в г. В. Туре Свердловской <адрес> произвести ему перерасчет пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> и в г. В. Туре Свердловской <адрес> ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявленные исковые требования Абрамовских В.В. не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по основаниям указанным в отзыве. В судебное заседание представитель ответчика не явилась. Учитывая своевременность извещения стороны ответчика о месте, дате, времени слушания дела, получении отзыва на требования Абрамовских, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, по доводам возражений, указанных в отзыве. Возражая против заявленных требований, сторона ответчика указала в отзыве, что с ДД.ММ.ГГГГ Абрамовских В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем пенсии по причине инвалидности: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей в/службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», назначенной в соответствии со статьей 41 закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в РСФСР», на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке №. ДД.ММ.ГГГГ Абрамовских В.В. обратился в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, которая была назначена в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закона № 173-ФЗ). Трудовая пенсия по старости была назначена с ДД.ММ.ГГГГ С этого периода он получал две пенсии: государственную пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; трудовую пенсию по инвалидности в соответствии с Законом № 173-ФЗ. С 01.01.2005г. в соответствии с Законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) и Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 № 294 (далее Порядок), Абрамовских В.В. была назначена ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ) по двум категориям: «Инвалиды» и «Инвалиды вследствие ЧАЭС». При определении расчетного размера трудовой пенсии по старости страховой стаж истца составляет 8 лет 7 месяцев 13 дней (08.07.13) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с учетом отвлечений. В указанный страховой стаж истца не был включен период нахождения его на инвалидности 2 группы на основании следующего. В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. В соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13.08.2002 № 1817-16 «О зачете в общий стаж времени нахождения на инвалидности 1 и 2 групп вследствие чернобыльской катастрофы» применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому под увечьем, связанным с производством, понимался несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошедший в ситуациях, исчерпывающим образом предусмотренных в пунктах «а» - «г» части первой статьи 39 этого Закона. Инвалидность, наступившая вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случаях, определенных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», может считаться инвалидностью вследствие трудового увечья, но не увечья, связанного с производством. Этот вывод подтверждается и тем фактом, что на соответствующих лиц не составляется акт о несчастном случае на производстве, который является непреложной обязанностью работодателя при получении работником увечья, связанного с производством. Никакие иные документы, кроме этого акта, не могут служить подтверждением того, что конкретный несчастный случай является увечьем, связанным с производством. Инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в большей степени связана не с производством, а с выполнением государственных обязанностей, заданий государственных организаций или гражданского долга по ликвидации последствий этой катастрофы. Такая связь не дает оснований для зачета времени нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж. Вместе с тем гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может добиться через судебные органы или в ином законном порядке составления на него акта о несчастном случае на производстве, который имеет необходимую юридическую силу, независимо от времени, прошедшего после несчастного случая. Запрета на составление указанного акта на лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в законодательных и иных правовых актах не содержится. В таком случае акт о несчастном случае на производстве будет принят во внимание и время нахождения на инвалидности 1 и 2 групп может быть засчитан в общий трудовой стаж. Согласно ст. 40 от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если вызвавшее ее заболевание признается профессиональным в установленном законодательством порядке.С 26.05.1993 г. истец является получателем пенсии по инвалидности, при этом причина инвалидности установлена: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей в/службы, связано с катастрофой на ЧАЭС». В соответствие со ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» порядок и условия признания гражданина инвалидом устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с инструктивным письмом Минсобеса РСФСР от 04.08.1988 г. № 1-69-И «О порядке определения рабочим и служащим, профессионального заболевания, вызванного событиями на ЧАЭС, и назначения им пенсий по Списку № 1» заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, признается профессиональным заболеванием. Причинная связь инвалидности с профессиональным заболеванием подтверждается соответствующим государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Таким образом, период инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы может быть засчитан в общий трудовой стаж при условии подтверждения в установленном порядке причинной связи этой инвалидности у конкретного гражданина с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденными постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. № 17 в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний – п. 5), «трудовое увечье» (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве - п. 6), «военная травма» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы – п. 7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (устанавливается указанным в п. 2 ч.1 ст.13 Закона № 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – п. 12). При этом, в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая в том числе, в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы. Анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы». Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы. То есть пенсионное обеспечение истца не может регулироваться пунктом 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15.05.1991г.№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. В соответствии с редакцией п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалась законодателем при ее назначении по нормам Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», т. е. до 01.01.2002 г. Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на ЧАЭС. Следовательно, Абрамовских В.В., являясь военнослужащим, призванным на специальные сборы для устранения последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, но не вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. И правовых оснований для зачета в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС не имеется. В случае определения в спорный период в качестве причины инвалидности «увечье, связанного с производством или профессионального заболевания», Абрамовских В.В. утратит право на получение двух пенсий. В настоящее время Абрамовских В.В. выплачивается: трудовая пенсия по старости, назначенная в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 173-ФЗ;государственная пенсия по инвалидности, назначенная в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 166-ФЗ; ЕДВ по категории «Инвалиды», назначенная в соответствии с Законом № 181-ФЗ и Порядка; ЕДВ по категории «Инвалиды вследствие ЧАЭС», назначенная в соответствии с Законом № 181-ФЗ и Порядка; ДЕМО, назначенное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887.
Заслушав истца Абрамовских В.В., изучив доводы представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ), оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании данного Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.
Согласно п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено п. «А» ст. 92 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
На основании письма Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П», при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.
Судом установлено, что Абрамовских В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о чем свидетельствует удостоверение серии №, выданное ТОИОГВ СО Управление социальной защиты населения МСЗН СО по городу Кушве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
С ДД.ММ.ГГГГ Абрамовских В.В. установлена 2 группа инвалидности со 100 % утратой трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ при повторном переосвидетельствовании, группа инвалидности подтверждена со 100 % утратой трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ установлена 2 группа инвалидности бессрочно. Причиной инвалидности послужило воздействие вредных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из копии представленной трудовой книжки Абрамовских В.В. следует, что последним его местом работы был Кушвинский станкозавод, уволен он был ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию по инвалидности 2 группы (л.д.6). Согласно объяснений Абрамовских В.В., после этого времени он не был трудоустроен.
ДД.ММ.ГГГГ Абрамовских В.В. обратился в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, которая была назначена в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Трудовая пенсия по старости была назначена с ДД.ММ.ГГГГ Он получал две пенсии: - государственную пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;- трудовую пенсию по инвалидности в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
С 01.01.2005г. в соответствии с Законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) и Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 № 294 (далее Порядок), Абрамовских В.В. была назначена ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ) по двум категориям: «Инвалиды» и «Инвалиды вследствие ЧАЭС».
При определении расчетного размера трудовой пенсии по старости страховой стаж истца составляет 8 лет 7 месяцев 13 дней (08.07.13) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с учетом отвлечений. В указанный страховой стаж истца не был включен период его нахождения на инвалидности 2 группы.
Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, будучи призван на военные специальные сборы, и стал инвалидом в результате указанной деятельности, на него распространяются положения Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
Пунктом 2 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотрено, что инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 01 января 2002 года имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
Статья 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ регулирует оценку пенсионных прав застрахованных лиц и определяет понятие общего трудового стажа, как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности граждан до 01 января 2002 года, устанавливает исчерпывающий перечень периодов работы, которые включаются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе и периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы и период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Этот же период учитывается при определении расчетного размера трудовой пенсии. Период инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы может быть зачтен в общий трудовой стаж при условии подтверждения в установленном порядке причинной связи этой инвалидности у конкретного гражданина с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием.
В силу статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж также включались наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Статья 39 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно - правовому статусу, но не по причине определения инвалидности. Более того, из положений ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются. Согласно абз. 2 п. 2 указанной статьи на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
В соответствии с внесенными Федеральным Законом от 18.07.2006 № 112-ФЗ изменениями в ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, в том числе и до вступления настоящего Закона в силу, назначаются указанным выше гражданам по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года.
Поскольку право Абрамовских В.В. на одновременное получение двух пенсий возникло на основании пенсионного законодательства, действовавшего в период до 01 января 2002 года, в соответствии с которым инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, считалась исполнением государственных обязанностей и профессиональным заболеванием, в соответствии с п. «А» ст. 92 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» инвалидность 1 и 2 групп, связанная с Чернобыльской катастрофой, подлежала зачету в трудовой стаж для назначения пенсии наравне с работой. По состоянию на 01 января 2002 года Абрамовских В.В. являлся получателем пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья (профзаболевания), полученного на ЧАЭС, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.18, ст.19 и ч. 1 ст.55 Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период инвалидности истца 2 группы, связанной с чернобыльской катастрофой, подлежит зачету в общий трудовой стаж для назначения пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Абрамовских В.В. ссылается на статью 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, которая регулирует оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года и определяет понятие общего трудового стажа, как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности граждан до 01 января 2002 года.
Согласно данных о стаже усматривается, что при назначении пенсии по старости период нахождения истца на инвалидности 2 группы в общий трудовой стаж не включен, что повлекло снижение уровня его пенсионного обеспечения.
Поскольку расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется по состоянию на 01 января 2002 года, суд считает, что в общий трудовой стаж истца подлежит включению период нахождения на инвалидности 2 группы с 26 мая 1993 года по 31 декабря 2001 года и приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Абрамовских В.В..
При включении периода инвалидности в общий трудовой стаж истца увеличится размер стажевого коэффициента, что повлияет на расчетный размер трудовой пенсии в сторону его увеличения.
На основании ст. 23 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку на день возникновения права на получение пенсии по старости и включения в трудовой стаж истца спорного периода все необходимые основания к этому имелись, поэтому суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины. Истец, являясь инвалидом 2 группы, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Абрамовских В.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы, перерасчете пенсионных выплат и выплате задолженности - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области включить в общий трудовой стаж Абрамовских В.В. период нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. Произвести Абрамовских В.В. перерасчет размера трудовой пенсии по старости с применением стажевого коэффициента, рассчитанного с учетом периода нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с даты назначения трудовой пенсии по старости. Выплатить Абрамовских В.В. не полученную своевременно трудовую пенсию по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ без ограничения времени.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области государственную пошлину в размере 200 (Двести) рублей, подлежащую зачислению в бюджет муниципального района.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья Кушвинского
городского суда: И.Н. Кожевникова.