2-1003
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    29 октября 2014 года город Кушва
 

    Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
 

    председательствующего судьи Кручинина Ю.П.
 

    с участием помощника прокурора города Кушвы Мартыновой Е.Е.,
 

    при секретаре Ким И.Л.,
 

    рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах Удовика П.И. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики в лице Управления социальной политики Свердловской области по г. Кушва о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

        Прокурор города Кушва обратился в Кушвинский городской суд с иском в защиту интересов Удовика П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области (далее ГКУ) «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики в лице Управления социальной политики Свердловской области по городу Кушва (далее УСП по г. Кушва), в котором просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Удовика П.И. жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и распределить жилое помещение Удовику П.И.; обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение с Удовиком П.И.; обязать Управление социальной политики Свердловской области по г. Кушва обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения в Кушвинском городском округе с Удовиком П.И.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Мартынова Е.Е. исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила, что проведенной проверкой соблюдения жилищных прав Удовика П.И. установлено, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО2 длительное время уклоняется от воспитания сына, от защиты его прав и интересов, проживает отдельно практически с его рождения, что подтверждено актом от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденным начальником УСЗН МСЗН СО по <адрес>. Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Удовику П.И. назначен попечитель ФИО3, за несовершеннолетним закреплено жилое помещение. Приказом Управления социальной защиты населения по г. Кушва от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Удовика П.И. в ранее закрепленном жилом помещении, Удовик П.И. принят на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>. До настоящего времени жильем ему предоставлено не было. Ответчики, обладая функциями главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и полномочиями по приобретению и строительству жилых помещений для данной категории граждан, нарушили действующее законодательство, не приняв своевременно мер по обеспечению его жильем. Удовик П.И., не имея благоустроенного жилья, не имеет возможности защитить свои права, средствами на приобретение жилого помещения не располагает, не может получить благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в связи с чем, просит защитить его права.
 

        Удовик П.И. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
 

        Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не представил, возражений по существу иска не представил.
 

        Представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» в суд не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, указал, что права истца не нарушены, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом не предусмотрено обеспечение данной категории граждан жильем во внеочередном порядке. Предоставление жилого помещения Удовику П.И. нарушит права иных граждан, у которых право на предоставление жилого помещения возникло ранее и затруднит исполнение утвержденного порядка предоставления жилья (л.д. 30-32).
 

        Представитель ответчика Министерства социальной политики в лице Управления социальной политики <адрес> по городу Кушва ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования к УСП по <адрес> не признала, в отзыве указала, что Удовик П.И. действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении под № согласно Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и под № в сводном списке перечисленных лиц (по возрасту). Однако Управление социальной политики по <адрес> перед ним никаких обязательств не имеет, так как ч. 2 п. 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного постановлением правительства Свердловской области № 527-ПП от 24 апреля 2013 года, установлено, что Фонд жилищного строительства в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Соответственно УСП только приглашает гражданина для подписания договора и обеспечивает его возвращение в Фонд жилищного строительства. Указанные функции УСП не могут быть исполнены до приобретения (строительства) жилого помещения. УСП не отказывается от исполнения своих обязанностей и исполнит их по мере поступления договора найма. До настоящего времени в УСП по г. Кушва договор найма специализированного жилого помещения для его заключения с Удовиком П.И. не поступал. УСП по г. Кушве от исполнения возложенных на него законом обязанностей не отказывается, по мере поступления договора найма в УСП г. Кушва его подписание с Удовиком П.И. будет обеспечено. Таким образом, она поддерживает иск в части предоставления Удовику П.И. жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, в части обязания УСП по г. Кушве обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения просит отказать (л.д. 35-36).
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
 

        Принимая во внимание доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным, но подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
 

    В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.    
 

    Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

        Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

        Судом установлено и ответчиками не оспаривался тот факт, что Удовик П.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно обладает правом на предоставление специализированного жилого помещения по договору найма.
 

        Его родителями являлись ФИО2 и ФИО1 (л.д. 10). Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Согласно акту, утвержденному начальником УСЗН МСЗН СО по <адрес> ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ отец несовершеннолетнего ФИО2 длительное время уклоняется от воспитания сына, от защиты его прав и интересов, проживает отдельно практически с его рождения (л.д. 19).
 

    На основании Приказа ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Кушве от ДД.ММ.ГГГГ № Удовику П.И. был назначен попечитель ФИО3 (л.д. 18) в связи с тем, что его мать умерла, а место нахождения отца неизвестно. За Удовиком П.И. закреплено жилое помещение – неблагоустроенный дом по адресу: <адрес>.
 

    Согласно справке Жилищного отдела Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Удовику П.И. жилое помещение по договору социального найма на территории Кушвинского городского округа не предоставлялось. В жилом помещении по адресу: <адрес> он зарегистрирован, как член семьи собственника с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
 

    Приказом Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 31-о установлен факт невозможности проживания Удовика П.И. в ранее закрепленном жилом помещении по адресу: <адрес>, Удовик П.И. принят на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> (л.д. 7).
 

    По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Удовик П.И. на территории Кушвинского городского округа и городского округа Верхняя Тура недвижимым имуществом не располагает (л.д. 14 об).
 

    Таким образом, Удовик П.И., имея право на предоставление специализированного жилья с момента достижения совершеннолетнего возраста, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.
 

        Исходя из установленных обстоятельств и в силу Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются основания для предоставления Удовику П.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
 

        В силу п.п. 2, 5 постановления Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, утвердившего «Порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», главным распорядителем средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем указанной категории лиц является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ранее Министерство строительства и архитектуры Свердловской области).
 

    Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
 

    Процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, установлена в п.п. 2-4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением правительства Свердловской области № 527-ПП от 24 апреля 2013 года. Согласно данным пунктам после приобретения указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и архитектуры Свердловской области – главным распорядителем.
 

    Согласно п.п. 7, 8 ст. 8 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

        В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по приобретению для Удовика П.И. жилого помещения в Кушвинском городском округе не ниже установленных социальных норм и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам и распределению жилого помещения Удовику П.И. на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
 

        Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24 апреля 2013 года во исполнение Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
 

    Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
 

    Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
 

    В соответствии с п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
 

    В силу п. 3 Порядка предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
 

    Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений согласно п. 9 данного Порядка является Фонд, который течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
 

    Кроме того, постановлением правительства Свердловской области № 491-ПП от 16 апреля 2013 года определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда, возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (подп. 1 п. 1).
 

    Управление социальной политики по г. Кушва по мере поступления в Управление договора найма специализированного жилого помещения обеспечит его подписание с Удовиком П.И.
 

    Доводы ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» о том, что действующее жилищное законодательство не предусматривает права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением, что является основанием для отказа в иске, суд признает не основанными на законе, противоречащими основным конституционным принципам Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).
 

    Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и ответчики освобождены от уплаты госпошлины.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
 

Р Е Ш И Л:
 

        Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Удовика П.И. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики в лице Управления социальной политики Свердловской области по г. Кушва о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить частично.
 

        Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Удовика П.И. жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и распределить жилое помещение Удовику П.И..
 

    Обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить жилое помещение в Кушвинском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение с Удовиком П.И..
 

    Обязать государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Удовику П.И. жилого помещения, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить его в Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушве для подписания Удовиком П.И..
 

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалоб через канцелярию Кушвинского городского суда.
 

    Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
 

 

    СУДЬЯ                             Ю.П. Кручинин