дело № 2-765/14
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    20 октября 2014 года                             п.г.т. Кукмор
 

    Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
 

    председательствующего судьи Тимофеева А.В.,
 

    при секретаре Гимадиевой Г.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кукморского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Исполнительного Комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим отдельных положений приказов начальника Управления образования Исполнительного Комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан №№202 и 240 от 14.05.2014, 30.05.2014 соответственно,
 

установил:
 

    Прокурор Кукморского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Исполнительного Комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим отдельных положений приказов начальника Управления образования Исполнительного Комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан №№202 и 240 от 14.05.2014, 30.05.2014 соответственно. В обоснование заявления указал, что п.2 приказа начальника Управления образования исполкома Кукморского района РТ за №202 от 14.05.2014 «Об утверждении количества групп и максимальной наполняемости в них для комплектования дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района Республики Татарстан» предусмотрено определение групп в дошкольных образовательных учреждениях с учетом необходимости обеспечения местами детей от 3 до 7 лет. Пунктами 1-8 приложения к вышеуказанному приказу утверждены количество групп и максимальная наполняемость в 8 дошкольных образовательных учреждениях, при этом наличие групп для детей от 1 до 3 лет в них не предусмотрено.
 

    Абзацем 3 пункта 1 приказ начальника Управления образования Исполкома Кукморского муниципального района РТ за №240 от 30.05.2014 «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района на 2014/2015 учебный год» предусмотрено формирование групп в дошкольных учреждениях с учетом необходимости обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей в возрасте от 3 до 7 лет. Указал, что абзац 3 п.1 приказа №240, п.2 приказа №202 не соответствуют федеральному законодательству, Конституции РФ, нарушают и ущемляют права детей от 1 до 3 лет, и подлежат отмене. Прокурором принесены протесты, которые остались без удовлетворения, в связи с чем, просил признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу абз.3 пункта 1 приказа начальника Управления образования Исполнительного Комитета Кукморского муниципального района РТ №240 от 30.05.2014 «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района на 2014/2015 учебный год», а также п.2 приказа начальника Управления образования Исполнительного Комитета Кукморсокго муниципального района Республики Татарстан №2021 от 14.05.2014 «Об утверждении количества групп и максимальной наполняемости в них для комплектования дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района Республики Татарстан» и пункты 1-8 Приложения №1 к нему.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Кукморского района РТ Миначев Н.Т. полностью поддержал заявление по изложенным в заявлении основаниям.
 

    Ответчик на судебное заседание явку своих представителей по неизвестным суду причинам не обеспечил, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела был извещен.
 

    Представителем ответчика по доверенности А.М.Гафаровым суду представлен отзыв, согласно которого следует, что ответчик заявленные прокурором требования не признает.
 

    Выслушав заместителя прокурора Миначева Н.Т., изучив и исследовав представленные материалы гражданского дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
 

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Согласно части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
 

    Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об образовании" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
 

    Частью 3 статьи 5 названного Закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
 

    Как предусмотрено ч. 1 ст. 67 указанного Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
 

    В силу п.п. ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 15.05.2006 г. N 5-П, согласно которой государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
 

    Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
 

    Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий права несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования, не содержит каких-либо ограничений на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
 

    Согласно п.4 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 №293, Правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования.
 

    Судом установлено, что пунктом 2 приказа начальника Управления образования исполкома Кукморского района РТ за №202 от 14.05.2014 «Об утверждении количества групп и максимальной наполняемости в них для комплектования дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района Республики Татарстан» предусмотрено определение групп в дошкольных образовательных учреждениях с учетом необходимости обеспечения местами детей от 3 до 7 лет. Пунктами 1-8 приложения к вышеуказанному приказу утверждены количество групп и максимальная наполняемость в 8 дошкольных образовательных учреждениях, при этом наличие групп для детей от 1 до 3 лет в них не предусмотрено.
 

    Также, абзацем 3 пункта 1 приказа начальника Управления образования Исполкома Кукморского муниципального района РТ за №240 от 30.05.2014 «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района РТ на 2014/2015 учебный год» предусмотрено формирование групп в дошкольных учреждениях с учетом необходимости обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей в возрасте от 3 до 7 лет.
 

    Комплектование дошкольных образовательных учреждений только группами для детей от 3 до 7 лет, без организации ясельной группы от 1 до 3 лет, с учетом необходимости обеспечения местами всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, нарушает требования Конституции РФ и действующего законодательства об образовании, и нарушает права детей от 1 до 3 лет, имеющих право и состоящих в электронной очереди на устройство в данные дошкольные учреждения в действующие группы, а также законных интересов их родителей.
 

    Исходя из вышеприведенных положений Конституции РФ и норм права, регулирующих возникшие правоотношения, ответчик обязан обеспечить ребенку от 1 до 3 лет доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения в группе полного дня.
 

    Для реализации вышеуказанного права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста. При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
 

    Доводы ответчика, изложенные в отзыве, суд находит не состоятельными.
 

    На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Заявление прокурора Кукморского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
 

    Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу абз.3 пункта 1 приказа начальника Управления образования Исполнительного Комитета Кукморского муниципального района РТ №240 от 30.05.2014 «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района на 2014/2015 учебный год», а также п.2 приказа начальника Управления образования Исполнительного Комитета Кукморсокго муниципального района Республики Татарстан №2021 от 14.05.2014 «Об утверждении количества групп и максимальной наполняемости в них для комплектования дошкольных образовательных учреждений Кукморского муниципального района Республики Татарстан» и пункты 1-8 Приложения №1 к нему.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца через районный суд.
 

    Председательствующий А.В. Тимофеев