РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    П.Куйтун 7 ноября 2014 года
 

    Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
 

    При секретаре Нахаенок Н.Н.,
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-884/2014 по иску Чичкиной В. А. к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п.Куйтун о взыскании недоначисленной заработной платы,
 

    У с т а н о в и л:
 

    В обоснование иска Чичкиной В.А. указано, работает в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п.Куйтун в должности технички. Работодателем нарушены требования законодательства и допущены факты выплаты заработной платы работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, в размере менее минимального размера оплаты труда. В марте, апреле, мае 2014 года ей недоначислено 8188,4 рублей. Кроме того, указала, что ей недоначислена заработная плата за июнь, июль, август 2014 года. Просила взыскать с МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п.Куйтун в ее пользу недоначисленную заработную плату за март, апрель, май 2014 года в размере 8188,4 рублей, а также недоначисленную заработную плату за июнь, июль, август 2014 года.
 

    В судебном заседании Чичкина В.А. свои требования поддержала.
 

    Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п.Куйтун Заколодная Н.В. в письменном заявлении исковые требования о взыскании заработной платы за июнь-август 2014 года признала, исковые требования о взыскании недоначисленной заработной платы за март-май 2014 года не признала в связи с пропуском срока обращения в суд, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
 

    Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
 

    При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).
 

    Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
 

    В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
 

    Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Согласно ст.1 Федерального закона от 02.12.2013г. №336-ФЗ с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 5554 рублей в месяц.
 

    Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
 

    В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
 

    В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
 

    Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
 

    Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС №794 от 24.09.89 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в размере до 30%.
 

    Постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993г. №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» установлен выравнивающий коэффициент в размере 1,3 и для Куйтунского района.
 

    Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
 

    Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
 

    Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.
 

    Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
 

    Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с января 2014 года не менее 8886,4 рублей (5554 + 30% + 30%).
 

    Как следует из исковых заявлений, они поступили в суд 23 октября 2014 года.
 

    Спорный период определен истицей с 01.03.2014г. по 31.08.2014г. По сути, ею
 

    оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её
 

    начисления в указанный период.
 

    Доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок обращения в суд, суд находит обоснованными.
 

    В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право
 

    обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех
 

    месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
 

    При пропуске данного срока по уважительным причинам суд вправе восстановить его.
 

    Из расчетных листков усматривается, что заработная плата истице начислялась ежемесячно. Как видно из расчетных листков, состав заработной платы, виды начислений, удержаний излагались доступным способом, каких-либо неясностей для работника вызвать не могли.
 

    Из объяснения Чичкиной В.А. следует, что указанные расчетные листки выдаются работникам ежемесячно в конце каждого месяца. Таким образом, истица была уведомлена своевременно о произведенном начислении заработной платы. В судебном заседании она пояснила, что в установленный законом срок она не обратилась в суд, так как хотели договориться с администрацией школы без обращения в суд. Других причин пропуска срока не имеется.
 

    Следовательно, на дату обращения в суд с настоящим спором истицей пропущен срок обращения по требованию о взыскании недоначисленных сумм заработной платы за
 

    период с 01.03.2014г. по 31.05.2014г.
 

    Оценив изложенные выше обстоятельства, суд находит, что в рассматриваемом случае срок обращения в суд истицей пропущен без уважительных причин. В силу части 6
 

    статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит, что в
 

    удовлетворении иска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.03.2014г. по 31.05.2014г. следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Рассмотрению по существу подлежит спор относительно периода с 01.06.2014г. по 31.08.2014г., так как срок для обращения в суд в данном случае не пропущен, возражений от ответчика по поводу пропуска срока по данному периоду не поступило.
 

    Из материалов дела следует, что Чичкина В.А. работает в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п.Куйтун в качестве уборщика служебных помещений на 1 ставку.
 

    В июне 2014 года Чичкиной В.А. начислено 5751,12 рублей, норма рабочего времени отработана полностью. Недоначислено: 8886,4 – 5751,12 = 3135,28 рублей.
 

    В июле и августе 2014 года Чичкиной В.А. начислено, соответственно, 9888 и 10464 рублей. Недоначислений нет.
 

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку требования о взыскании недоначисленной заработной платы являются требованиями имущественного характера, то с ответчика подлежала бы взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования Куйтунский район в размере 400 рублей, от которой истец освобожден на основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ и ст.89 ГПК РФ. Суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, с учетом обоснованной просьбы ответчика, до 0 рублей.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

    р е ш и л:
 

        Исковые требования Чичкиной В. А. удовлетворить частично.
 

    Взыскать с МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п.Куйтун в пользу Чичкиной В. А. недоначисленную заработную плату за июнь 2014 года в размере 3135 рублей 28 копеек.
 

        В удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за март, апрель, май, июль, август 2014 года отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
 

    Судья Степаненко В.П.
 

    Решение не вступило в законную силу.