Дело № 2-6954/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
 

    председательствующего судьи Верещака М.Ю.,
 

    при секретаре Жилиной И.В.,
 

    рассмотрев 16.10.2014 в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6954/2014 по исковому заявлению ГВИ к ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска о признании незаконным решения, обязании к действию,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    ГВИ обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по ЦАО г. Омска о признании решения незаконным, обязании к действию. В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов-для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения. Местоположение участка установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, <адрес>, <адрес>. Указанный участок был приобретен истцом в собственность у Главного управления по земельным ресурсам Омской области по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № № В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36. Результаты кадастровой оценки были утверждены приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября 2011 г. №36-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области». Однако принадлежащий истцу земельный участок не вошел в перечень оцененных участков, кадастровая стоимость участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена не была, соответственно, в Приложении № 1 к Приказу № 36-п принадлежащий истцу участок не поименован. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ (дата внесения результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приказом) в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 918 574,90 рублей, определенной на основании Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».
 

    С целью установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец в августе 2012 года обратился в Центральный районный суд г. Омска с соответствующим заявлением. Решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № заявленные требования были удовлетворены. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ в адрес истца было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты земельного налога за 2012 год, в соответствии с которым в отношении Земельного участка подлежит уплате земельный налог в размере 193778,63 рублей. Исчисленная налоговым органом сумма налога за 2012 истцом была уплачена в полном размере.
 

    Истец считает, что земельный налог за 2012 года исчислен налоговым органом неверно и уплачен истцом в завышенном размере, в связи с чем излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату.
 

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ИФНС №2 по ЦАО г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № 20629, оставленным без изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №16-23/00644, ответчик отказал в осуществлении возврата в связи с отсутствием переплаты по налогу за 2012 год.
 

    С данным решением истец не согласен, считает, что оно нарушает его права, поскольку возлагает на истца обязанность по уплате необоснованно установленного налога. В уведомлении сумма налога налоговым органом рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 12918575 руб. Данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления №174-П и была определена как произведение среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м, земли для 9 группы видов разрешенного использования (приложение к Постановлению №174-П «Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», строка 1466) на площадь земельного участка: 2892,65 руб./кв.м. * 4466 кв.м. = 12918574,90 рублей.
 

    Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости сведения о Земельном участке внесены в ГКН 30.06.2010. Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 26.12.2012 №13042 в этот же день в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости Земельного участка в размере 12918574,90 рублей. Таким образом, использование удельного показателя кадастровой стоимости при определении кадастровой стоимости Земельного участка для органа кадастрового учета обязательно в силу требований п. 2.1.3 приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади-земельного участка» (в редакции, действующей по состоянию на 30.06.2010).
 

    Истец полагает, что поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством, не определена, исчислять земельный налог следует исходя из нормативной стоимости земельного участка, определенной истцом в соответствии с приказом Минимущества Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №49-п «Об определении нормативной цены земли на 2012 год» (девятый вид разрешенного использования, показатель нормативной цены земельного участка 623,57 руб./кв.м., площадь земельного участка 4466 кв.м.).
 

        ГВИ просит признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Центральному административному округу г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога в размере 152 005,67 рублей, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Центральному административному округу г. Омска осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 152 005,67 рублей.
 

    Истец ГВИ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
 

    Представитель истца по доверенности Хоменко В.А. в судебном заседании требования поддержал и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске и письменных доводах.
 

    В судебном заседании представитель ответчика ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска по доверенности Заворина Д.В. исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве.
 

        Третье лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
 

        На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
 

    Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
 

    В силу норм ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
 

    Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
 

    На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
 

        В судебном заседании установлено, что ГВИ с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:11177, категория земель: земли населенных пунктов-для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения. Местоположение участка установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, ЦАО, ул. <адрес>.
 

    Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».
 

    Постановлением Правительства Омской области от 21.12.2011 № 254-п действие Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П отменено с 01.01.2012.
 

    Поскольку земельный участок с кадастровым номером № не вошел в утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Омской области № 36-п от 26.09.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", перечень земельных участков, для которых определена кадастровая стоимость, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ИФНС №2 по ЦАО г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
 

    Решением от ДД.ММ.ГГГГ № 20629, оставленным без изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №16-23/00644, ответчик отказал истцу в осуществлении возврата в связи с отсутствием переплаты по налогу за 2012 год.
 

        Как следует из искового заявления, в августе 2012 года ГВИ обратился в Центральный районный суд г. Омска с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ в размере рыночной стоимости.
 

    Решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости, равной 1 895 817 рублей. При этом, как следует из данного судебного акта, в силу публично-правового регулирования отношений, объектом которых выступает земельный участок, а также того, что ЗК РФ не предусматривает возможности изменения в данном случае стоимости земельного участка за предыдущий период, установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости может иметь место лишь с момента вступления в законную силу решения суда.
 

    Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного судебного решения с ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 1 895 817 рублей.
 

    В соответствии с ч. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
 

    На основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена для вышеуказанных целей, применяется нормативная цена земли.
 

    Пунктом 4 статьи 391 НК РФ определено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
 

        Согласно пункту 1 Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 12 августа 2011 г. N П/302/ММВ-7-11/495@, обязанность по представлению сведений, необходимых для исчисления земельного налога, возложена на Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации.
 

    Из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 4821-13-иш следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 12 918 574,90 рублей.
 

    Поскольку кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка на 2012 год была определена в размере 12 918 574,90 рублей, ГВИ реализовал свое право на внесение изменений в ГКН в части установления иной кадастровой стоимости в отношении принадлежащего ему земельного участка на основании вступившего в законную силу судебного акта с 11.02.2013, суд полагает, что ответчиком в соответствии с действующим законодательством обоснованно для расчета земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № за 2012 год, применена кадастровая стоимость в размере 12 918 574,90 рублей.
 

    При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования ГВИ о признании незаконным решения ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении на ответчика обязанности осуществить возврат излишне уплаченного налога за 2012 год в размере 150 005,67 рублей, оставить без удовлетворения.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

        Исковое заявление ГВИ оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.
 

    Судья