Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино. 22 сентября 2014 года.
Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф.З., с участием
представителя заявителя - заместителя прокурора Кривошеинского района Томской области Давыденко А.П.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области к Администрации сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации сельского поселения. Просит обязать Администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения закона в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно: провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах, установленных постановлением Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№«О мерах противодействия коррупции», которым утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов Администрации сельского поселения. В заявлении указал, что в результате проверки исполнения Администрацией сельского поселения законодательства о противодействии коррупции, проведенной прокуратурой в июне 2014 года, установлено, что должностными лицами Администрации сельского поселения не выполняется требования Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», а также Федерального закона от 17.07.2009 года № 172 – ФЗ « Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Применение норм Федерального закона № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» призвано обеспечить публичность, открытость деятельности органов местного самоуправления, сформировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, поэтому его требования подлежат неукоснительному соблюдению. Несоблюдение закона Администрацией сельского поселения является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений и нарушает права неопределенного круга лиц на разрешение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования органами местного самоуправления в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами, так как в не прошедших антикоррупционную экспертизу актах могут содержаться нормы, способствующие коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, что также создает условия для незаконного и неэффективного расходования средств местного бюджета.
Также указал, что Администрация сельского поселения не устранила указанные нарушения после внесения прокурором Кривошеинского района Томской области представления об их устранении.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования прокурора Кривошеинского района и привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, признал требования прокурора в полном объёме.
Суд, заслушав объяснения представителя заявителя, заявление представителя заинтересованного лица, изучив письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из мер по профилактике коррупции и закреплена в пункте 2 ст. 6 Федерального закона № 273 – ФЗ « О противодействии коррупции».
Статьёй 2 Федерального закона № 172 – ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правого акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов / проектов нормативных правовых актов/.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 172 – ФЗ предусмотрено, органы, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, а пунктом 3 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится ими в соответствии с названным Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов Администрации сельского поселения утверждено постановлением Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№«О мерах противодействия коррупции».
Согласно пункту 8 Положения, антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Администрации проводит уполномоченное Главой сельского поселения лицо - Управляющий делами Администрации сельского поселения. В соответствии с пунктами 9, 10, 11 Положения, антикоррупционая экспертиза проводится как в отношении проектов, так и действующих нормативных правовых актов, антикоррупционая экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в срок до 15 дней, экспертиза проектов нормативных правовых актов – в срок не более 10 дней.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГгода, Администрации сельского поселения не проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, заинтересованным лицом не составляются соответствующие заключения.
Таким образом, Администрация сельского поселения не исполняет требования Федеральных законов № 273 – ФЗ и № 172 – ФЗ и не обеспечивает реализацию государственной политики, направленной на противодействие коррупции.
Суд считает обоснованными и заслуживающими внимания доводы заявителя о том, что бездействие Администрации сельского поселения, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, противоречит прямому указанию закона о необходимости проведения такой экспертизы, создает условия для проявления коррупции и в конечном итоге нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, на разрешение вопросов местного значения в соответствии с актами органа местного самоуправления, в которых отсутствуют нормы, способствующие проявлению коррупции.
На основании изложенного суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Кривошеинского района Томской области о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации сельского поселения и о возложении обязанности на Администрацию сельского поселения провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах, установленных постановлением Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№«О мерах противодействия коррупции».
При установлении срока, в течение которого заинтересованным лицом должны быть устранены установленные нарушения, суд исходит из того, что указанный прокурором срок является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации сельского поселения.
Обязать Администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения закона в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, а именно: обязать провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах, установленных постановлением Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№«О мерах противодействия коррупции», Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Ф.З. Петрушенко
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.