Дело № 2-309/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2014 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе: председательствующего судьи Загарова И.Н.,
с участием прокурора О.И.В.
при секретаре Валутиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес> о принятии мер по ликвидации несанкционированного образования отходов, об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, оборудовать водонепроницаемым покрытием специальную площадку для размещения контейнеров, разработать и согласовать генеральную схему очистки населенных пунктов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области,
У С Т А Н О В И Л:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, о принятии мер по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, оборудовать водонепроницаемым покрытием специальную площадку для размещения контейнеров, разработать и согласовать генеральную схему очистки населенных пунктов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Прокурор мотивирует свои требования тем, что прокуратурой по поступившему обращению проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории Боровиковского сельского поселения, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения полномочия в указанной сфере реализованы не в полном объеме. Установлено, что в д.<адрес> Боровиковского сельского поселения в овраге за канализационной насосной станцией (напротив <данные изъяты>) и в овраге, расположенном за контейнерной площадкой по <адрес> неизвестными лицами осуществляется складирование отходов бытового происхождения. Складирование отходов потребления на указанной территории незаконно. Земельные участки на которых осуществляется складирование отходов находятся в границах Боровиковского сельского поселения и являются муниципальной собственностью, а потому должна быть проведена их очистка.
Кроме того, контейнерная площадка в районе нахождения канализационной насосной станции не имеет водонепроницаемого покрытия.
Администрацией Боровиковского сельского поселения в населенном пункте д.<адрес> не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, на территории указанного населенного пункта отсутствует места складирования отходов. Отсутствие мест, складирования отходов влечет за собой образование на территории муниципального образования мест несанкционированного складирования отходов.
Генеральная схема очистки населенных пунктов поселения не разработана и не утверждена.
Права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду нарушены в силу того, что непринятие администрацией Боровиковского сельского поселения мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения, а также мер к ликвидации мест несанкционированного размещения отходов может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу здоровью населения и может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания среди людей и животных.
С учётом уточнения исковых требований в судебном процессе прокурор просит:
- обязать администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из оврага расположенного в кадастровых кварталах № в пределах территории, ограниченной канализационной насосной станцией напротив <адрес> и контейнерной площадкой по <адрес>;
- обязать администрацию Боровиковского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать водонепроницаемым покрытием специальную площадку для размещения контейнеров, расположенную по <адрес>;
- обязать администрацию Боровиковского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д.Б.<адрес>;
- обязать администрацию Боровиковского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов Боровиковского сельского поселения <адрес> и в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить её.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом прокурора от иска было прекращено производство в части исковых требований об обязании администрации Боровиковского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из оврага расположенного в кадастровых кварталах № в пределах территории, ограниченной канализационной насосной станцией напротив <адрес> д.Боровиково и контейнерной площадкой по <адрес>.
В судебном заседании представитель прокуратуры О.И.В. . заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района в суде не явился. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Будучи допрошенным в предыдущем судебном заседании глава администрации Боровиковского сельского поселения иск в части необходимости оборудования водонепроницаемым покрытием специальной площадки для размещения контейнеров, расположенной по <адрес>, однако просил предоставить срок для исполнения данного требования до ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью исполнения в период снежного покрова. Также признал иск в части разработки и утверждения генеральной схемы очистки территорий Боровиковского сельского поселения в сроки указанные прокурором. В части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории д.<адрес> иск не признал и пояснил, что с жителями данной деревни проводилось общее собрание, на котором жителями было принято решение о том, что все самостоятельно будут вывозить мусор. Поэтому считает отсутствует необходимость в организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории д.<адрес>.
Третье лицо по делу Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> в судебное заседание своего представителя не направили, прислали заявление в котором просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
Ответчик иск в части необходимости оборудования водонепроницаемым покрытием специальной площадки для размещения контейнеров, расположенной по <адрес> признал добровольно, поэтому суд принимает данное признание иска, т.к. это не противоречит нормам законодательства и не нарушает чьих-либо прав. Судом установлено, что в настоящее время контейнерная площадка для мусора у дома № по ул.<адрес> не оборудована водонепроницаемым покрытием. Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Пунктом 1.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Решая вопрос о сроке исполнения данного требования суд согласен с мнением истца, о том, что разумным и обоснованным является необходимость исполнения данного требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку ответчиком не представлено доказательств о невозможности его исполнения в период снежного покрова.
Также суд принимает признание ответчиком иска в части разработки и утверждения Генеральной схемы очистки населенных пунктов Боровиковского сельского поселения, т.к. это не нарушает чьих-либо прав и интересов. В настоящее время Генеральная схема очистки территорий администрацией Боровиковского сельского поселения не разработана и не утверждена. Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Согласно п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Также суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора о возложении на ответчика обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д.Б<данные изъяты>.
Так, в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Данное право также закреплено в п.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз.2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, предусмотренные федеральным законодательством, содержаться и в ст.7 п.18 Устава Боровиковского сельского поселения.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Проведённой прокуратурой проверкой установлено наличие в д.<адрес> несанкционированных мест размещения отходов, отсутствие нормативно-правовых актов и иных решений органа местного самоуправления поселения по вопросам организации и сбора бытовых отходов и мусора в д.<адрес>.
Суд не может принять доводы ответчика о самостоятельном решении жителями д.<адрес> вопроса по сбору и вывоза мусора, поскольку документально данные доводы не подтверждены, и данное полномочие отнесено законом именно ведению органа местного самоуправления поселения. Кроме того, отходы производства и потребления могут образовываться не только от жизнедеятельности жителей д.<адрес>, но и лиц посещающих данный населённый пункт, транзитного транспорта и т.п.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района удовлетворить.
Обязать администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского района Костромской области
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать водонепроницаемым покрытием специальную площадку для размещения контейнеров, расположенную по <адрес>;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д.<адрес>
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес> и в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить её.
Решение в течение одного месяца со дня вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: